Совет союс в первыеспослевоен десятилетия 1945-1964:внутренняя политика

Особенно заметно «оттепель» проявилась в литературе и ис­кусстве. Восстанавливается доброе имя многих деятелей культу­ры — жертв беззакония: В. Э. Мейерхольда, Б. А. Пильняка, О. Э. Мандельштама, И. Э. Бабеля и др. После долгого переры­ва стали издаваться книги А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслу­женно замалчиваемым или ранее неизвестным. Публиковались стихи С. А. Есенина, распространявшиеся после его смерти пре­имущественно в списках. В консерваториях и концертных залах зазвучала почти забытая музыка западноевропейских и русских композиторов конца XIX — начала XX в. На художественной вы­ставке в Москве, устроенной в 1962 г., были выставлены карти­ны 20—30-х гг., долгие годы пылившиеся взапасниках.
Оживлению культурной жизни общества способствовало появление новых литературно-художественных журналов: «Юность», «Иностранная литература», «Москва», «Нева», «Со­ветский экран», «Музыкальная жизнь» и др. Второе дыхание об­рели и уже известные журналы, прежде всего «Новый мир» (главный редактор А. Т. Твардовский), превратившийся в трибу­ну всех демократически настроенных творческих сил в стране. Именно там была в 1962 г. напечатана небольшая по объему, но сильная по гуманистическому звучанию повесть бывшего узника ГУЛАГа А. И. Солженицына о судьбе советского политзаклю­ченного — «Один день Ивана Денисовича».
Со второй половины 50-х гг. заметно расширяются междуна­родные связи советской культуры. Был возобновлен Московский кинофестиваль (впервые состоялся в 1935 г.). Высокий авторитет в музыкальном мире приобрел Международный конкурс испол­нителей им. Чайковского, регулярно проводимый в Москве с 1958 г. Открылась возможность ознакомиться с зарубежным ху­дожественным творчеством. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. Пушкина, накануне войны переведенная в запасники. Проводились выставки зарубежных собраний: Дрезденской галереи, музеев Индии, Ливана, картин мировых знаменитостей (П. Пикассо и др.).
Активизировалась и научная мысль. С начала 50-х и до кон­ца 60-х гг. почти в 12 раз выросли расходы государства на нау­ку, а численность научных работников увеличилась в шесть раз и составила четвертую часть всех ученых мира. Было открыто много новых исследовательских институтов: электронных управ­ляющих машин, полупроводников, физики высоких давлений, ядерных исследований, электрохимии, радиационной и физико-химической биологии. Закладывались мощные центры по раке­тостроению и изучению космического пространства, где плодо­творно трудились С. П. Королев и другие талантливые конструк­торы. В системе Академии наук СССР возникли учреждения, занимавшиеся биологическими исследованиями в области гене­тики.Продолжало изменяться территори­альное размещение научных учреждений. В конце 50-х гг. сформировался крупный центр на востоке страны — Сибирское отделение Академии наук СССР. В него вошли Дальневосточный, Западно-Си­бирский и Восточно-Сибирский филиалы АН СССР, институты Красноярска и Са­халина.Больший простор для научных изысканий получили ученые-гуманитарии. Появляются новые журналы по разным отраслям обществоведения: «Вестник истории мировой культуры», «Миро­вая экономика и международные отношения», «История СССР», «Вопросы истории КПСС», «Новая и новейшая история», «Во­просы языкознания» и др. В научный оборот былавведена часть утаиваемых ранее работ В. И. Ленина, документов К. Маркса и Ф. Энгельса. Историки получили доступ к архивам. Публико­вались документальные источники, исторические исследования по запретным до того темам, воспоминания, статистические материалы. Это способствовало постепенному преодолению ста­линистского догматизма, восстановлению, пусть и частично, правды в отношении исторических событий и репрессированных деятелей партии, государства и армии.Реформаторские веяния затронули также высшую и среднюю школу. Рост потребностей в специалистах стимулировал значи­тельное увеличение числа вузов, прежде всего в областях зна­ний, непосредственно связанных с передовыми отраслями науки и производства: реактивной техникой, радиолокацией, ядерной энергетикой, электроникой, автоматикой и др. Резко менялось соотношение между различными формами обучения. На первый план вышло вечернее и заочное образование для людей, занятых на производстве. В 1957 г. были введены новые правила приема в вузы. По ним преимущества при поступлении получали лица, имевшие стаж работы не менее двух лет или демобилизованные из рядов Советской Армии. Для такой молодежи создавалась сеть курсов по подготовке к вступительным экзаменам. Наряду с положительными моментами это имело и ряд от­рицательных: снизились уровень подготовки поступающих на первый курс, успеваемость студентов и качество их знаний. Еще более противоречивой была реформа общего среднего образования, предпринятая в 1958 г. под лозунгом борьбы за «укрепление связи школы с жизнью». Вместо семилетнего вводи­лось обязательное восьмилетнее обучение. Полное среднее обра­зование осуществлялось на «политехнической» основе — через соединение обучения в школе с производственным трудом. Два дня в неделю вместо уроков школьники старших классов долж­ны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Срок обучения в средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, а выпускники, помимо аттестата зрелости, получали свидетель­ство о специальности. Одновременно была упразднена система «трудовых резервов» — военизированных ремесленных и фаб­рично-заводских училищ. Их заменили обычные профессиональ­но-технические училища, куда можно было поступать после VIII класса.

