ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ

По истории педагогики и философии образования

Контрольная работа

Вариант 1

Выполнил:

cтудент группы

ФИО Иванов С.И.

Проверил:

должность доцент

ФИО. Сумина Т.Г.

 

Екатеринбург 2007

 

Приложение 2

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее – доктрина) – основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

– преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

– утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики;

– создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения. Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.

Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.

Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

 

 

Система образования призвана обеспечить:

– историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

– воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

– формирование культуры мира и межличностных отношений;

– разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

– формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и одновременного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

– организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;

– непрерывность образования в течение всей жизни человека;

– многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

– преемственность уровней и ступеней образования;

– создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие дистанционного обучения;

– академическую мобильность обучающихся;|

– развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

– подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

– воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

– экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Образование является сферой ответственности и интересов всего институтов. Государство в сфере образования обязано обеспечить:

– реализацию конституционного права и равные возможности бесплатного образования высокого качества;

– сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

– участие органов государственной власти в деятельности муниципальных образовательных учреждений;

формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;

– светский характер образования;

– условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;

– всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом развитии детей, учащихся и студентов;

– ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за детей, не получающих полного общего образования;

– ликвидацию детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи;

– воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

– создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования;

– нормативное финансирование образовательных учреждений;

– стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования

– стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;

– привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;

– доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного рождения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе;

– предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования;

– высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего мол;

– правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;

– законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждении и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образовании, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот работникам образования и обучающимся;

– гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;

– сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиции их культур;

– сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации;

– развитие образования и культуры коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

– сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального российского государства;

– качественное образование в сельской общеобразовательной школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обу­чения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;

– государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;

– создание правовых условий получения образования как за счет средств бюджетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся, предприятии и организаций;

– создание и реализацию условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей;

– развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;

– интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;

– создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки работающего населения, высвобождаемых работников и безработных граждан;

– поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;

– активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;

– доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;

– интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций;

– активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.