Выкупные платежи крестьян (в млн. руб.)

Освобождение крестьян. Содержание Манифеста и Положений 19 февраля 1861 г.

Подготовка освобождения крестьян.

Когда император Александр II приехал на коронацию в Москву, то мос­ковский генерал-губернатор просил его успокоить местное дворянство, взволнованное слухами о предстоящем освобождении крестьян. Царь, принимая губернского и уездного предводителей дворянства, сказал: «Лучше нам уничтожить крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнет уничтожаться снизу».

Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 г. с созда­ния очередного Секретного комитета. В ноябре 1857 г.Александр II разо­слал по всей стране рескрипт на имя виленского генерал-губернатора На­зимова, в котором говорилось о начале постепенного освобождения крес­тьян и предписывалось создать в трех литовских губерниях (Виленской, Ковенской и Гродненской) дворянские комитеты для внесения предложе­ний в проект реформы. 21 февраля 1858 г.Секретный комитет был пере­именован в Главный комитет по крестьянскому делу.Началось широкое об­суждение предстоящей реформы. Губернские дворянские комитеты со­ставляли свои проекты освобождения крестьян и отправляли их в главный комитет, который на их основе начал разрабатывать общий проект рефор­мы. Для переработки представленных проектов в 1859 г. были учреждены редакционные комиссии, работой которых руководил товарищ министра внутренних дел Я.И.Ростовцев.При подготовке реформы среди помещи­ков шли оживленные споры о механизме освобождения. Помещики не­черноземных губерний, где крестьяне находились, в основном, на оброке, предлагали наделить крестьян землей с полным освобождением от поме­щичьей власти, но с выплатой большого выкупа за землю. Их мнение на­иболее полно выразил в своем проекте предводитель тверского дворянст­ва Л.М.Унковский.Помещики черноземных областей, мнение которых было выражено в проекте полтавского помещика М.П.Позена,предлага­ли дать крестьянам за выкуп лишь небольшие наделы, ставя целью поста­вить крестьян в экономическую зависимость от помещика — заставить их арендовать землю на невыгодных условиях или работать батраками.

К началу октября 1860 г. редакционные комиссии завершили свою де­ятельность, и проект поступил на обсуждение в Главный комитет по кре­стьянскому делу, где подвергся дополнениям и изменениям. 28 января 1861 г. открылось заседание Государственного совета, завершившееся 16 февраля 1861 г. Подписание манифеста об освобождении крестьян бы­ло назначено на 19 февраля 1861 г. — шестой годовщине восшествия на престол Александра II.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест «О Всемилостивей­шем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обы­вателей и об устройстве их быта»,а также «Положения о крестьянах, вышед­ших из крепостной зависимости»,которые включали в себя 17 законода­тельных актов. В тот же день был учрежден Главный комитет «об устрой­стве сельского состояния», под председательством великого князя Кон­стантина Николаевича, заменивший собой Главный комитет «по кресть­янскому делу» и призванный осуществить высшее наблюдение за прове­дением в жизнь «Положений» 19 февраля.

По манифесту крестьяне получали личную свободу. Отныне бывший крепостной крестьянин получал возможность свободно распоряжаться своей личностью, ему были предоставлены некоторые гражданские права: возможность переходить в другие сословия, заключать от своего имени имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промыш­ленные предприятия.

Если крепостное право было отменено сразу, то урегулирование эконо­мических отношений между крестьянином и помещиком растянулось на несколько десятилетий. Конкретные экономические условия освобожде­ния крестьян были зафиксированы в «Уставных грамотах»,которые за­ключались между помещиком и крестьянином при посредничестве миро­вых посредников. Однако по закону крестьяне еще в течение двух лет обя­заны были отбывать фактически те же повинности, что и при крепостном праве. Это состояние крестьянина называлось временнообязанный.Факти­чески это положение растянулось на двадцать лет, и лишь законом 1881 г. последние временнообязанные крестьяне были переведены на выкуп.

Важное место уделялось наделению крестьянина землей. Закон исходил из признания права за помещиком всей земли в его имении, в том числе и на крестьянские наделы. Крестьяне получали надел не в собственность, а только в пользование. Чтобы стать собственником земли, крестьянин обязан был выкупить ее у помещика. В основу выкупа была положена не рыночная стоимость земли, а размер повинностей. Эту задачу государство взяло на себя. Казна либо деньгами, либо ценными бумагами, сразу же выплачивала помещикам 80% выкупной суммы, а остальные 20% поме­щику должны были выплачивать крестьяне по обоюдной договоренности (сразу же или в рассрочку, деньгами или отработками). Выкупная сумма, уплачиваемая государством рассматривалась как предоставленный крес­тьянам заем, который затем взыскивался с них ежегодно, в течение 49 лет в виде «выкупных платежей»в размере 6% от этой ссуды. Нетрудно опре­делить, что таким образом крестьянин должен был заплатить за землю в несколько раз больше ее реальной рыночной стоимости.

