Авангардные направления в зарубежном дизайне 1980-х 1990-х годов

Хай-тек в предметном формообразовании

Термин «хай-тек» появился после выхода в 1978г. одноимённой книги Дж. Крона и С. Слесин. Это название было образовано от термина “High-style” (высокий стиль) и сокращённого «technology» (технология, техника). Особенностью произведений, выполненных в стиле «Хай-тек» являлось то, что они на первый взгляд производили впечатление техницизма, однако на самом деле весь их техницизм – декорация, чисто символический приём создания формы. Яркий пример «хай-тека» - здание центра искусств и культуры им Ж. Помпиду в Париже. Весь фасад этого здания был покрыт сетью открытых конструкций, наподобие строительных лесов, однако вся эта система являлась псевдотехникой, не имеющей никакого функционального значения, выполняющая роль всего лишь декора.

Став в 1980-90 гг. довольно популярным, «Хай-тек» привнёс технические формы и в жилую среду. С одной стороны хай тек – это чрезмерная холодность, техничность, функциональность, с другой стороны это гармоничное сочетание пространства и света, формы предметов и их цвета плюс идеальные пропорции, максимально функциональное использование пространства и сдержанный декор. В мебели и утвари используются технизированные формы предметов и материалы, связанные с техникой: нержавеющая сталь и хромированные поверхности, гнутые металлические трубы, вращающиеся сидения, модификация уровней. Широко используются мобильные перегородки, способные смыкаться и раскрываться, что позволяет менять планировку. Технологический дизайн везде: потолки, стены, полы, лестницы, окна, двери. Полное отсутствие декора компенсируется "работой" материала: свет на стекле, хроме, политуре дерева и т.п.

 

В 1980-х 90-х гг. авангардные направления проявляли схожие тенденции. Вот основные из авангардных направлений 80-90 гг.: «Хай-тек», «транс-хай-тек», «хай-тач», постмодернизм, «архетипы», «минимализм».

Термин «хай-тек» появился в 1978 г. Это название было образовано от термина “High-style” (высокий стиль) и сокращённого «technology» (технология, техника). Став в 1980-90 гг. довольно популярным, «Хай-тек» привнёс технические формы в жилую среду, в архитектуру и другие отрасли дизайна. С одной стороны хай тек – это чрезмерная холодность, техничность, функциональность, с другой стороны это гармоничное сочетание пространства и света, формы предметов и их цвета плюс идеальные пропорции, максимально функциональное использование пространства и сдержанный декор.

В 80-х гг. заговорили и о новой ветви хай-тека, кот. была названа «транс-хай-тек». Здесь мы имеем дело с хай-теком, как бы увиденным из далёкого будущего и ставшим объектом археологического изучения. Нам предлагается перенестись на несколько веков вперёд и взглянуть на объекты глазами людей того времени. Представители стиля – дизайнерские группы «Пентагон» и «Кунстфлюг».

Хай-тач – направление авангардного дизайна 80-90 гг. связанное с хай-теком. Создал концепцию этого направления К. Т. Кастелли. Хай-тач стремился материализовать нематериальность, акустические и текстурно-фактурные свойства объектов. По мнению Кастелли, хай-тач был обращён к эргономике и антропометрии, а к духовной сущности человека, обладающего повышенной чувствительностью. Представители стиля – дизайн-группа «Мемфис».

Постмодернизм – существовал ещё с 70-х гг. Сущность постмодернизма в призыве к возрождению форм прошлых эпох и отказ от формообразования, рождённого индустриальной эпохой. В дизайне постмодернизм в основном проявился в проектировании интерьеров, характерным признаком которых являлось использование орнаментов, признаков формообразования прошлых лет. Постмодернизм балансирует на грани высокой традиции и кича.

Минимализм – реакция на действия постмодернизма. Ставка делалась на минимум используемых средств формообразования. Произведения в этом стиле предельно просты и аскетичны по форме. Родоначальники минимализма – миланская группа «Нотто». Но основным лидером этого стиля стал дизайнер Филлип Старк.

48. «Новый немецкий дизайн»

В 1980-90 гг. в Германии развилось довольно отличающееся от всех остальных стилей того времени направление дизайна. Оно получило название «Новый немецкий дизайн». Характерной особенностью немецкого дизайна являлось – единичность уникальных авторских экземпляров. Они создавались просто как произведения искусства.

Основные принципы «нового немецкого дизайна»:

1.Повторное использование промышленных изделий массового производства.

2.Второй принцип – использование неординарных материалов. Здесь применялись материалы, к которым не предъявляются какие-то эстетические требования. Так использование ржавчины в мебельном дизайне являлось выражением протеста против гладкости, искусственности и высокой стоимости.

3.Принцип три – противоположность предыдущего. Использование роскошных и вычурных материалов в вычурных комбинациях.

4.Повторное использование утиль-сырья. Некоторые дизайнеры называли это направление «мусорным дизайном».

5.Пятый принцип – принцип экологии. Обусловлен бережным отношением к природным ресурсам. Например, к истощению древесных запасов.

6.Шестой принцип – наглядность изготовления.

7.Седьмой принцип – части предмета формально не соответствуют друг-другу, а резко отличаются.

8.Восьмой принцип – сокращение средств. Изделия должны быть простыми, спартанскими, даже грубыми.

9.Создание объектов символов. Попытка соединить духовную ценность с утилитарной функцией предмета. Подразумевалось, что форма предмета не обязательно должна определяться функцией.