Исторические условия и особенности развития архитектуры.

Тема 10. Готическая архитектура.

Варианты нервюрных сводов

Схемы разнообразных вариантов нервюрного свода

Капелла Клюни: нервюры свода, опертые на пяты,
находящиеся в стенах, а не на колоннах.

В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр, многие из которых не имеют названия. Несколько основных типов:

Название Иллюстрация Определение
Крестовый свод(quadripartite rib vault) Простейший вариант нервюрного свода, имеющий 6 арок и 4 поля запалубки
(sexpartite rib vault) Усложненный вариант крестового свода, благодаря введению дополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок
Звездчатый свод, (lierne vault, Stellar vault) Следующая ступень усложнения, благодаря введению лиерн, число которых может увеличиваться. Расположение нервюр приобретает очертания звезды.
Веерный свод (fan vault) Создается нервюрами, исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность, напоминающую веер. Типичен для Англии («распластанная готика»).
(netvault) Нервюры создают сетку рёбер с ячейками, примерно одинаковыми по размеру.

 

Романское зодчество в своем последовательном развитии подготовило зарождение готической архитектуры, архитектуры высокого мастерства и больших

дерзаний.

Эпоха, породившая готическое искусство, была временем, когда формировались основы современных европейских государств, складывались новые формы общественного производства. Скованное церковными догмами сознание людей стало пробиваться к познанию реального мира. Многообразнее и глубже стали познавательные интересы, установились более тесные экономические и культурные связи между народами.

Крестовые походы на Восток не только способствовали установлению торговых связей и накоплению богатств, но и расширяли кругозор людей Западной Европы, знакомили их с достижениями передовой арабской науки, а через нее и с трудами античных мыслителей. Подтачивались устои средневекового общества, связанные с замкнутым натуральным хозяйством. Город становился важнейшим экономическим, политическим и культурным фактором.

Стремление познавать захватывает в эту эпоху все виды художественного творчества. Пытливый ум, непосредственность чувства художника, которым проникнуто было готическое искусство, подготовили почву для широкого и глубокого возрождения реалистического искусства, сменившего готику в Италии в 15в.

 

Готическая архитектура уничтожила массу стены, утвердив тектоническую структуру каркасной системы. Пластическая определенность художественных образов, конструктивная четкость, дерзания технической творческой мысли были определяющими в готической архитектуре при всей ее противоречивости.

Между различными элементами готических конструкций существует тесная взаимосвязь. Для того чтобы облегчить стену, преодолеть ее массивность, нужно было заменить тяжелые цилиндрические своды более легкой системой крестовых сводов на нервюрах, локализующих распор в определенных точках. Это давало возможность разгрузить остальные части стен, расширить проемы.

Для того чтобы принцип расчленения ранее равномерно нагруженной стены на облегченные и более нагруженные части довести до логического завершения – до каркасной системы, нужно было увеличить стрелу подъема арок и сводов, уменьшив, таким образом, распор. Это, в свою очередь, вело к утверждению вертикального принципа композиции, к изменению общего вида и художественного образа здания. Крестовый свод на нервюрах был только средством, облегчившим переход к новой архитектурной концепции, в основе которой лежали поиски способов создания нового свободного пространства, облегчения массивной стены и громоздкого перекрытия.

 

Свое наиболее яркое и полное выражение готическая архитектурная система получила в культовом зодчестве, особенно в строительстве больших соборов, которое стимулировало ее развитие и давало простор применению новых строительных приемов и декоративных принципов.

Новые архитектурные формы нашли применение и в зданиях гражданского типа, созданных готикой – ратуш, больниц, бирж, дворцов знати. Именно в эпоху готики создавались те планировочные структуры и складывался тот архитектурный облик городов, которые на несколько столетий определили характер докапиталистического города.

Готика породила такое богатство архитектурного языка, такие пространственные композиции, какие не дала ни одна из предшествовавших ей архитектурных систем.

 

Готическая архитектура развивалась преимущественно как архитектура городская. Она зародилась в связи с развитием городов и развивалась вместе с ними.