При определении норм крестьянских наделов учитывались особенности местных природных и экономических условий. Вся территория Россий­ской империи была разделена на три части: нечерноземную, черноземную и степную. В черноземной и нечерноземной частях устанавливались две нормы наделов: высшаяи низшая,а в степной одна — «указная»норма. За­кон предусматривал уменьшение крестьянского надела в пользу помещи­ка, если его дореформенные размеры превышали «высшую» или «указ­ную» норму, и прирезку, — если надел не достигал «высшей» нормы. На практике это привело к тому, что отрезание земли стало правилом, апри­резки исключением. Тяжесть «отрезков» для крестьян состояла не только в их размерах. В эту категорию часто попадали лучшие земли, без которых нормальное ведение хозяйства становилось невозможным. Таким обра­зом, «отрезки» превратились в эффективное средство экономического за­кабаления крестьян со стороны помещика.

Земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору, а общине. Такая форма землепользования исключала возможность продажи кресть­янином своего надела, а сдача его в аренду ограничивалась пределами общины.

Несмотря на все свои недостатки, отмена крепостного права была важным историческим событием. Она не только создала условия для дальнейшего экономического развития России, но и привела к изменению социальной структуры российского общества, вызвала необходимость дальнейшего ре­формирования политической системы государства, вынужденной приспосаб­ливаться к новым экономическим условиям. После 1861 г. был проведен ряд важных политических преобразований: земская, судебная, городская, воен­ная реформы, которые коренным образом изменили российскую действитель­ность. Не случайно отечественные историки считают это событие перелом­ным моментом, гранью между Россией феодальной и Россией нового времени.

Помещичьи крепостные крестьяне 20 173 000
Удельные крестьяне 2 019 000
Государственные крестьяне 18 308 000
Рабочие заводов и шахт, приравненные к государственным  
рестьянам 616 000
Государственные крестьяне, приписанные к частным заводам 518 000
Крестьяне, освобожденные после воинской службы 1 093 000

 

Данные о количестве крестьянского населения согласно 10-й «Душевой ревизии» 1858г.

 

Уменьшение крестьянских наделов при освобождении помещичьих крестьян (в 36 губерниях Европейской части России, в тыс. десятин)

 

 

  Количество земли Уменьшение Доля(%)
  в распоряжении площадей уменьшения
  крестьяндо 1861 г.    
15 нечерноземных губерний 14 550 9,9
     
21 черноземная 3 825 26,2
губерния      
Всего в 36 губерниях 29 169 5 262 18,1

 

  Рыночная стоимость Суммы Прибавочная
  земель выкупных стоимость
    [ платежей  
  1854-1858 1863-1872    
Черноземные земли
Прочие земли
Западные земли
(провинции, взятые        
у Польши)        

4. Реформы 1864-1874гг.

Земская реформа. «Городовое положение». В связи с отменой крепостного права возник вопрос о новой организации местного управления. После 1870г. освобождения крестьян возникла необходимость со­здать новые бессословные органы местного управления.

1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уезд­ных земских учреждениях». Это были выборные органы губернского и уе­здного самоуправления, состоящие из представителей всех сословий.

По положению 1864 г., земские учреждения были введены в 33 губерни­ях Российской империи. Они состояли из распорядительных и исполни­тельных органов управления. Распорядительными органами являлись вы­борные уездные и губернские земские собрания, депутаты которых назы­вались «гласные». Выборы в уездные земства проводились по трем куриям (группам избирателей): 1) землевладельческой; 2) городских избирателей; 3) выборных от крестьянских обществ. Если в первых двух куриях выборы были прямыми, то в крестьянской — трехстепенными: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков выбирал гласных в уездное земское собрание.

Уездное земское собрание заседало под председательством местного предводителя дворянства, избирало из своей среды в качестве исполни­тельного органа уездную земскую управу (с председателем во главе, кото­рый затем утверждался губернатором) и «губернских земских гласных», составлявших губернское земское собрание, заседавшее под председа­тельством губернского предводителя дворянства. Последнее избирало гу­бернскую земскую управу, председатель которой подлежал утверждению министром внутренних дел.

«Гласные» земских собраний собирались на ежегодные сессии, которые проходили открыто и на них мог присутствовать каждый желающий. Ни­какого вознаграждения за свою деятельность они не получали, в отличие от членов земских управ, которые действовали постоянно и получали го­довое жалованье.

