Возникновение и развитие полит мысли в Киевской Руси, идеология церкви. Воззрения Нестора, Иллариона, Мономаха и Даниила Заточника.

Политические и правовые учения в России в период феодализма в 9-16 века.

 

1) Возникновение и развитие полит мысли в Киевской Руси, идеология церкви. Воззрения Нестора, Иллариона, Мономаха и Даниила Заточника.

2) Основные направления полит мысли и борьба между ними в период образования Русского централизованного гос-ва (14016 века). Стяжатели и нестяжатели, теория «Москва – 3й Рим».

 

 

Киевская Русь – после крещения в 988 году в идеологии стала большую роль играть церковь. Наибольший рассвет – 1019 – 1054 годы правления Ярослава Мудрого – первая инкорпорация русского права, при нём росла письменная культура, образованность. Зарождения отечественного летописания – 11 в., создаются первые публицистические произведения. Первым полит трактатом, написанным в период его правления – произведение митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати». Известно, что Илларион был священником в церкви в селе Берестово под Киевом. Был возведён в сан митрополита, стал во главе собора святой Софии, он стал первым русским митрополитом, не приглашённым из Византии. Ярослав назначил его, учтя его уровень развития, религиозности. Трактат Иллариона состоит из 3 частей, в нём он выступает как сторонник прогрессивных сил страны, как противник княжеских междоусобиц, сторонник создания единого гос-ва. Он считает, что только единое российское гос-во может защитить свои границы. 1я часть его произведения – анализ соотношения2х частей Библии, считая, что закон – это принадлежность светского завета (иудейского), а благодать – нового. Это – 2 противоположных явления (закон и благодать). Закон – это внешнее установление, предписание, которое насильственными методами регулирует поведение людей в обществе. Истина – это высоконравственное состояние человека в обществе, она не нуждается в регулятивной деятельности закона и если закон определяет внешние поступки людей, то на стадии, когда люди не постигли истины. «Закон приготовляет благодать, ибо человек – скверный сосуд, должен быть омыт водою - млеком закона, но он – не сама благодать. Закон утверждает, но не просвещает. Благодать живит ум, ум познаёт истину». Человеческий разум совершенствуется, изменяется, однако, закон (данный Богом через Моисея иудеям) – это предтеча благодати, истины, он не делает людей свободными. Только познание приносит свободу. «Закон разобщает народы, возвышает одних и принижает других. Благодать – универсальна, всеобъемлюща, тождественна истине». Если закон – достояние иудеев, то благодать дана всему миру. Илларион говорит об ограниченности Ветхого завета (принадлежности одному народу», а Новый – всем). «Иудеи в законе ищут своё оправдание, христиане же на благодати основывают своё спасение и если иудейство оправдывается тенью и законом, то христиане благодатью и оправдываются и спасаются» (Тора регулировала весь образ жизни иудейской общины). Закон погружён в мир, в суету, он плодит тяжбы, гнев, преступления. Благодать, упраздняя закон, приводит к уничтожению рабства. Закон сменяется благодатью, рабство – свободой. Благодать воспринимается не всеми, поэтому мало истину провозгласить, её нужно утвердить. Только познание истины приводит человека в выборе своего поведения, которое формируется свободой морального духа. Закон – это первоначальная стадия для приготовления восприятия христианской истины. Христос пришёл в мир не чтобы нарушить закон, а чтобы исполнить.

2я часть – восхваление Владимира 1 (908 – 1005 год) за крещение Руси. Он – не только 1 христианский князь, он – образец потомкам, поскольку власть его основана на справедливости и он был сторонником единодержавия. Илларион впервые ставит закон об ответственности правительства перед подданными.

Божественное происхождение княжеской власти. Власть можно получить по наследственной преемственности – это единственный справедливый путь. Илларион абсолютно против династической борьбы. Сущность власти – в реализации божественной воли, которая должна быть реализована законно. Княжеская власть должна знаменовать единство и суверенность власти в пределах всей подвластной территории. Правосудие должно основываться только на законе. Сочетание насильственных и моральных норм. Цель внешней политики – достижение и обеспечение мира. Чтобы эти цели утвердить, гос-во должно быть христианским, а для утверждения христианства в гос-ве должна быть крепкая гос власть. Единовластие – это опора христианства, а христианская вера – это опора единовластия. Говоря о правителях Илларион большое внимание уделяет и князьям-язычникам. Единодержавие – это гарантия единства, силы гос-ва и его территориальной целостности. В то время христианская власть была единственным противодействием беспорядкам – «порядок в беспорядке».

Поучение Владимира Мономаха – сохранилось в составе повести временных лет (1113 -1125 годы). Он не имел династических прав на престол, но был приглашён ввиду своих качеств. Период его правления – последний период стабильности древнерусского гос-ва. В его образе была отражена идея преемственности княжеской власти на Руси от императорской власти из Византии. После его смерти в 16 в. Его имя приобретает особое значение, когда утверждается теория Москва – 3й Рим. Мономах – как лицо, через которое от византийских императоров получило венец власти (царский венец византийского императора Константина Мономаха). Княжеский престол занял в 60 лет.

