Ранняя готика (12в.).

Церковное строительство.

 

Развитие готики во Франции охватывает время от средин 12 до начала 16вв. Оно может быть разделено на 3 основных этапа: раннюю готику (12 в.), зрелую готику (13 – 14 вв.) и позднюю готику (конец 14 – 15вв.).

 

 

Новая архитектурная концепция, в основе которой лежали поиски способов создания нового свободного пространства, облегчения массивной стены и громоздкого перекрытия, переход к пространственному каркасу, впервые в целой постройке была применена в соборе города Санс (Рис. 225). (Строительство собора начато около 1140г. и окончено в 12в.)

Собор в Сансе – трёхнефная базилика с широким и невысоким (15 х 23 м) средним нефом, сильно контрастирующим с узкими (7 м) боковыми нефами. Своды среднего нефа опираются на могучие, но уже расчленённые приставными колоннами столбы, между которыми поставлены парные колонны, несущие поперечные арки боковых нефов и воспринимающие часть нагрузки продольных арок. В них же упираются средние поперечные рёбра свода главного нефа.

Галереи в соборе отсутствуют. На их месте тянется узкая полоса трифориев с тяжеловатыми по формам аркадами. Верхние окна среднего нефа сравнительно невелики, а толщина контрфорсов, соответствующих основным опорам нефа, доходит до 4 м.

В этом раннем готическом соборе ещё сильны романские традиции, но каркасная система в нём уже стала ощутимой. Неразрешённой ещё осталась задача найти для неё соответствующие композиционные построения. Постепенное решение этой задачи и составляло основное содержание развития готики в 2-й половине 12в.

 

Один из интереснейших памятников ранней готики, послуживший прообразом для ряда соборов Франции и Германии – собор в Лане, начатый в середине 12в. и в основной своей части законченный после 1200г. В течение всего 13в. продолжалась достройка его отдельных частей (Рис. 227).

Основная часть собора представляет собой трёхнефную базилику. Система травей и их перекрытия напоминают собор в Сансе, но аркада среднего нефа покоится не на пилонах, а на цилиндрических столбах, что делает связь между средним и боковым нефами боле тесной, смягчая характерное для романских построек резкое противостояние среднего и боковых нефов. (Рис. 228).

Верхняя часть стены среднего нефа уже почти уничтожена большими и частыми проёмами аркады галерей, лентой трифориев над ними и рядом верхних окон. Доминирует опора, расчленённая наверху служебными колонками (Рис. 199-1). Эту систему опор мы находим в большинстве соборов ранней готики.

 

В этих и многих других ранних постройках французской готики можно отметить некоторые общие черты. Во-первых, готическая конструктивная система применена в них ещё довольно робко. Она пока сводится к разгрузке стены, но не доходит до уничтожения последней, в трактовке пространства нет ещё того свободного взлёта и непринуждённости, которые станут характерными для 13в. Нервюры ещё относительно громоздки.

Во-вторых, во внешнем облике здания ещё преобладают тяжёлые, романские по характеру массы. Это относится в особенности к западному фасаду и башням.

 

Большой шаг вперёд в развитии новой архитектурной системы был сделан в соборе Парижской богоматери, одном из значительных памятников ранней французской готики и готического искусства вообще. Строительство собора, начатое в 1163г. и законченное лишь в середине 14в., велось несколькими этапами. (Рис. 229).

План пятинефного собора имеет форму вытянутого прямоугольника завершённого с востока плавной полуциркульной линией хора. Трансепт лишь незначительно выступает за границу прямоугольника; венец капелл встроен между контрфорсами, как и капеллы нефа, что придаёт плану необычную в готике неразрывную конфигурацию (Рис. 230).

Травеи (за исключением первой травеи хора) имеют в плане почти квадратную форму. Они перекрыты крестовыми сводами на нервюрах, которые разделяют их на распалубки (шесть - в главном, четыре - в боковых нефах) (Рис.203). Это - типичные для 12в. своды с малой стрелой подъёма. Более высокую стрелу подъёма имеют стрельчатые своды боковых нефов. Профили нервюр просты и спокойны.

