Предмет и методы экономической теории. Редкость ресурсов и проблема выбора.

Вопросы к комплексному государственному экзамену по дисциплине

«Экономическая теория»

 

1. Предмет и методы экономической теории. Редкость ресурсов и проблема выбора

Предмет и методы экономической теории. Редкость ресурсов и проблема выбора.

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.

Существует реальная и теневая Э(уход от налогов).

На долю ТЭ по данным ГКС приходится 25%, по другим источникам - 40-45%.

В любом обществе решается триединая проблема: что производить, как производить, для кого производить.Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают(ограничены кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом ЭТ явл. в первую очередь эк. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.ЭТ изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения ЭТ явл. решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.Английский экономист Лайнен Роббинс(1898-1984) дал следующее определение предмета экономикс, которое широко используется в западной литературе: "Э - это наука, которая изучает поведение человекас точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование(проблема выбора)".

ЭТ изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.

Марксистское определение.

Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.

Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества.

Определение экономики в учебнике Макконнела и Брю.

Во-первых экономика - это исследование поведения человека в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов.

Во-вторых экономика исследует эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

2.Факторы производства и их характеристика. Производственная функция.Факторы производства и их характеристика. Производственная функция

Производство – это важнейшая сфера деятельности, в которой в результате использования производственных факторов создаются продукты и услуги для потребления. В экономической теориисуществуют различные подходы к выделению факторов производства и их классификации в отдельные группы.

Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет рабочую силу, предметы и средства труда, подразделяя их на две большие группы: личный и вещественный факторы производства. Эти факторы образуют сложную взаимодействующую систему, эффективность которой определяется технологией и организацией производства. Технология предполагает использование разнообразных методов обработки, изменения свойств, формы, состояния предмета труда. Организация производства обеспечивает согласованное функционирование всех факторов производства, их количественное соотношение, взаимодополняемость и взаимозаменяемость.

Маржиналистская или неоклассическая теория традиционно выделяет четыре группы факторов производства: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.

К фактору земля отнесены: природные богатства, леса, пахотные земли, залежи ископаемых и т. д.

Различия в классификации факторов обусловлены разным подходом к анализу производства. Если маржинализм рассматривает факторы как общие технико-экономические элементы, без которых невозможен процесс производства, то марксизм – как экономическую категорию, определяющую социальную направленность производства.

Данная классификация факторов производства не является исчерпывающей. Так, экономическая теория постиндустриального общества выделяет в качестве самостоятельных факторов информационный, экономический и экологический. Американский экономист Э. Денисон, изучая влияние факторов производства на темпы экономического роста, выделил на макроуровне 23 фактора, в том числе жилые здания, складские помещения, относящиеся к капиталу, полицейских и военнослужащих, включаемых в состав фактора «труд», и т. п.

2. Производственная функция. Свойства производственной функции

Для организации любого производственного процесса необходимы факторы производства.

Будем считать, что выпуск продукции произведен при использовании только двух факторов производства – труда и капитала . В общем виде производственная функция (1) имеет вид:

гдеформа производственной функции. Производственная функция описывает технологическую взаимосвязь между объемом выпускаемой продукции и произведенными затратами факторов производства, а также зависимость между затратами. В функции находит отражение максимальный объем продукции, который достигается при каждой комбинации факторов, т. е. в определении производственной функции максимизация продукции решена технически. Если в качестве независимых переменных выступают величины затрат, то производственную функцию называют функцией выпуска, если же фиксирована величина выпуска, то производственная функция является функцией затрат.

При любой комбинации факторов можно достичь нескольких объемов выпуска в зависимости от эффективности организации производства. Если технология становится более прогрессивной, то производитель может увеличивать объем производства при фиксированном наборе производственных факторов. Производственная функция предполагает, что каждое сочетание факторов используется с максимальной эффективностью. Если используются n факторов производства, то производственная функция в общей форме имеет вид:

где – использованные факторы производства.

Если фиксирована величина выпуска, то производственная функция является функцией затрат и тогда затраты любого фактора можно выразить как функцию всех остальных затрат:

=,

где – форма функции.

Для укрупненного анализа и прогнозирования используется производственная функция Кобба-Дугласа*:

,

где максимальный объем продукта при заданных факторах производства;

, затраты труда, капитала;

эффективность применяемой технологии.

, коэффициенты эластичности объема производства, соответственно, по труду и капиталу или коэффициенты прироста , приходящиеся на 1% прироста соответствующего фактора. Названные коэффициенты в сумме измеряют совокупное процентное изменение выпуска при данном процентном изменении затрат труда и капитала. Если + = ,то объём выпуска возрастает ровно на столько, на сколько увеличиваются затраты труда, капитала и материалов, имеет место постоянная отдача от масштаба, и функция Кобба-Дугласа в таком случае является однородной. Если , то предприятием будет получена экономия от масштаба, свидетельствующая о том, что эффективность факторов производства повышается в условиях технического прогресса. Если , будет иметь место убывающая отдача от масштаба производства.

3.Товар и его свойства. Условия становления и основные черты товарного производства.Товар и его свойства. Условия становления и основные черты товарного производства

Товарное хозяйство - производство продукции(услуг) для рынка, для продажи.