Земства были лишены каких-либо политических прав, их деятельность ограничивалась лишь хозяйственными вопросами: устройством и содер­жанием школ, больниц, строительством дорог, попечением о развитии ме­стной торговли и промышленности. На их содержании находились зем­ские врачи, учителя, ветеринары, агрономы и другие служащие, состав­лявшие так называемое «третье сословие» земств. Эти органы сыграли ог­ромную роль в решении местных нужд. На первый план их деятельности выдвинулись заботы о народном образовании и организации медицин­ской помощи. Земский врач стал символом неутомимого и самоотвержен­ного служения простому народу.

16 июня 1870 г.Александром II было утверждено «Городовое положе­ние», вводившее всесословное местное самоуправление в городах, строив­шееся на тех же началах, что и земское. По этому закону в 509 городах Рос­сии вводились новые органы управления — городские думы,избираемые на четыре года. В свою очередь, городские думы избирали постоянно дей­ствующие исполнительные органы — городские управыи городского голо­ву.Городской голова одновременно являлся председателем как городской думы, так и городской управы.

Избирательным правом обладали мужчины с 25-летнего возраста, также разделенные на три курии по величине уплачиваемых в городскую казну налогов. Каждая курия избирала в городскую думу одинаковое количество «гласных». Нетрудно догадаться, что при такой системе голос небольшой группы богатых налогоплательщиков равнялся голосу нескольких сот сред­них и нескольких тысяч мелких. Компетенция органов самоуправления в городах полностью соответствовала компетенции земских учреждений.

Несмотря на ограниченность этих преобразований, они, тем не менее, явились большим шагом вперед, поскольку заменили собой прежнюю со­словную систему управления новыми принципами, основанными на нор­мах буржуазного права.

Судебная реформа. 20 ноября 1864 г.были опубликованы новые судебные уставы. Они предусматривали бессословность суда, равенство всех сословий перед законом, состязательность и гласность су­дебного процесса. По гражданским делам перед судьями выступали сто­роны или их представители, а по уголовным — с одной стороны обвинитель прокурор,а с другой — защитник обвиняемого — адвокат,причем его присутствие на процессе было обязательным. Если обвиняемый не был в состоянии оплатить услуги адвоката, суд назначал ему бесплатного защитника. Вводился и институт судебных следователей — особых чинов­ников, проводивших предварительное следствие по уголовным делам.

Реформировалась и судебная организация. Вводились мировойи корон­ныйсуды. «Мировые судьи», избираемыми уездными земскими собрани­ями и утверждавшиеся Сенатом, рассматривали мелкие гражданские иски на сумму до 500 рублей. Следующей инстанцией мирового суда были съез­ды мировых судей, избиравшие из своей среды председателя. На съезде можно было обжаловать решение мирового судьи.

Коронный суд имел две инстанции: первой инстанцией был окружной суд, действовавший, как правило, в пределах одной губернии, составляв­шей судебный округ, второй — судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и разделенная на уголовный и гражданский департа­менты. Высшей судебной инстанцией был Сенат.

Окружные суды и Судебные палаты учреждались дляболее важных уго­ловных и гражданских дел. В заседаниях Окружных судов и Судебных па­лат могли принимать участие 12 присяжных заседателей, выбираемых по жребию из «местных обывателей всех сословий» и записанных в специ­альные списки. Присяжные устанавливали виновность или невиновность обвиняемого, а меру наказания определял судья. Такое решение окружно­го суда считалось, как правило, окончательным. Если окружной суд вынес приговор без участия присяжных заседателей, судебная инстанция явля­лась апелляционной инстанцией.

Сенат — как высшая инстанция, имел право кассации (пересмотра или отмены приговора) судебных решений в случае нарушения законного по­рядка ведения судопроизводства или обнаружения новых обстоятельств уголовного или гражданского дела. Члены Сената, председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором. Все назна­чаемые члены судебных заседаний пользовались важным правом несменяе­мости,— т.е. не могли быть уволены, кроме как по собственному желанию. Надзор за законностью действий судебных учреждений возлагался на обер-прокурора Сената,прокуроров судебных палат и окружных судов, подчинявшихся министру юстиции и имевших свой штат помощников — товарищей прокурора.

Действие новых судебных уставов распространялось на 44 российские губернии. Окончательно реорганизация судебного управления была за­вершена лишь к 1896 г.

Судебная реформа явилась одной из наиболее последовательных и удач­ных политических преобразований того периода. Новые суды вскоре при­обрели большую популярность у населения, а участие в процессах красноречивых адвокатов привлекало на них массу посторонней публики. Сму­щенный либерализмом новых судов, в 1872 г. Александр II изъял из их ве­дения дела о государственных политических преступлениях (чему, кстати, немало способствовала террористическая деятельность «народников»), ко­торые передавались в «особые присутствия» Сената или судебных палат.