53.внешн пол ссср после вов холодная война ИСТОКИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ.Термин “холодная война” был введен в обращение Черчиллем в ходе его выступления в Фултоне (США) 5 марта 1946 года. Уже не являясь лидером своей страны, Черчилль оставался одним из самых влиятельных политиков мира. В своей речи он констатировал, что Европа оказалась разделенной “железным занавесом”, и призвал западную цивилизацию объявить войну “коммунизму”. Почему же холодная война началась только после Второй Мировой войны? Очевидно, это было продиктовано самим временем, самой эпохой. Из этой войны союзники вышли настолько сильными, а средства ведения войны стали столь разрушительными, что стало ясно: выяснять отношения прежними методами слишком большая роскошь. Тем не менее, желания извести противную сторону у партнеров по коалиции не убавилось. В известной степени инициатива начала “холодной войны” принадлежит странам Запада, для которых мощь СССР, ставшая очевидной в ходе Второй Мировой войны, оказалась очень неприятным сюрпризом. Итак, “холодная война” возникла вскоре после окончания Второй Мировой войны, когда союзники принялись подводить ее итоги. Что же они увидели? Во-первых, . Пол-Европы оказалось в советской зоне влияния, и там лихорадочно возникали просоветские режимы. Во-вторых, возникла мощная волна освободительного движения в колониях против метрополий. В-третьих, мир быстро поляризовался и превращался в двухполюсной. В-четвертых, на мировой арене сформировались две сверхдержавы, военно-экономическая мощь которых давала им существенное превосходство над другими. Плюс ко всему, интересы стран Запада в различных точках земного шара начинают наталкиваться на интересы СССР. Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй Мировой войны, быстрее других и осознал Черчиль, провозгласив “холодную войну”"Холодная война" - период в развитии международных отношений и внешней политики СССР, длившийся почти 40 лет после окончания второй мировой войны. Сутью "холодной войны" было политическое, военно-стратегическое и идеологическое противостояние стран капиталистической и так называемой социалистической системы. "Холодная война" втянула в себя всю планету. Она расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-политические системы. Мир стал двухполюсным, биполярным. Возникла своеобразная политическая логика этого соперничества - кто не с нами, тот против нас. Все события в мире стали рассматриваться как бы сквозь эту "черно-белую" призму соперничества. Во всём и везде каждая сторона видела коварную руку противника, одновременно пытаясь любыми средствами досадить ему. “Почему началась “холодная война”? ” - многим задавал этот вопрос перед началом своей работы и получал короткие ответы. Но после изучения различной литературы на эту тему понял, что ответ вовсе не краток. Противостояние систем внешне имело мирную, идеологическую форму (“холодная война”), хотя и были предприняты определенные “разведки боем” — самые значительные: с социалистической стороны — война в Корее (1950—1953 гг. ), установка ракет с атомными боеголовками на Кубе (1962 г. ), война в Афганистане (1979—1989 гг. ), а с капиталистической — война во Вьетнаме в 1960-х гг. Все они окончились провалом. Суть “холодной войны” состояла в беспримерном соревнований по производству современных вооружений между западным (Североатлантический договор) и восточным (Варшавский договор) военными союзами. Гонка новых вооружений охватила все роды войск — сухопутные, воздушные, морские. Главным результатом явилось создание, нового типа стратегического оружия: термоядерных (водородных) бомб (1955 г. ), многократно превышающих разрушительную силу атомных зарядов, и их носителей — баллистических межконтинентальных ракет (1957 г. — первый вывод ракетой в космос спутника Земли) — как стационарных (в шахтах), так и мобильных (на атомных подлодках). В 1961 г. испытание советской сверхмощной водородной бомбы на Новой Земле буквально потрясло земной шар, по которому трижды пробежала сейсмическая волна, а “гриб” поднялся в небо на 67 км. Стало предельно ясно, что ракетно-ядерная война означает неминуемую гибель цивилизации, в ней не может быть победителей и побежденных. Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря - империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР". В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии, Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР.) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

54.внутрення политика ссср 1964-1985• В эти годы наметилась смена полит.курса, наметился курс на переход от социализма к коммунизму («концепция развитого социализма»)
• 1960-70е гг – нарастание нац.конфликта внутри СССР
• Принята новая конституция 1977, в которую была положена концепция развитого социализма
• Усиление цензуры вызвало появление диссидентского движения
Хоз.реформа середины 60-х гг: в нее были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет).
8-ая пятилетка (1966-70) – индустриальное6 развитие:
1. Время наиболее стабильного развития послевоенной экономики
2. Увеличение масштаба нового строительства
3. Развитие науки (химии, энергетики, электроники, нефтегазодобывающей и атомной промышленности)
4. Процесс перехода пр-ти на систему хозрасчета завершен к концу 8-й пятилетки

Тенденции аграрного развития:
1. создание комбинатов и агрофирм с целью интесификации сельского хоз-ва (для поднятия аграрного пр-ва)
2. увеличение расходов на военные нужды
3. падение цен на нефть – важнейший предмет советского экспорта
4. обострение соц.неравенства (классовая борьба) – падение авторитета КПСС