Трудные ситуации в жизнедеятельности человека

 

Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы. Понятие ситуации в психологии недостаточно определено. Ситуация может быть рассмотрена как сложная субъективно-объективная реальность. Существует много классификаций ситуаций в отечественной и зарубежной науке ( простые, кризисные, экстремальные и катастрофические, ситуации физической опасности и информационные). Если обобщить эти подходы, то выделяются два основных вида ситуаций: простая (повседневная), в которой для личности (группы) все обычно, она действует в нормальном режиме, и трудная (напряженная, сложная, экстремальная), в которой требования к личности и группе выходят за пределы "нормы".

Что же такое " трудная ситуация" и чем она отличается от простой? По мнению Б. Шведина, трудная – это " взаимодействие личности со сложной обстановкой в процессе деятельности". Однако трудные ситуации деятельности – лишь один из видов трудных ситуаций. Анализ научных источников и исследования, проведенные авторами, позволяющих определить трудную ситуацию жизнедеятельности как характеризующуюся разбалансированностью системы " задача – личные возможности и мотивы – условия среды", вызывающую психическую напряженность у человека. Степень рассогласования определяет уровень трудности ситуации.

 

 

Общие признаки трудной ситуации:

· наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;

· состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;

· заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки " обыкновенности".

 

Основными видами трудных ситуаций являются трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутриличностного плана. Основным признаком трудной ситуации служат препятствия, которые рассматриваются как угроза реализации, мотивов, поставленных целей.

В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня:

1) трудность как потенциальная угроза (проблемные ситуации деятельности, проблемные ситуации социального взаимодействия, внутриличностные затруднения);

2) трудность как непосредственная, уже готовая реализоваться угроза (критические, аварийные ситуации деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия и внутриличностные конфликты);

3) трудность как уже реализующаяся угроза (экстремальные, конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы).

В трудной ситуации деятельности человеку противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия личности противостоят другой человек или группа. В трудной ситуации внутриличностного плана человек противодействует самому себе.

Трудные ситуации деятельности. Интенсивные исследования деятельности человека в трудных ситуациях начались со второй половины 50-х годов. Объектом исследования становится психика в “экстремальных ситуациях”, “проблемных ситуациях”, “напряженных ситуациях”, “ситуациях стресса” (В.Вилюнас, Б.Вяткин, Ф. Горбов, М.Дьяченко, В Марищук, В. Мерлин, М. Матова, Н. Наенко и др.)

Сегодня трудные ситуации деятельности рассматриваются как ситуации со сложной обстановкой, для которых характерно нарушение соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями человека.

Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, которая решается в обычных обстоятельствах. Такие ситуации требуют мобилизации познавательных способностей человека и эмоциональной устойчивости.

Критические (аварийные) ситуации связаны с заметно меняющимися условиями, в которых протекает деятельность. Возникает опасность невыполнения задачи или угроза сохранности техники, оборудования, жизни человека.

Экстремальные ситуации представляют собой крайнее проявление трудных ситуаций, требуют максимального напряжения психических и физических сил человека для выхода из них.

Трудные ситуации социального взаимодействия. Эти ситуации вызывают особый интерес как в теоретическом, так и в прикладном плане.

Концептуального видения этого класса трудных ситуаций пока не сложилось. В трудной ситуации социального взаимодействия другой человек (его присутствие, действия или бездействие) рассматривается как препятствие для реализации моего “Я” (желаний, стремлений, интересов, ценностей, целей). Это вызывает психическую напряженность. Отличия трудной ситуации взаимодействия от простой представлены в таблице.

Отличия трудной ситуации социального взаимодействия от простой

Трудная ситуация Простая ситуация
Наличие противоречия в ценностно-мотивационных ориентациях субъектов (“другой” рассматривается как угроза своему “Я”) и его осознание обеими сторонами Напряженное психическое состояние. Искажение восприятия, понимания и оценивания Конкурентное взаимодействие, вплоть до конфронтации Противоречие либо отсутствует, либо осознается только одной из сторон   Оптимальное психическое состояние Когнитивные процессы в основном без искажений Кооперативное или нейтральное взаимодействие

 

Рассмотрим основные трудные ситуации социального взаимодействия.

Проблемная ситуация - характеризуется наличием противоречия и положительным или нейтральным отношением субъектов взаимодействия друг другу. Межличностная напряженность невелика. Рациональная составляющая является основой поведения и общения. Угроза со стороны другого оценивается как потенциальная.

Предконфликтная ситуация - отличается от проблемной более высокой степенью психической напряженности. Сторонами или одной из сторон допущены действия, которые рассматриваются оппонентом как нанесение морального или физического ущерба. Характеризуется началом формирования негативного отношения к другому, готовностью противодействовать. Высока вероятность перерастания в конфликт.

Для конфликтной ситуации свойственно противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг другу (негативные эмоции и формирование “образа врага”). Преобладает мотивация “на себя”. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы индивида мобилизуются для достижения победы над оппонентом.

Трудные ситуации внутриличностного плана. Они представляют собой психические состояния различной интенсивности, вызванные противоречивостью чувств, затянувшейся борьбой различных сторон внутреннего мира личности и задерживающие принятие решения. Основные из них – внутриличностные затруднения, конфликты и кризисы.

Внутриличностные затруднения – относительно несложные проблемы внутренней жизни человека. Представляют собой психические состояния сомнения, нерешительности, ненайденного выхода, отсутствия решения проблемы.

Внутриличностные конфликты - наиболее обширный тип внутриличностных трудных ситуаций. Острота протекания внутриличностного конфликта зависит от восприятия личностью значимости трудной ситуации, ее психологической устойчивости.

Внутриличностные (жизненные) кризисы - выступают как особые относительно продолжительные периоды жизни личности, характеризующиеся заметными психологическими изменениями. Выделяют возрастные, невротические и травматические кризисы [28]. Кроме того, внутриличностные кризисы подразделяются по деятельстному критерию (кризис опреациональной стороны жизнедеятельности: “ не знаю, как жить дальше”; кризис мотивационно-целевой стороны жизнедеятельности: “ не знаю, зачем вообще жить дальше”). Как правило, внутриличностные кризисы являются своеобразными поворотными пунктами жизненного пути личности, сопровождаются перестройкой смысловых структур сознания личности, возможной переориентацией на новые ценности и цели (Ф. Василюк).

Выделенные типы трудных ситуаций редко возникают в изолированном виде. Обычно они как бы наслаиваются друг на друга. Так, трудная ситуация в совместной деятельности может повлечь трудную ситуацию в отношениях с руководителем, что в свою очередь может вызвать внутриличностный конфликт. С другой стороны, жизненные кризисы могут быть причиной возникновения трудных ситуаций в деятельности и взаимодействия с окружающими.