А)Общей основой возникновения и развития товарного производства является общественное разделение труда, специализация производителей, затем обособление производителей и появление частной собственности. Первое крупное разделение труда - разделение скотоводства и земледелия; второе - отделение ремесла от земледелия, далее появление отраслей.

Б)Обособление производителей, появление частной собственности.

Различают простое и капиталистическое товарное производство. Простое базируется на частной собственности и личном труде товаропроизводителя. Капиталистическое - на частной собственности и использовании наемной рабочей силы.

Натуральное – товарное – капиталистическое. Товарное хозяйство имеет множество преимуществ перед натуральным. Движущие силы его развития:1.разделение и специализация труда;2.кооперация труда и производства;

3.заинтересованность в повышении производительности труда;4.состязательность, конкуренция;5. использование достижений НТП.

11.Товар и его свойства. Величина стоимости товара. Исходными экономическими категориями товарного производства, а, следовательно, и рынка является товар и деньги. Товар - благо (продукция, услуги), которое удовлетворяет потребности человека и предназначено для обмена, для реализации на рынке. Товар обладает двумя основными свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью. Потребительская стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека. Она составляет вещественное содержание богатства.

ПС относится ко всем продуктам(сырьё и т.д.) ПС составляет вещественное содержание богатства. Потребительская стоимость товара:

1.должна быть создана трудом; 2.должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;

3.должна обмениваться на другой товар(механизм купли-продажи). Товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.

Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один товар на другой.

Т1 = Т2; Т1 = 2Т3

Один товар имеет множество меновых стоимостей. Основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости. Труд товаропроизводителя выступает в виде конкретного труда, затрачиваемого в виде определенной, целесообразной формы (труд слесаря, пекаря, сапожника), и абстрактного труда (общечеловеческого). Абстрактный труд создает стоимость. Разделение труда товаропроизводителя на конкретный и абстрактный труд обусловлено противоречием товарного хозяйства, выступающим в виде противоречия между частным и общественным характером труда. Величина стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и овеществленного труда. Определяется общественно необходимыми затратами(существует разная квалификация призводителей) - средние условия производства, организация производства, ср. квалификация сотрудников, техническая оснащенность. Общественно необходимые затраты совпадают с индивидуальными затратами тех товаропроизводителей, которые реализуют на рынке основную долю товаров того или иного рода

ВС зависит от производительности труда.

Производительность труда - эффективность, результативность труда, измеряется:

1.затратами труда (рабочего времени) на единицу продукции;

2.количеством продукции за единицу рабочего времени.

ПТ зависит от квалификации, специализации и многих других факторов. Основным фактором повышения ПТ является использование НТП. 2 - квалификация, 3 - организация производства.

Интенсивность труда - затраты труда в единицу рабочего времени. Простой труд - не квалифицированный, сложный - квалифицированный, требует специальной подготовки.

 

4.Типы экономических систем. Основные черты рыночной экономики. Функции рынка. Виды рынков. Система – это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы. Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Одной из наиболее распространенных является следующая классификация экономических систем. 1. Традиционная экономическая система – это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев. Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка). Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. 2. Командная или административно-плановая экономика – это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план. Существует ряд особенностей государственного планирования: 1) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов; 2) государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями; 3) государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда. 3. Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельностьКаждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить..

Основные черты рыночной экономики:

1) частная собственность и полная свобода предпринимательства;2) полная экономическая ответственность хозяйствующих субъектов за использование ресурсов;3) приоритет личных экономических интересов;4) конкуренция между субъектами рынка;5) свободное ценообразование;6) ограниченная роль государства в управлении экономикой.

Функции рынка:

1. Функция ценообразования. Рыночная цена формируется на основе ба­ланса интересов продавцов и покупателей данного вида товара, что, в конечном счете, сводится к соотношению спроса и предложения.

3. Информационная функция. Цена товаров заключает в себе объективную информацию о ситуации на рынке. Колебания цен информируют участников рынка.

4. Регулирующая функция. Рынок на основе спонтанного порядка регули­рует экономический процесс. Рост цены дает сигнал фирмам к расширению производства, а снижение цены - к его сокращению.

5. Стимулирующая функция. Рыночная свобода формирует отношения конкуренции между производителями.

6. Санирующая функция. Рыночный механизм осуществляет весьма жест­кий "естественный отбор" среди производителей товаров. Он очищает ры­ночную среду от слабых и неэффективных предприятий.

В зависимости от объектов купли-продажи различают рынки продуктов, рынки ресурсов и финансовые рынки.

Рынки продуктовпо назначению объектов купли-продажи в свою очередь подразделяются на рынки потребительских товаров, рынки товаров произ­водственного назначения, рынки "ноу-хау" и др.

Рынки ресурсовразделяются на рынки земельных и природных ресурсов, рынки труда, рынки капиталов. При этом выделяют рынки движимого и не­движимого имущества, рынки жилья и т.д.

