Конкуренция

Конспект №3

Анализ рынка

Исследование рынка — последовательные действия по сбору информации о рынках или потребителях. Является очень важным компонентом при выработке стратегии бизнеса.

Исследование рынка должно дать ответы на вопросы, что потребители хотят, в чём нуждаются, чему доверяют. Исследование может включать в себя также изучение действий потребителей, поведение на различных этапах процесса покупки и т.д.

При старте нового бизнеса, особенно важны:

Рыночная информация

Основной рыночной информацией являются цены поставщиков исследуемого рынка, ситуация по спросу и предложению. Такая информация должна получаться из независимых источников, в различных форматах.

Сегментация рынка

Сегментация рынка — это разделения рынка на подгруппы, объединенные по одному или нескольким существенным признакам. Часто используются следующие сегментации: географическая, половая, демографическая и т. д.

Тенденции рынка

Необходимо учитывать тенденции по росту или падению изучаемого рынка в определённый период времени. Достаточно сложно оценить размер рынка при старте нового бизнеса, так как необходимы исторические статистические данные и экспертные данные инсайдеров. В этом случае можно пытаться получить производные цифры от количества потенциальных потребителей, разделив их на сегменты.

Преимущество интенет-маркетинга – это возможность провести предварительные исследования в короткий промежуток времени и с минимальными затратами.

Практическое задание 3.1

В таблице «Исследование рынка» (Приложение №3) необходимо заполнить таблицу «Спрос»

В поле «Товар» перечислите все товары/услуги вашего предприятия, которые необходимо продвигать.

В поле «Ключевое слово» перечислите запросы, по которым люди могут искать ваш или аналогичный товар.

С помощью сервиса Яндекс.Вордстат https://wordstat.yandex.ru/ заполните поле «Количество запросов в месяц»

Эта таблица дает примерное представление об объеме рынка/спросе в регионе. По количеству запросов можно судить о степени популярности различных товаров.

Конкуренция

Конкуренты - это фирмы, производящие аналогичный вашему товар и торгующие им на вашем целевом рынке.

 

Анализ деятельности конкурентов осуществляется:

· для выявления существующих и возможных товаров-конкурентов;

· определения настоящих и потенциальных конкурентов - производителей этих товаров: разработки прогнозов вероятной тактики и стратегии конкурентов.

В результате анализа деятельности конкурентов фирма получает возможность понять, почему конкуренты действуют так, а не иначе, и выработать свою собственную стратегию.

Следует отметить, что в сфере маркетинга принято выделять три вида конкуренции:

· предметную

· видовую

· функциональную

Функциональная конкуренция возникает при удовлетворении конкретной потребности покупателя разнообразными товарами.

Если предметная конкуренция более характерна для случаев массовых продаж, то для персональной продажи дорогостоящих товаров, уникальных устройств или при продажах организациям-потребителям чаще всего имеют место видовая и функциональная конкуренции. Данные виды конкуренции позволяют разрабатывать долгосрочные стратегии действия по завоеванию рынка потребителей на конкурентном поле.

Видовая конкуренция возникает при удовлетворении потребности покупателя однообразными товарами, различающимися существенными характеристиками (например, автомобили с разной мощностью двигателя). При видовой конкуренции борьба между фирмами-конкурентами может осуществляться более разнообразными методами, чем при предметной конкуренции, так как количество инструментов воздействия на покупателя возрастает - товар обладает новыми характеристиками.

 

Предметная конкуренция возникает при предложении покупателю практически одинаковых товаров, различающихся, возможно, только качеством. Это наиболее сложный вид конкуренции для производящих и посреднических фирм.