IV. Ксилография
III. Линогравюра
Линолеум - благодатный материал для любых творческих замыслов: от экслибриса и книжной заставки до большой станковой гравюры как черной, так и цветной. Гравюра на линолеуме способствует развитию пластического видения. Занятие линогравюрой не только интересно, но и полезно тем, что приучает работать в материале, заставляет много рисовать, постоянно тренировать руку, глаз.
1) разновидность выпуклой гравюры - ручной способ изготовления формы высокой печати на линолеуме;
2) листовое издание
Линогравюравозникла на рубеже ХЖ — XX веков, после того, как был изобретен линолеум.
Линолеум — прекрасный материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей.
При печати линогравюры используют те же типографские краски, что и при печати ксилографии. Накатывать краску на линолеум лучше всего вальцмассовым валиком, при этом важно отрегулировать количество краски, наносимой на линогравюру: к ее не должно быть много, чтобы не залить мелкий штрих, и не должно быть мало, чтобы не возникли непропечатки.
Линогравюра - разновидность высокой печати. Изображение вырезается на линолеуме (отсюда название) или других полимеро - пластических материалах. Появилась сравнительно недавно, в начале XX в. По технике исполнения близка ксилографии. Однако резать по линолеуму легче, чем по дереву. Линогравюра дает сочный штрих благодаря мягкости материала. Специфические качества линолеума позволяют работать быстро, выполнять листы больших размеров, в том числе цветные. Все это и
относительная дешевизна и большая тиражность делают линогравюру весьма привлекательной для художников-графиков. В России расцвет линогравюры приходится на конец 1950-х-60-е гг.
Остановимся поподробнее на линогравюре - это выпуклая гравюра на специальном художественном линолеуме. Возникла в начале 20 века. Специфические качества линогравюры заключаются в ее резком контрасте белого и черного, в сочности и живописности штриха, получаемого благодаря мягкости материала, возможностью работать с большими размерами листа и цветной печатью. Для создания линогравюры, берется специальный линолеум или сходный полимерно-пластический материал, на поверхность которого наносится рисунок, затем все свободные от рисунка участки доски с помощью специальных резцов (штихилей) вырезаются на 2-5 мм. Рисунок, таким образом, возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска на нее накатывается валиком, после чего к доске под прессом равномерно придавливается эстампная бумага, на которую переходит изображение. Также следует отметить, что для создания графического изображения в цвете, под каждый цвет художник использует отдельную доску, на которой вырезается определенный рельеф именно на заранее задуманный цвет, таким образом, при создании цветной линогравюры может использоваться несколько досок (обычно 5-7).
Ксилография(от греч. Xylon — срубленное дерево и ... grapho — пишу, черчу, рисую), гравюра на дереве, — изготовление клише ручным способом на деревянной доске с гладко отшлифованной поверхностью. Главное требование - древесина должна быть твердой и мелкососудистой (самшит, граб, бук, груша и т.д.)
Изображения или орнамент гравировали вместе с текстом или на отдельных досках, которые часто употреблялись в других печатных или рукописных изданиях.
Наиболее старая из известных иллюстраций, напечатанных с деревянной формы, обнаружена в Корее, в 1866 году. Так как датировка оттисков не совсем точна, то можно предположить, что она выполнена приблизительно в 750 году. Китайская "Алмазная Сутра" датируется 868 годом, объединяющая в себе награвированный титульный лист и текст с нумерованными гравюрами. Цветная ксилография — сложный технологический и печатный процесс, где для одного изображения гравируют несколько досок и последовательно печатают на один лист. В зависимости от сложности цветового решения, количество досок может достигать 10-15 штук. Различают также оригинальную и репродукционную ксилографию, но в некоторых случаях мастерство резчика становится в один ряд с автором воспроизводимого изображения. Такие оттиски, благодаря виртуозному исполнению, имеют самостоятельное художественное значение и собираются коллекционерами.
Ксилография в настоящее время используется главным образом, как художественно-технический прием иллюстрирования книг, создания экслибрисов и другой печатной графики.
Обрезная ксилографиявыполняется на доске продольного распила ножами и стамесками (угловыми и полукруглыми), применяемых в столярном деле. Обычно художник рисовал на доске пером, а резчик-гравер удалял древесину вокруг штрихов изображения. Оттиски из серии "Апокалипсис" (1496-98) Альбрехта Дюрера (Albrecht Durer 1471-1528, German) являются прекрасным примером такого гравирования.