Финансовые рынкивключает рынки денежных средств, валютные рынки, рынки ценных бумаг (фондовые рынки).По географическому положению (масштабу) рынки разделяются на мест­ные, региональные, национальные или международные.Выделяют рынки по отраслевому признаку: рынок промышленных това­ров, аграрный рынок, автомобильный рынок, нефтяной рынок и т.д.По характеру продаж принято выделять розничные, мелкооптовые, опто­вые рынки.Рынки имеют место в любой реально существующей экономической сис­теме. Однако удельный вес рыночных обменов зависит от экономического порядка, который установился и поддерживается в данной стране.

 

5.Особенности становления рыночной системы в России. Централизованный характер управления экономикой получил в СССР наиболее четкое, крайнее выражение. Непосредственное регулирование общественного производства практически вытеснило рыночный механизм, рыночные отношения приобрели формальный характер. Спросоограниченная (т.е. регулируемая потребностями) экономика уступила место экономике ресурсоограниченного типа (регулируемой необходимостью постоянно расширять производство). Сложившаяся в ХХ в. командно-административная система в России доказала на практике свою неспособность к эффективному развитию. Темпы научно-технического прогресса и роста производства оставались низкими, выпускаемая продукция в основном не выдерживала конкуренции на мировом рынке, в стране существовала скрытая инфляция и скрытая безработица, не работали стимулы к росту производительности труда, уровень жизни населения был низок. Были нарушены все пропорции экономического развития – от пропорции между производством и потреблением до внутрипроизводственных пропорций. К концу ХХ в. мировая практика доказала, что наиболее эффективной формой организации общественного хозяйства является рынок.

Глубокие перемены в экономическом базисе общества, его государственно-политической надстройке сопровождаются разрушением бюрократических структур управления, развитием разнообразных форм собственности.

Очевидно, что эффект в виде роста экономики проявляется на сразу после того, как сложилась новая институциональная структура. В реальном секторе экономики наблюдалось двукратное падение объемов производства по сравнению с 1990 г. Инвестиционная деятельность, не контролируемая более государством, в условиях кризиса приобрела ярко выраженные негативные тенденции, которые закрепились и оказались определяющими. Сокращение инвестиций стало хроническим явлением, вызывая массовое выбытие основных производственных фондов без их замещения. Инвестиционный кризис является главной причиной спада в промышленности. Тенденция сужения объемов вложений сопровождается их реструктуризацией. Расширяется инвестиционная база сырьевого комплекса за счет сокращения инвестиций в обрабатывающие отрасли. Дефицит вложений характерен для высокотехнологичный отраслей, в которых складывается ситуация деинвестирования. В результате катастрофического снижения темпов обновления основного капитала во всех отраслях народного хозяйства доминируют морально устаревшие технологии, используется техника прошлых поколений. На многих производствах применение техники вытесняется живым трудом. На фоне общего производственного спада неизменно растет диспропорция между добывающими и обрабатывающими отраслями: в ВНП сокращается доля продукции перерабатывающей промышленности и увеличивается удельный вес сырьевого комплекса. Наибольший спад наблюдается в отраслях инвестиционного комплекса, создающих высокотехнологичную продукцию (приборостроение, электротехническая промышленность, биотехнология и т.д.). Происходит бесконтрольное вымывание производств данного комплекса, ставящее его на грань ликвидации.

Причинами разрушения основных отраслей экономики – сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности - стали либерализация цен и открытие внутреннего рынка для зарубежных производителей потребительских товаров. Реализация этих мер резко изменила социально-экономическую ситуацию в России, способствовала перераспределению доходов в пользу незначительной (не более 2%) части населения России при обнищании основной массы, что обесценило рыночные преобразования и вызвало социальную напряженность. Финансовый кризис августа 1998г. исключил возможность ожидаемого подъема экономики и усугубил социальное положение большинства населения страны. Россия оказалась в ситуации системного кризиса, представляющего собой совокупность экономического, политического и социального кризисов.Существенное отрицательное влияние на формирование рыночных отношений и на социально-экономическое развитие России оказала инфляция. В России значительный рост цен сочетался с падением инвестиций и производства, с высокой ставкой процента, потерей управляемости общественным хозяйством. Правительство и Центральный банк пытались снизить инфляцию монетарными методами, сократить количество денег в обращении до крайних пределов. Это привело к недостатку денежной массы для обеспечения нормальных воспроизводственных процессов в экономике. Дефицит денежной массы обернулся платежным кризисом, высокой долей суррогатов в обороте. Кредитные ресурсы коммерческих банков направлялись в операции с ценными бумагами и куплю-продажу иностранной валюты. Особенность российских банков 90-х гг. – универсальность. Это объясняется неразвитостью банковской системы. В 1999-2002 гг. стали формироваться разрушенные финансовым кризисом, банковская система и фондовый рынок.Современный этап экономической политики правительства РФ характеризуется достижением определенной экономической стабильности, преодолением дефицита государственного бюджета, ориентацией на преимущественное использование внутренних источников инвестиций. Стратегическими задачами экономической политики на ближайшие 10-15 лет являются: повышение уровня жизни населения на основе достижения высоких темпов экономического роста, и прежде всего в наукоемких отраслях, обрабатывающей промышленности, в АПК; осуществление структурных сдвигов в пользу ресурсосберегающих производств; обновление основного капитала, дальнейшее совершенствование финансовых отношений, институциональной среды, направленное на совершенствование инвестиций в реальный сектор экономики, мотивацию экономической активности людей, повышение эффективности производства.

6. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Модели рынка: совершенная и несовершенная конкуренция, их характеристика. Конкуренция (от латинского concurrentia - столкновение, состязание) - это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц . Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий.

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.

Функции конкуренции.1. Функция размещения (аллокационная) - направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.2. Инновационная функция - стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции и услуг, и т.д.3. Распределительная функция - создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешным предприятиям и приводит к банкротству предприятия, чья продукция и услуги невостребованные.

2. Контрольная функция - инструмент (средство), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.Условия, в которых осуществляется рыночная конкуренция, называют структурой рынка. Категория «структура рынка» охватывает такие условия, как число и размеры фирм, характер продукции, контроль над ценой, условия вступления в отрасль и выхода и нее и др.С точки зрения характера конкурентной борьбы, различают рыночные структуры совершенной и несовершенной конкуренции. Совершенная (чистая) конкуренция – это такое состояние рыночной системы, при котором выполняются следующие условия:

1) на рынке действуют независимо очень большое количество продавцов (мелких фирм), каждый из которых производит малую часть общего объема продукции;

2) фирмы-продавцы предлагают однородную продукцию;

3) ни одна фирма не осуществляет контроля над ценой, цена выступает как заданная рынком величина;

4) фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в нее;

5) покупатели и продавцы хорошо информированы о ценах.

Несовершенная конкуренция – это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при которой нарушается хотя бы один из вышеуказанных признаков совершенной конкуренции:

1) количество фирм на рынке может сокращаться вплоть до одной, и сами фирмы представляют уже не мелкие, а крупные предприятия;

2) характер товарной продукции может быть разнородным или даже уникальным;

3) предприятия уже не имеют равного доступа к информации;

4) при входе на рынок и выходе из него фирмам приходится преодолевать препятствия (барьеры);

5) на рынке имеет место ограниченный доступ к информации.

К несовершенной конкуренции относятся следующие модели рынков: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

7.Типы рыночных структур. Роль государства в регулировании деятельности монополий. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:

— количество фирм, представленных на рынке той продукции, которая выпускается данной отраслью

— характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная)

— наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее

— степень доступности экономической информации.

В одних отраслях, число представленных на рынке фирм велико, в других имеется лишь несколько крупных фирм. Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).

Каждая отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они легкопреодолимы. Так, любой фермер может приступить к выращиванию огурцов на своем участке земли и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики и размеры первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного экономического барьера. Для того же чтобы организовать производство станков, необходим довольно значительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхождения в отрасль.

Наконец, в отдельных отраслях наблюдается различная степень доступности экономической информации. Мелкий фермер не видит в своем соседе-фермере конкурента, который мог бы повлиять на реализацию его продукции, так как на рынке выступает множество фермеров, производящих одинаковую продукцию, и каждый из них в отдельности не влияет на уровень цен. Поэтому соседи могут делиться своей технологией выращивания овощей. На рынках продуктов, которые производят несколько крупных фирм, они являются серьезными конкурентами и строго оберегают коммерческую тайну.

Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции.
Таблица 1. Типы рыночных структур

 

В России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий: •

естественные монополии; •

разрешенные монополии; •

временные монополии.

Естественные монополии в нашей стране определяются по двум признакам:

а) фирмы, производящие блага, которые невозможно импортировать из-за рубежа;

б)фирмы, действующие на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения производителей экономически неэффективно.

Разрешенными монополиями считаются отрасли и фирмы, которые обеспечивают нужды государства в обороне и безопасности или производящие специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

Временными монополиями признаются отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

Именно временные и естественные монополии стали предметом особого внимания Антимонопольного комитета РФ и правительства в целом. Хозяйственная практика показывает, что как раз такие отрасли и фирмы влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно.

Способы борьбы с естественными монополиями: •

1. Установление фирмам перечня потребителей, которых они обязаны обслуживать; •

2. Внешнее установление уровня и структуры цен; •

3. Внешнее регулирование и создание плана инвестирования в расширение производства.

Для ослабления власти над рынком временных монополий государство может осуществлять следующие меры: •

1. Запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках; •

2. Запретить уже существующим финансово-промышленным группам включать в свой состав фирмы, которые занимают доминирующее положение на местных товарных рынках; •

3. Поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста; •

4.Проводить принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих фирм; •

5. Поощрять создание новых малых фирм, если это позволит снизить монополизацию рынка.

 

8.Ценообразование в условиях рыночной экономики. Закон спроса и предложения, показатели эластичности. Методология ценообразования есть совокупность общих правил, принципов и методов ЦО, а также разработка концепции ЦО, формирование системы цен и управление ЦО.

Методология едина для всех уровней установленных цен. Это является предпосылкой создания единой системы цен в экономике.