Опорами сводов служат гладкие круглые столбы в хоре и в среднем нефе, круглые столбы с приставными колоннами – в боковых нефах, ромбические и квадратные в плане столбы с приставными колоннами - в первой травее нефа и в трансепте.

Столбы (до 1,4м в диаметре) не загромождают пространство, но ещё сохраняют вид сильно нагруженной опоры. Они имеют развитые капители, высота которых составляет 1/5 высоты столба (Рис. 231,232).

Собор Парижской богоматери и построенная по его образцу церковь в Манте – последние из больших церквей ранней готики, где для усиления устойчивости конструкции применены галереи.

 

В конструктивной системе собора ведущую роль играет система опор совместно с усиливающими их контрфорсами и аркбутанами. Однако роль стены, особенно до перестройки собора, была ещё довольно велика, и стена, главным образом в среднем нефе, ещё сохранила пережитки романской массивности. Современные большие окна верхней части среднего нефа были сооружены в 13в. Это увеличение оконных проёмов повлекло за собой некоторые изменения наружной системы опор: двухпролетные аркбутаны были заменены однопролётными, смелая дуга которых (более 10м) придаёт особую выразительность внешнему виду боковых фасадов (Рис. 233, 234, 235, 236).

Контрфорсы имеют характерную для ранней готики ступенчатую форму.

Вертикальные членения боковых фасадов и хора связаны с наружной системой опор сводов. Декоративные элементы в них ещё скромны и просты.

Трансепт с обеих сторон имеет порталы, над которыми расположены огромные окна – «розы», более сложные по рисунку переплётов нежели окно - «роза» западного фасада (Рис. 237, 238).

Средокрестие увенчано башней, прорезанной двойными окнами и завершённой острым шпилем (Рис. 239).

Горизонтальные членения боковых фасадов и хора отмечают двухъярусность здания. Боковые фасады и хоровую часть венчают сильно выступающие каменные водосборы в форме полуфигур животных и птиц, людей, принадлежащих, как и фигуры химер двух западных башен собора, каменщикам и скульпторам прославленной парижской школы (Рис. 240).

Знаменитый западный фасад собора с его богатый скульптурной декорацией по праву считается лучшим произведением французской ранней готики. На этом фасаде более отчётливо выступают пережитки романского стиля. Контрфорсы остаются обнажёнными, как и стена вокруг арок порталов.

Фасад, в котором преобладают горизонтальные линии и плоскости, имеет два ясно выраженных яруса. Первый из них завершается так называемой «королевской галереей» – арочным фризом, образующим ленту ниш, занятых 28 статуями, аллегорически изображающими родословную богоматери в образах «королей».

Окно - «роза» занимает всю плоскость средней части стены над карнизом «королевской галереи» (Рис. 211).

Над вторым ярусом уже на последнем этапе строительства была поставлена высокая аркада на тонких колонках. Эта аркада, хотя она и резко меняет характер фасада, служит прекрасным переходом от тяжёлых масс нижних ярусов к вертикали башен.

Аркада несёт на себе венчающий карниз, который одновременно служит и служебным обходом – галерейкой, с низкой балюстрадой и со значительными фигурами химер по углам контрфорсов.

Массивное тело башен, срезанное по углам и украшенное тонкими полуколоннами, арочными мотивами, вимпергами и крестоцветами, прорезано высокими парными окнами, встроенными в толщину стены по принципу перспективных порталов. Этот приём, а также наличие декора и обильное применение краббов на рёбрах облегчает тяжёлую массу башен.

Башни завершают общую композицию фасада, в котором ясно ощущается постепенный переход от горизонтальных объёмов к вертикальным, от тяжёлых масс к облегчённым, что сильно отличает его от статичных романских фасадов. (Рис. 241).

В соборе Парижской богоматери нет и строгой симметричности, характерной для фасадов романских зданий. Фасад расчленён пилонами контрфорсов на 3 сектора, неодинаковых по ширине. Правый сектор уже левого на 1,75м. Различна и высота боковых порталов.

Скульптурные и рельефные украшения играют огромную роль в оформлении собора. Они представляют творчество почти двух веков.

Собор в целом являет живую картинку развития готического зодчества от его первых шагов до периода зрелости.