Торцовая гравюратребует при гравировании другой инструмент - резцы, применяемые для гравирования по металлу, например в ювелирном деле.
Кьяроскуро(итал. Chiaro e scuro - светотень) - разновидность многокрасочной обрезной гравюры, которую создал итальянский живописец и резчик по дереву Уго да Карпи ( ок. 1480-1532) и в 1516 году получил привилегию у венецианского Сената на новый способ печати. В кьяроскуро отсутствует рисующий штриховой контур и изображение складывается из трех-четырех тоновых досок, в которых изображаемые формы переданы широкими плоскими пятнами, комбинация которых создавала богатую гамму листа. Часто раскладка велась по тону, по градациям светотени и такие гравюры напоминали тоновые, а немногоцветные.
Клише(франц. cliche ) — форма высокой печати для полиграфического воспроизведения иллюстраций. Изготавливается фотомеханическими, электромеханическим и ручным способами. Клише могут быть штриховыми или растровыми.
Ксилография(от ксило... и ...графия), гравюра на дереве, один из наиболее распространённых видов гравюры. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Изображение в К. отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения (см. Высокая печать). Формы, изготовленные способом К., выдерживают до 15 тыс. оттисков. Для больших тиражей с ксилографических досок делается гальваноклише. Являясь древнейшим видом гравюры, К. издавна служила для создания как иллюстраций
в печатных книгах, так и эстампов. В 19 в. широко применялась для печатания иллюстраций и репродуцирования живописи и рисунка в книгах и журналах.
V. Гравюра на воске
Восковая модель - сердце всего ювелирного производства. Модельер, используя в начале своей работы эскиз, нарисованный на бумаге, постепенно превращает его в объемное изделие. Модельер играет роль связующего звена между идеями дизайнера, воплощенными в виде эскиза и практической работой ювелира, выполненной в металле, с учетом всех возможностей, проблем и особенностей производства ювелирных изделий. Именно поэтому модельер, работающий с воском, должен хорошо понимать и учитывать все технологические процедуры, которые шаг за шагом превращают воск в оригинальное изделие из метала - литье, грубая и финишная обработка, пайка, закрепка и т.д. Модельер не должен забывать, что готовая модель, изготовленная из воска - это не результат работы, а только первый шаг в создании ювелирного изделия.
В основе массового ювелирного производства лежит технология точного литья по выплавляемым моделям. Эта технология известна с древнейших времен. Индейцы Майя много столетий назад отливали из золота сложнейшие изделия с высокой степенью проработки деталей именно по этой технологии. Тот же технологический процесс (с учетом использования современных знаний и более качественных формовочных расходных материалов) используется и в настоящее время. Процесс достаточно подробно описан в литературе и широко практикуется, поэтому не будем останавливаться на нем подробно в настоящей статье. Восковка является обязательной составляющей всего процесса - как при тиражировании изделий, так и при отливке изделия из единичной восковой модели, являющейся результатом длительной работы модельера.
VI. Гравюра на стекле
Пескоструйная обработка стекла производится аппартами двух типов: сифонным или всасывающим бластером и бластером давления.
Сифонный бластер потребляет много воздуха, критичен к снижению его давления. Минимальный размер сопла в таком аппарате больше, чем у бластера давления. Он не подходит для выполнения тонких работ, зато очень хорош для сплошного матирования стекла.
Бластер давления допускает регулировку давления от сотых долей до десятков атмосфер. Его можно использовать как для гравировки стекла или камня, так и для создания полутоновых гравюр (шадинга).
Вне зависимости от используемого типа бластера, стекло подвергается обработке в камере или в специально оборудованном помещении. Мы используем камеру перемещающуюся по рельсам параллельно стеклу, установленному неподвижно на стойке.
Отсасываемый из камеры воздух разделяется в циклоне на песок и загрязненный стеклянной пылью воздух. Песок накапливается в бункере циклона и периодически , примерно 1 раз в час через специальное загрузочное отверстие попадает в бластер давления.
Загрязненный стеклянной пылью воздух проходит через гофрированный фильтровальный картридж. Регенерацию фильтра мы производм методом импульсной обратной продувки.
Абразивный материал для художественной обработки-карбид кремния . Место, куда попадает под давлением струя абразива светится, что сильно облегчает работу.
Сопло используем ВК6 или ВК8 диаметром 1,5-2.0 мм.
Все оборудование разработали и изготовили сами изучив зарубежный опыт.