Поучения Вл. Мономаха – адресовано к его сыновьям. В нём изложены его полит воззрения, а так же нравственные принципы княжеского правления. Написание этой нравственной проповеди – повод – обращение русских князей с просьбой пойти на других русских князей с целью пойти на других князей – Ростиславичей. На это обращение он ответил, что не может нарушить подписанный с ними договор. Он считал, что межкняжеские отношения должны строиться на договоре. Нравственные качества правителей в подобных ситуациях имеют первостепенное значение. Судьба отдельных земель зависит от того, насколько нравственными окажутся князья. Он призывает к соблюдению христовых заповедей – «покаяния, слёзы и молитвы». Происхождения княж власти он не касается, потому что считает, что эта власть – не особое свойство, позволяющее возвыситься над другими. «Правитель должен, прежде всего, оставаться человеком. Князь должен быть, прежде всего, великим тружеником, милосердным судьёй, он должен постоянно учиться». Понятие справедливости, по его мнению, заключается в том, что сам князь должен судить, не передавая ному судебных функций. В основе суда – правда. Оправдывать – значит судить по закону. Правда – это защита убогого, смерда, вдовы. В её понятие он включает недопустимость смертной казни. Только Бог отмеряет каждому земной срок. Интересы всей страны, а ни личные мотивы, должны определять политику гос-ва и в противовес удельно-церковной форме (каждый да держит вотчину свою), Вл Мономах выдвинул принцип единства всех русских земель. Духовенству гос-ве отводил второстепенную роль, поскольку считал, что сила князя не в духовном водительстве, а в постоянном учении. Он считает, что верующие в гос-ве должны вести нравственную жизнь, постоянно совершенствоваться и учиться. Спасение человека заключается в служении общеполезному делу, мирским интересам. «Труд – высшая мерила богоугодности человека». Мономах провозглашает предпочтительность действенного бытия созерцательному. Для него важна неразрывность физического и умственного труда. Физ труд резюмирует человеческий опыт, знание.

1146 -1176 – в России сменилось 27 правителей. Период раздробленности.

«Повесть временных лет» Нестора. Тематика носит ярко выраженный политический характер и в ней прослеживается религиозное мировоззрение самого Нестора. Его основная цель - выяснить происхождение русского гос-ва, обосновать законность княжеской власти… показать богоизбранность славянского народа. Он использует библейскую версию, что во время великого потопа спаслось семейство Ноя и его сыновья, от сына Фета произошли славянские народы. Апостол Павел – первоучитель славян. Всю историю славянского народа он теологизирует. Нестор говорит о 3х варяжских князьях – Рюрик, Трувор и Синеус – основателям славянского гос-ва. Некоторые считают, что Трувор и Синеус были добавлены специально, копируя идею Троицы. Нестор домыслил российскую историю. Всю историю слав народа он делит на период невежества и реальная история славянства начинается с крещения Руси. Вся история рассматривается в контексте борьбы 2х сил – добро и зло, Бог и сатана. Он считает междоусобицы божественной карой за беззакония, которые творились на земле, вся ответственность за это лежит на князьях «Божье блюдение лучше княжеского» - не нужно нарушать церковных установлений. Высказывая идею единения Руси, он говорит о единстве не под властью князя, а под властью церкви. Он противник светского единодержавия, которое является причиной проблем на Руси. Идеал Нестора –династическое княжение, каждого в своей вотчине. Как 3 сына Ноя поделили мир, так и князья должны править каждый в своей вотчине. Династическое правление – богоизбранная фп. Он сводил весь процесс разв гос-ва к борьбе божьего блюдения и дьявольского наущения.

Даниил Заточник «Слово (моление)» - приблизительно 1221 год. Изучалось многими исследователями. Им была поставлена идея человека в гос-ве и об-ве. Для ДЗ человек интересен сам по сбее вне зависимости от сословия, профессии. Главный критерий общественной значимости – наличие ума, мудрости. Мудрость он соотносит с красотой, считая мудрость и красоту опорой сердца. Разум украшает человека и наделяет его силой, превосходящей богатство. Богатство не всегда даёт мудрость. Он подчёркивает превосходство над всяким чином (особенно, духовным). У него присутствует суровая критика официальной церкви. Особенно ненавистно ему монашество, он критикует его с позиции человека, любящего мирские удовольствия. Принять постриг – всё равно что солгать Богу. Богу солгать нельзя. Он – противник официальных институтов церкви. Его суждения о власти – один из первых высказывает идеи о просвящённом, умном правлении. «Лучше 1 смышлён, нежели 10, владеющих градами без ума». Единственное основание, дающее право на самовластие – наличие ума. Столь неограниченное самовластие, не умеренное мудростью может привести к беззаконию. Особо опасны лукавые советники». «Не корабль топит человека, а ветер. Так же и ты, княже, не сам впадёшь в печать, в печать введут тебя думцы твои». В молении присутствуют понятия «умный муж, боярин» - он не исключает наличие умных советников, но в его понимании окружение – не лица, стремящиеся ограничить власть, а дать совет, окончательное решение должен принимать правитель. ДЗ – почти единственный автор, подчёркивающий значимость ума правителя.