Необходимо различать методологию и методику ЦО. На основе методологии разрабатываются стратегии ЦО, а методики содержат конкретные рекомендации для реализации стратегии на практике, т.е. методика – составной элемент методологии, который объединяет целый ряд методов формирования цен.

Кроме методик методология содержит принципы ЦО. Они могут быть реализованы на основе конкретных методик.

Принципы ЦО – постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

1. принцип научного обоснования цены – научное обоснование базируется на анализе конъюнктуры рынка, рыночных факторов и системы цен в экономике.

2. принцип целевой направленности – состоит в четком определении эк. и соц. проблем, которые должны решаться с помощью цен.

3. принцип непрерывности процесса ЦО – проявляется в 2 моментах:

· в своем движении от сырья к готовому изделию продукция проходит ряд этапов, на каждом из которых она имеет свою цену

· в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения

4. принцип единства процесса ЦО и контроля за соблюдением цен – он распространяется на продукцию и услуги техз отраслей, по которым ведется гос. регулирование цен.

 

9. Происхождение и сущность денег. Функции денег. Закон денежного обращения. Инфляция: понятие и виды. В примитивных обществах, когда рыночные отношения носили еще не утвердившийся характер, преобладал натуральный обмен, или “взаимство” , если следовать старой российской терминологии, т.е. один товар обменивался на другой без посредства денег (Т-Т) . Акт купли был одновременно и актом продажи. Пропорции устанавливались в зависимости от случайных обстоятельств, например, насколько была выражена потребность в предлагаемом продукте у одного племени, а также насколько дорожили своим излишком другие. К стихийно-натуральному обмену люди возвращаются и поныне. По мере расширения обмена, особенно с возникновением общественного разделения труда между производителями продуктов в меновых операциях нарастали трудности. Наш продавец хотел бы обменять выловленную рыбу на тару для хранения продовольственных запасов, но придя на рынок, нужного ему товара не обнаруживал; другой собирался обменять зерно на шкуры, но также вынужден был покидать рынок с нереализованным товаром. Продавцы (они же и покупатели) вынуждены были подолгу ждать новой рыночной оказии. Бартер становится громоздким и неудобным. Таким образом, некоторые товары приобретали особый статус, начинали играть роль общего эквивалента, причем этот статус устанавливался общим согласием, а не навязывался кем-то извне. Изобретение бумажных денег приписывают, конечно, с большей доли условности, древним китайским купцам. Первоначально в виде дополнительных средств обмена выступали расписки о принятии товара на хранение, об уплате налогов, выдаче кредита. Их обращение расширяло торговые возможности, но вместе с тем, нередко затрудняло размен этих бумажных дубликатов на металлические монеты.

В Европе появление бумажных денег связывают обычно с опытом Франции 1716-1720гг. Эмиссия бумажных денег, проведенная банком Джона Ло, окончилась неудачей. В России эмиссия бумажных денег -ассигнаций впервые началась в 1769г. Предполагалось, что как и в других странах, рискнувших ввести бумажные деньги, их можно будет при желании обменять на серебро или золото. Но все оказалось иначе. Уже к концу века излишек ассигнаций заставил приостановить размен, курс ассигнационного рубля, естественно, начал падать, а товарные цены расти.

Бумажные деньги - банкноты и казначейские билеты - обязательны к приему в качестве платежного средства на территории данного государства. Их стоимость определяется лишь количеством товаров и услуг, которые можно купить на эти деньги. Итак, XX в. ознаменован переходом к обращению бумажных денег и превращением золота и серебра в товар, который можно купить по рыночной цене.

Сегодня деньги диверсифицируются, буквально на глазах множатся их виды. В след за чеками и кредитными карточками, появились, дебетные карточки и так называемые “электронные деньги” , которые, посредством компьютерных операций, можно использовать для переводов с одного счета на другой. А во времена экономического кризиса, при рационировании, появляются талоны, обращающиеся наряду с денежными купюрами.

Деньги, хорошо выполняющие функцию средства обращения, с готовностью должны приниматься каждым. Имеющие широкое распространение, деньги предоставляют их владельцу некую всеобщую покупательную способность, являющуюся весьма важным преимуществом. Использование денег позволяет осуществлять гибкий выбор типов и количества покупаемых товаров, выбор времени и места совершения покупки, а также партнеров для сделки. Если некое средство обращения используется в течение достаточно длительного времени, то его приемлемость становится стабильной.

Приемлемость денег зависит от готовности и желания населения их использовать.

В дополнение к своим функциям средства обращения деньги также выполняют роль меры стоимости. Для осуществления товарно-денежных операций используются различные денежные единицы - рубли, доллары, марки и т.д. В этих единицах измеряют и сопоставляют товарные стоимости. Эту функцию счетных денег иногда называют масштабом цен. Правительство каждой страны обычно устанавливает свою собственную меру стоимости. Деньги, как мера стоимости, однородны, что очень важно для вычислений и видений записей о совершаемых сделках. Выражая цены в долларах и центах, люди могут сопоставлять и сравнивать стоимости различных товаров немедленно и без особых усилий. Если один товар стоит 10 долларов, а другой 5 долларов, то относительная стоимость этих товаров очевидна.

Важной функцией денег является функция средства накопления, предполагающая образование некоего актива или запаса, оставшихся после продажи товаров и потребления доходов. Деньги выступают здесь в виде отложенного на будущее платежеспособного спроса, покупательной способности. Подводя итог первичному анализу денежных функций, следует отметить их взаимодействие, а также принять во внимание, что функция средства обращения и платежа должна определять размеры общей денежной массы в стране, а функция накопления напрямую связана с кредитно-денежной политикой государства.

С развитием международной торговли в XIX в. большинство стран ввели “золотой стандарт” , т.е. с этого времени курс и стоимость их валют стали определяться количественным содержанием золота. Валютные ведомства, государственные банки, были обязаны обменивать бумажные деньги на соответствующее количество золота. С другой стороны, эти ведомства регулярно закупали золото на международном рынке.

С 1880 по 1913 года общественный продукт во всех странах быстро вырос, ведь система “золотого стандарта” не позволяла государствам финансировать свои расходы путем инфляции.

По окончании первой мировой войны многие государства пытались вновь ввести “золотой стандарт” , однако безрезультатно, так как соответствующих предпосылок для этого уже не было. наступила пора многочисленных девальваций и введения торговых ограничений. Мировая торговля резко сократилась. Во всех странах резко увеличилась численность безработных. После второй мировой войны лидеры крупнейших стран мира старались избежать ошибок, которые привели к мировому кризису 30-х годов, и в июле 1944г. в Бреттон-Вудсе создали систему твердых валютных курсов, получившую название “бреттонвудсской системы” . Суть “бреттонвудсской системы” состоит в установлении стабильных, подвергающихся незначительными колебаниями валютных курсов. Страны - члены Международного валютного фонда, который был создан на той же самой международной конференции вместе с Международным банком реконструкции и развития, зафиксировали курсы своих валют в долларах или золоте, а доллар, со своей стороны, был увязан с золотом (35 долларов за 1 унцию золота) .

Тем, что США долгие годы покупали и продавали золото, т.е. создавали или уничтожали доллары, удалось стабилизировать цену золота на уровне 35 долл. и практически покончить с инфляцией. Доверие к доллару и устойчивости американской экономической валютной политике было значительным, тем более, что иностранные девизные банки могли в любое время обменять имеющиеся у них доллары на золото.

Во время действия “бреттонвудсской системы” мировая экономика и мировая торговля развивались бурными темпами. Одновременно индекс инфляции оставался сравнительно устойчивым (около 3%) . В большинстве стран отмечались лишь незначительные отклонения. Однако эта система таила в себе определенные опасности. В связи с тем, что производительность промышленности в США в 1969 - 1970 г. г. оказалась ниже производительности европейской и японской, конкурентоспособность американских товаров на мировом рынке упала. Переоценка курса доллара стала неизбежной. Сохранять систему твердых инвалютных курсов оказалось уже нельзя. Резкое свободное колебание курсов в связи с нестабильностью доллара привело к “бегству от доллара” и к дальнейшему падению его курса. В декабре 1971 года была предпринята еще одна попытка стабилизировать валютные курсы. Доллар был девальвирован по отношению к золоту: с 35 долл./унция до 38 долл./унция. Доллар оставался лидирующей валютой. А в апреле 1972 г. страны - члены “Общего рынка” пришли к решению установить между собой более узкие лимиты колебания своих валют и для этого создали так называемую “валютную змею” . В феврале 1973 г. доллар был девальвирован вторично, валютный рынок пришлось закрыть на несколько недель. В связи с этим большинство стран перешло к системе свободно колеблющихся курсов.Несмотря на то, что в качестве единицы фиксации цен в международной торговле широко употребляются западногерманские марки, швейцарские франки и английские фунты стерлингов, доллар США продолжает сохранять свое лидирующее положение. Цены таких важнейших товаров, как нефть и другие энергоносители, и таких металлов, как никель, молибден и т.д., по-прежнему фиксируются в долларах.

Понятие денег неизменно связанно с их покупательной способностью, а в свою очередь это понятие напрямую зависит от экономической стабильности государства. Отсутствие такой стабильности зачастую вызывает инфляцию. Что такое инфляция. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Наиболее общим, традиционным является определение инфляции: Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.

Однако такое определение нельзя считать полным. Инфляция, несмотря на то, что она проявляется в росте цен, является сложным социально-экомическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Понятно, что инфляция взаимосвязана с изменением уровня цен. Выделим действительно инфляционные причины изменения цен. Так, рост цен, связанный с сезонными колебаниями коньюктуры рынка нельзя считать инфляционными. Повышение производительности труда при прочих равных условиях должно вести к повышению цены. Другое дело - если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление, называемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен. Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционно роста цен. Так если в результате землетрясения разрушены дома, то, очевидно, поднимутся цены на стройматериалы, что будет стимулировать производителя стройматериалов расширять предложение своей продукции и по мере насыщения рынка цены станут понижаться.

 

 

10. Фирма как субъект экономических отношений. Организационно-правовые формы предпринимательства в России. Первоначально понятие «фирма» (от итал. firma -- подпись) означало «торговое имя» коммерсанта. Ныне этот термин обозначает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. В рыночной экономике фирма представляет собой созданную человеком систему деятельности, которая, взаимодействуя со своим окружением -- потребителями, конкурентами, поставщиками, органами власти и т.д., осуществляет изготовление и реализацию товаров и оказывает услуги в целях получения прибыли.Таким образом, функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечной целью деятельности фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.Предпринимательство - это организация полезной производственной деятельности, направленной на производство товаров или оказание услуг. Индивидуальный предприниматель несет полную и неограниченную ответственность за результаты своей деятельности всем своим имуществом, а в критических ситуациях оно может быть даже конфисковано. Индивидуальный предприниматель имеет право создавать предприятия; самостоятельно определять профиль своей деятельности и производственную программу; приобретать имущество или имущественные права.Преимуществами индивидуального предпринимательства являются минимальный контроль со стороны государства, мобильность действий предпринимателя, приемлемые налоговые условия. В современных условиях предпринимательская деятельность - это средство не только дохода, заработка, но и самовыражения. Отсюда огромное стремление многих людей начать свое дело.

Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество фирм, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенным являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

По формам собственности фирмы подразделяются на:

- частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая).

- государственные, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление принадлежат государству.

По размерам фирмы делятся на малые, средние и крупные.

Формы предпринимательства можно подразделить на организационно - правовые и организационно - экономически. В числе организационно - правовой различают следующие виды предприятий:1. Хозяйственные товарищества и общества;2. Производственные кооперативы;3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия;4. Некоммерческие организации (включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.);5. Индивидуальные предприниматели.

Рассмотрим прежде всего хозяйственные товарищества и общества, так как это наиболее распространенные типы предприятий(фирм).Товарищество, представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участия два или более партнера. Важное преимущество товарищества - возможность привлечения дополнительного капитала. Помимо того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной организационно - правовой формы в том, что каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.Участники товарищества подразделяются на две группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищества (товарищество с ограниченной ответственностью).Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ним и договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществам.Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Как правило, каждый участник полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность принадлежащим им имуществом по обязательствам товарищества, то есть всем своим имуществом, включая личное.Коммандитные товарищества, признается товарищества, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников - вкладчиков(коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Поскольку данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы через практически неограниченное число коммандитистов, она характерна для более крупных предприятий. В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, часть - ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

Наиболее распространенным является акционерные общества . Их отличие состоит в том, что им представлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг - акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым.

Учредительным документом акционерного общества является устав. Уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров.Правовая форма акционерного общества предпочтительна для крупных предприятий, где существует большая потребность в финансовых ресурсах.

Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии в объединении его членами имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Его учредительный документ - устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива . Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не в праве выпускать акции. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. К тому же это имущество является неделимым, то есть не может быть распределено по вкладам(долям, паям), в том числе между работниками предприятия . В форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Если подобное предприятие основано на праве оперативного управления федеральным имуществом, то есть управляется государственными органами, оно именуется федеральным казенным предприятием. Все остальные унитарные предприятия являются предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды.

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Обычно потребительский кооператив обеспечивает своих членов теми или иными потребительскими благами.

Общественные и религиозные организации - это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединявшихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственность фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного им фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

 

11.Собственность как экономическая категория. Отношения собственности в историческом развитии. Преобразование отношений собственности в России. Исторически сложилось, что человек имеет желание к обладанию материальными благами, чувствуя при этом себя собственником этого богатства. Собственность способствует устойчивости уверенности человека по отношению к материальному богатству путем побуждения его к действиям по сохранению и приумножению объектов собственности.
Характерными, основными чертами экономической системы выступают различные формы, виды отношений собственности. При рыночной системе экономики существует многообразие форм собственности и отношений. Это объясняется тем, что в основе лежит принцип равноправности на существование. В течение многих десятков лет проводятся исследования понятия собственности. В науке появление данной категории произошло до возникновения таких понятий, как экономика и экономическая теория. Первое появление собственности характерно для первобытного общества. Отношения собственности определенным образом оказывают влияние на благосостояние общества, его интересы, передающиеся их поколения в поколение, отражающиеся в процессе жизнедеятельности людей. Собственность в виде отношений, складывающихся в обществе, долгий период времени была предметом анализа в юридической области, а именно в области исследования гражданского права. С течением времени эффективное функционирование общественного производства, а также возникновение новых различных форм предпринимательской деятельности, отношений собственности играют все большую роль с экономической точки зрения. Собственность представляет собой взаимоотношения, складывающиеся между людьми и материальным объектом, в виде отсоединения данного объекта и присвоения его субъектом. Одну из пассивных сторон возникающих отношений собственности, выступающую в виде имущества, информации, интеллектуальных и духовных ценностей и многих других, составляетобъект собственности. Субъект собственности – это собственник, т. е. активное лицо, выступающее в отношениях собственности и обладающее возможностью владения объектами собственности.
Владение объектами собственности представляет собой основную исходную форму собственности, которая оформлена юридически и документально, иначе говоря, это фактическое право обладания объектом. Использование объекта собственности, предназначенное для определенной цели, пользователем по его собственному усмотрению характеризует понятие пользования. В случае, если пользователь не считается распорядителем объекта собственности, он реализует отношения пользования в определенный срок времени с учетом условий, которые заданы субъектомсобственности..
В результате исторически сложившихся отношений собственности в экономике советского времени вновь проводимые экономические реформы с целью развития рыночных отношений должны были основываться на условиях разгосударствления и приватизации собственности. Однако в российской экономике ускоренная приватизация привела к созданию проблем социального характера.

