ГЕОРГИЙ ГАПОН
ВСТРЕЧА АЗЕФА С БУРЦЕВЫМ
Никто из бывших товарищей после 1908 г. никогда больше не видел Азефа. Только Бурцеву удалось узнать его адрес и встретиться с ним 15 августа 1912 г. Два дня длились их беседы в одном франкфуртском кафе.
Теперь Азеф не отрицал своих сношений с полицией. Это была ошибка молодости, утверждал он. Но потом он даже полицию использовал в интересах революции. Азеф говорил, что ещё не известно, кому он принёс больше пользы: революции или полиции. Да, ему приходилось выдавать боевиков, но благодаря этому удавались самые дерзкие покушения. Разве другие эсеры не посылали иногда боевиков на верную смерть? С упрёком он сказал Бурцеву: «Если бы не вы, Владимир Львович, я убил бы царя».
«Но ведь дело не только в этом, — заметил Бурцев. — Ведь вопрос имеет и принципиальное значение». Азеф взглянул на него с удивлением...
(1870—1906)
В 1905 г. вся Россия восхищалась этим человеком. Его называли «вождём революции», «героем красного воскресенья». Почти в каждой рабочей семье имелся портрет красивого, осанистого священника с благородным высоким лбом.
Священник Петербургской пересыльной тюрьмы Г. Гапон.
Родился Георгий Аполлонович Гапон 5 (17) февраля 1870 г. в селе Беляки близ Полтавы в крестьянской семье. Родители хотели, чтобы сын стал православным священником, и отправили его учиться в полтавскую семинарию. Позднее он продолжил учёбу в духовной академии в Петербурге, которую закончил в 1903 г. Молодой священник сочувствовал беднякам, бездомным и другим «отверженным». Он часто заходил на заводы, в рабочие общежития, городские ночлежки. По окончании академии занял место священника в Петербургской пересыльной тюрьме.
Осенью 1902 Г. отцом Георгием заинтересовался один из руководителей столичной полиции Сергей Зубатов. Он пригласил его к себе и предложил создать под опекой полиции рабочие кружки. Конечно, такие кружки ни в коем случае не могли заниматься политикой. Речь шла о взаимопомощи, культурном и религиозном просвещении рабочих. Г. Гапон с радостью взялся за дело.
Весной 1904 г. власти окончательно разрешили деятельность общества во главе с Г. Гапоном. Оно называлось «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга». Первое время рабочие просто устраивали безобидные чаепития, вечера с музыкой и танцами, открыли кассу взаимопомощи. Полиция помогала обществу деньгами.
«Собрание» разрасталось: к концу 1904 г. в нём состояло уже около 9 тыс. человек. Но в декабре события внезапно приняли неожиданный оборот. С Путиловского завода уволили четырёх рабочих — членов общества. Их товарищи потребовали восстановить уволенных на работе и 3 января объявили стачку. Огромный завод остановился.
Начальник столичного охранного отделения Александр Герасимов писал: «Это движение застало полицию врасплох. Гапона считали своим, а потому вначале не придавали забастовке большого значения. Уже после начала забастовки с Гапоном виделся петербургский градоначальник Фулон. Это был, говорят, очень честный человек и хороший солдат... С Гапоном он был давно знаком и доверял ему. То, что Гапон теперь делал, его сильно смущало.
— Я человек военный, — заявил он Гапону, — и ничего не понимаю в политике. Мне про Вас сказали, что Вы готовите революцию. Вы говорите совсем иное. Кто прав, я не знаю. Поклянитесь мне на священном Евангелии, что Вы не идёте против Царя, — и я Вам поверю.
Гапон поклялся...».
Забастовка стала расти как снежный ком. Выдвигались всё новые и новые требования. В городе прекратили выходить газеты, перестал работать водопровод, отключили электричество и газ. Столица погрузилась во тьму.
Утром в воскресенье 9 января 1905 г. многотысячные колонны рабочих во главе с Г. Гапоном двинулись «к Царю», к Зимнему дворцу. Рабочие шли семьями, с жёнами и детьми, несли портреты Николая II и хоругви, пели молитвы. Одну из колонн, высоко
Г. Гапон и градоначальник И. Фулон среди членов «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга».