Различные техники подготовки изображения и печати

Печать изображения

Литографский камень или пластина закрепляются в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком наносится на увлажненный камень краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытыму краской литографскому камню или пластине (прокатывается). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской, а фон остается белым.

Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета, и печать производится на один лист последовательно. Есть и другие способы создания изображения, которые можно комбинировать между собой. Как правило, художник выполняет только рисунок, а обработку камней и процесс печати осуществляет мастер. Иногда сам художник выполняет всю цепочку производства литографии — от шлифования камня смесью песка и воды до конечного этапа печати. В таком случае сама техника и полученный оттиск получают название «авторская литография», или «автолитография». Литография имеет очень много разновидностей, например, литохромия, литогравюра. Но теперь все литографические техники чаще всего имеют общее название — «литография». Сегодня, спустя двести лет, мало что изменилось в технике литографии. Разве что камень практически повсеместно заменили алюминиевыми и стальными пластинами — по той причине, что природные камни очень тяжелы.

Произведениеискусства, выполненное техникой плоской печати

Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.

Разработка дизайна этикеток (также как и дизайна упаковок) выделяется в отдельную область полиграфии прежде всего из-за особенностей технологии производства. В настоящее время все большую популярность приобретает технология нанесения литографии, которая отличается от самоклеящихся этикеток в первую очередь более привлекательным внешним видом, максимальной степенью защиты от подделок и долговечностью.

Литография - один из видов гравюры. Гравюра одно из многих средств , которыми художник выражает свое видение мира. Прелесть гравюры в том , что являясь ТИРАЖНЫМ видом искусства, она остается авторским произведением. Поэтому здесь главное ТАЛАНТ художника. Литография может наноситься на жестяную тару, причем для ее нанесения используются специальные штампы. Изображение наносится на жестяной лист еще в процессе изготовления самой тары, поэтому подготовка оригинал-макетов требует знаний тонкостей и технологий производства. Кроме того, создание гармоничного графического дизайна предполагает участие в разработке профессиональных специалистов, способных на креативные и творчески смелые решения.

и. офорт

Офорт(фр eau-forte — азо! ia ., буквально «крепкая вода»), также аквафорта

разновидность гравюры, художественная техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм, изготовленных путём травления л аллической поверхности кислотами. Известен с XV века. Первая датированная гравюра относится к 1513 году.

Для изготовления печатной формы металлическая пластина покрывается кислотоупорным лаком, на котором специальной иглой (пунктиром) процарапывается рисунок будущей гравюры. Пластина затем помещается в кислоту, которая вытравливает углубления, куда впоследствии закатывается краска. При печати краска из углублённых печатающих элементов изображения переносится на бумагу (таким образом, техника офорта является разновидностью глубокой печати).

Офорт(от франц. eau-forte — азотная кислота), вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами. Известен с начала 16 в.; до этого времени линии изображения на металлической пластине гравировались резцами. Техника Офорт менее трудоёмка. На цинковую (или медную) пластину («доску») наносят кислотоупорный лак, стальной иглой процарапывают слой лака по линиям будущего изображения до металла, затем пластину помещают в азотную кислоту (медную — в раствор хлорного железа). Травление можно производить в несколько приёмов. После первого травления в местах, где отсутствовал лак, образуются незначительные углубления. Затем места, которые соответствуют светлым участкам изображения, вновь покрывают лаком и вторично подвергают травлению, углубляя печатающие элементы, и таким образом за несколько раз получают желаемую градацию тонов. Для печати краска закатывается в углубления, её избыток снимается с ровной поверхности; под действием давления краска переходит на бумагу. В широком смысле в понятие «Офорт» часто включают и другие виды гравюры с травлением — акватинту, павис, которые обычно сочетаются со штриховым Офорт, а также мягкий лак и др. Все эти виды (особенно акватинта) могут, как и штриховой Офорт, применяться для цветной печати.

Как правило, к Офорт обращаются художники, склонные к живописному видению мира, тяготеющие к смешению реальных и фантастических образов и увлечённые таящимися в технике Офорт возможностями особой непосредственности в воплощении замысла, а также случайными эффектами, произвольно возникающими при печати (возможность получать различные оттиски с одной пластины). «Капризы» травления и печати, как и всей технологии Офорт, дают в распоряжение мастера-офортиста дополнительные средства художественной выразительности. Повторное травление создаёт богатейшую тональную шкалу, а правильно заточенный инструмент сообщает штриху особую точность и изящество. На пластине, покрытой лаком, рисуют иглой или гвоздём, просто на металле — кистью, смоченной кислотой, и т. д., что диктует самый различный характер изобразительных средств. В Офорт возможны волосяной штрих, пятно и мягкая широкая линия. Офортная линия, свободная, непринуждённая, способствует достижению широчайшей градации в эмоциональном строе образа — от проникновенной лиричности до напряжённого драматизма. Соединение травленой линии и акватинты (дающей пятно с мягкими переходами тона), эффекты светотени, усиленные применением «сухой иглы» (которая сообщает штрихам особую насыщенность, «бархатистость»), неповторимая фактура, возникающая при многократном травлении,— всё это придаёт Офорт черты, отличающие его от любого другого вида гравюры.