Многие годы успешно проводилась государственными органами власти приватизация средств производства под различными видами собственности.

Вопрос о собственности и отношении к ней со стороны общества и государства сегодня выдвинулся на авансцену политической жизни, общественного сознания и общественной мысли. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты исследования ИКСИ РАН под руководством М.К. Горшкова.

Опрос выявил парадоксы в отношении населения к частной собственности, в которых отразились противоречия реформации российского общества. С одной стороны, преобладает позитивное отношение к частной собственности. С другой стороны, при более дифференцированном подходе выясняется, что в массовом сознании частная собственность идентифицируется главным образом с личным имуществом: пылесос, собственности, нажитая личным трудом, мотивирует легитимность частной собственности в глазах россиян. Когда же речь заходит о собственности больших корпораций, в особенности эксплуатирующих природные богатства страны, то большинство населения не считает ее легитимной.

Некоторые ученые исследователи утверждают, что собственность - это юридическое понятие. Однако, собственность имеет социальное содержание, которое облачается в юридическую форму. С изменением социального содержания меняется и его правовое оформление. Иллюзия чисто правового содержания собственности возникает потому, что право не просто внешняя форма собственности, а форма ее существования. Но социальное содержание первично. Это наглядно проявляется, когда в эпохи масштабных трансформаций социальное содержание отношений собственности меняется, и на какое-то время возникают коллизии из-за их несоответствия устаревшим правовым формам.

Сегодня в эпоху перехода к инновационному обществу, на новом витке исторической спирали возникает потребность в возврате к более широкому пониманию собственности. В более отдаленной исторической перспективе собственность, по-видимому, растворится в органически кооперированной созидательной жизнедеятельности человеческого сообщества. Во всяком случае, вместе с возрастанием удельного веса человеческого капитала и развитием интеллектуальной собственности просматривается тенденция к размыванию грани между частной и общественной собственностью. Великие интеллектуальные прорывы просто не могут быть втиснуты в прокрустово ложе частной собственности и собственности в ее нынешнем ограниченном понимании.

В этой связи уместно напомнить определение собственности, данное в 1960-е годы талантливым российским философом (рано умершим) Эвальдом Ильенковым. Он считал, что собственность - это богатство деятельных способностей человека. Вещные факторы - земля, природные богатства, средства производства - становятся собственностью только тогда, когда они втянуты в горнило творческих деяний человека.

Сейчас, когда все большее значение приобретает понятие "человеческий капитал", трудно определять собственность вне органической связи с этим понятием. Для рождающегося на наших глазах инновационного общества характерно доминирование именно человеческого капитала. И это, несомненно, повлечет за собой переворот в представлениях о собственности.

Некоторые наши видные экономисты допускают, что экономическая теория стоимости - лишь частный случай нарождающейся более общей "нестоимостной" политэкономии. Качественные сдвиги в современном мире, считает Л.И. Абалкин, «ставят под сомнение универсальность трудовой теории стоимости в объяснении общественных процессов. Она утрачивает свою абсолютную значимость и переходит в разряд "частного случая"...Можно лишь высказать предположение, что предстоит выработать более общую теорию ценности, учитывающую влияние совокупности экономических, социальных, этических и иных характеристик».

Конечно, речь идет о весьма отдаленном будущем. Но уже сейчас в наиболее развитых странах целые сферы общественной жизни обнаруживают тенденцию к выходу из системы стоимостных измерений. Духовная сфера, интеллектуальный труд, наука, культура не укладываются в рамки рыночных критериев.

Сегодня можно констатировать: либеральный проект реформ, инициированный в начале 1990-х годов, идет ко дну, наткнувшись на рифы массовой бедности и неудержимого роста социального неравенства, превысившего все допустимые пределы. Одна из главных причин этого провала - попытка радикального решения вопроса о собственности без учета социокультурной специфики России и тенденций мирового развития. Плоды радикально либеральной политики налицо:

1. неспособность экономики, несмотря на благоприятные финансовые условия, встать на путь инновационного развития;

2. "откат" от демократии и усиление авторитарных тенденций;

3. глубокий кризис самого российского либерализма.

После более чем десятилетнего опыта приватизации в России можно констатировать, что задача создания эффективного частного собственника как доминирующей фигуры экономики страны не нашла своего решения. Мелкий и средний бизнес не получил ни прочной правовой, ни серьезной экономической основы для цивилизованного конкурентного развития; крупные производства и сегменты экономики (особенно сырьевые) в результате приватизации снизили эффективность своей деятельности, оказавшись в монопольном положении на рынках сбыта продукции. Т