История.

Большой алтарь пять рядов

На чем писали иконы?

Иконы писали на досках, чаще на липовых, потому что мягкое дерево. Углубление в иконе - ковчег("Ковчег завета" - ларец, в котором получили люди договор с богом) + поля. Писали темперой - краска из минералов + яичный желток, в качестве пигмента: глины, растертые в порошок минералы, растения, сверху часто закрывали олифой - предохраняет от влаги, но при нагревании (а икона возле свечи) имеет способность темнеть и изображение терялось, тогда брали ту же самую доску и писали поверх следующее изображение, снимая слой за слоем реставраторы на обычных досках находят изображение 13, 14,15 веков.

Икона - предмет высокого искусства.

Иконостас- перегородка с иконами, которая отделяет алтарь от остальной части храма, иконостас был не всегда, была алтарная перегородка.

Низкий алтарь- 14 век

Высокий алтарь с огромными иконами - после 15 века (Андрей Рублев - первый иконы огромного размера).

 

1. (сверху) - праотеческий ряд - от Адама до Моисея - до получения завета. Центральная икона венчается распятием часто.

2. пророческий ряд - пророки, которые держат свитки, в них есть предсказание о Богородице, Христосе, его жертве

3. праздничный ряд - двунадесятые праздники (Пришествие в Иерусалим)

4. деисусный ряд - самый главный, без него иконостаса не бывает

В центре изображение Христа фронтально, все остальные повернуты к нему в три четверти или в профиль. Деисис (с греч) - моление

5. местный ряд - алтарная преграда, видим, заходя в церковь - самые большие иконы с царскими вратами посередине. Справа от царских врат - Спаситель, слева всегда Богородица. Иногда образ спасителя заменяют иконой местного спасителя (Храм Меркурия Спасителя - в этом храме на месте иконы спасителя икона Меркурия Спасителя)

 

 

Живопись всегда есть и на царских вратах, царские врата символизируют вход в рай: там есть сцена Благовещения и евангелисты. Есть вход в дьяконник и ризницу, там тоже иконы.

Киевская Русь - все росписи храма делались только по византийским программам, служили библией для неграмотных, в куполе Пантократор, купол опирается на барабан, на парусах 4 евангелиста. По стенам писали сцены библейских и церковных событий: на западной стене всегда изображена сцена страшного суда. Мозаики и фрески Софийского собора дошли до нас. Мозаикой в Софии украшено подкупольное пространство и алтарь, именно там впервые мозаикой была выложена Оранта (золотая смальта - в стекло были вплавлены листочки золота). На четырех столбах, подпружные арки - 40севастийских мучеников. 40 воинов из римского войска, уверовали в христа, римляне хотели обернуть в язычество, холодное озеро - баня, один предал - его поразил Бог Отец, взамен него взошел один из тех кто стоял на берегу, охранял до этого и их опять стало 40 (подвиг увековечен).

На столбах, которые держат купол, Архангел Гавриил, богородица - Благовещения.

 

Ниже Оранты (которая в конхе), поясом пишется сцена евхаристии или причащения.

 

Отличия: евхаристия в Софии (под одним углом) евхаристия в Златоверхом монастыре (беспорядок - наклон другой).

 

 

Еще ниже пишутся отцы церкви, те, кто придумали, как вести службу, литургию.

 

Впервые телеса появятся в Западной Европе (предвозрождение - Джотто), до этого только складки, бестелесность.

ДО ЭТОГО БЫЛИ МОЗАИКИ, остальное тело храма описывалось фресками - дешевле, быстрее.

Фрески Софии уникальны, в ней есть светские сцены - женщина идет к колодцу за водой, ипподром (ведь здесь принимали послов, она была общ центром), семья Ярослава Мудрого, сцены танцев скоморохи (при Иване Грозного запрещены, следовательно, ее упоминание не очень любили, "сопелки и гуделки")

 

 

 

 

Иконы либо обретены, либо пишет апостол.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Владимирская Богоматерь и Донская - умиление, Казанская - Одигитрия

Новгородские фрески относятся только к святым, никаких скоморохов, но молельные образы с миндалевидными глазами, суровым выражением лица. Новгород и Псков, в эти храмы молились перед битвами, смотрели в глаза. Много красного - суровое впечатление от икон, наставление и поддерживает дух.

 

 

Из-за сурового климата не успевала краска браться, на штукатурку клали подмаску.

Владимирская написана евангелистом Лукой

Астрамирово евангелие - миниатюра книжная. Избранник Святослава. Все миниатюры сделаны на козлиной коже, пергамент.

Художественный школы, возникшие в период феодальной раздробленности.

Во времена Андрея Боголюбского - владимирская школа живописи - фрагменты фресок в Успенском соборе. "Фреска страшного суда" - Дмитриевский собор: миндалевидные глаза, вытянутые лица, принципы античной красоты.

 

 


Самые древние иконы: Богоматерь Боголюбская, Владимирская

Фрески: старая Ладога (Великомученик Георгий), Благовещение в Вкажах, фрески спаса на Нередице. После войны ничего не осталось. Довоенные фотографии осталось. Суровое лицо.

Новгородские иконы: Ангел Златые Власы, Спас Нерукотворный - ассист (по волосам такие золотые линии).

 

Исихазм - молящиеся уходили как свет в небо, так называемые столбники.

Феофан Грек - коричневый краски в Новгороде - они разные, но был пожар.