Военные реформы.Российские вооруженные силы после окончания Крымской войны находились в критическом состоя­нии. Необходимо было, прежде всего, ликвидировать военно-техническую отсталость российской армии, что было очевидно при активном росте вооружений и усилении экспансии ведущих европейских держав. В 60—70-е гг. XIX в. была проведена серия военных реформ. Основная заслу­га в преобразовании русской армии принадлежит Дмитрию Алексеевичу Милютину,назначенному на пост военного министра в ноябре 1861 г. В январе 1862 г. он представил Александру II доклад с изложением основ­ных идей преобразований, который был одобрен императором. Целью плана Милютина было повышение боеспособности армии путем улучше­ния управления войсками, реорганизации системы подготовки офицер­ских кадров, комплексного перевооружения, а также введения нового принципа ее комплектования.

В 1864 г.проведена реформа военного управления: было создано 15 во­енных округов, возглавляемых командующими, подчиненными военному министру. Для подготовки военных кадров вместо кадетских корпусов стали создаваться военные гимназии и военные училища. С 1864 г. для лиц, не имеющих общего среднего образования, стали открываться юн­керские училища, готовившие младших командиров. Расширялась систе­ма высшего военного образования: были пересмотрены учебные планы и программы уже существовавших трех академий - Генерального штаба, Артиллерийской и Инженерной. В 1867 г. была открыта новая Военно-юридическая академия. С 60-х гг. началось и перевооружение армии. Глад­коствольное оружие стало заменяться нарезным, обновилась артиллерия (в это время были построены новые — Обуховский и Пермский сталепу-шечные заводы), началось строительство парового флота. Практическая необходимость армейской реформы стала очевидной в 1870 г. — после во­енного разгрома Германией Франции. Эта война поставила на первый план вопрос о безопасности российских границ в случае нового европей­ского военного конфликта. Однако коренная реорганизация могла быть осуществлена только при условии новой системы комплектования армии. Еще в самом начале реформ, в 1862 г., Милютин предлагал ввести всесо­словную воинскую повинность. Однако, встретив сопротивление консер­вативных военных кругов, он ограничился предложением довести количе­ство рекрутов до 125 тыс. человек, при условии увольнения солдат в от­пуск на седьмом-восьмом году службы. За счет такого фактического со­кращения сроков военной службы был уменьшен личный состав, при этом значительно увеличился обученный запас.

В ноябре 1870 г. Милютин представил императору две записки: «О раз­витии наших вооруженных сил» и «О главных основаниях личной военной повинности». Для осуществления намеченных Милютиным меро­приятий были созданы две комиссии: одна — для разработки нового уста­ва и воинской повинности, другая — по устройству вооруженных сил. Че­рез два года проект воинского устава был готов и вынесен на обсуждение Государственного совета. После многочасовых дискуссий проект Военно­го министерства в целом был принят, и 1 января 1874 г.Александр IIутвер­дил «Устав о воинской повинности». По этому закону призыву на военную службу подлежали лица мужского пола всех сословий, достигшие 20-ти лет. Был установлен общий срок службы 15 лет, из них 6 лет действитель­ной и 9 лет в запасе. Для флота устанавливался 7-летний срок действи­тельной службы и 3 года пребывания в запасе.

Число лиц, призываемых на действительную военную службу, было зна­чительно меньше общего количества призывников. Существовали значи­тельные льготы для лиц, получивших образование: до 4 лет — для окончив­ших начальную школу, до 3 лет — городскую школу, до полутора лет — гим­назию и до полугода — имевших высшее образование. От призыва осво­бождались: единственный сын в семье, единственный кормилец, а также те призывники, старший брат которых отбывал или уже отбыл срок действительной службы. Годные к службе призывники тянули жребий, а осталь­ные зачислялись в запас на 15 лет, а по истечении этого срока — в ополче­ние. Всеобщая воинская повинность не вводилась в некоторых националь­ных окраинах (Средняя Азия, Казахстан, отдельные территории Кавказа и Крайнего Севера). Многие национальности несли службу по особым пра­вилам (поляки, финны), либо выставляли иррегулярные формирования (башкиры, калмыки). На особых основаниях несли службу и казаки.

Военные реформы 60-70-х гг. XIX в. имели прогрессивное значение, сыграв важную роль в укреплении боеспособности русской армии. Они ускорили слом сословного строя, способствовали развитию железнодорожной сети, не­обходимой для быстрой мобилизации войск. В результате этих преобразова­ний российская армия превратилась в массовую армию буржуазного типа.

Реформы в области просвещения и печати.Народное образование всегда рассматривалось правительством как важный инструмент воспитания молодежи в духе верности «царю и отечеству». Общедемократический подъем в стране в начале 60-х гг. XIXв. оказал большое влияние на изменение политики российского правительства в этом важ­нейшем вопросе.

В 1863г. был опубликован новый университетский устав, предоставляв­ший им широкую автономию. Университетский совет получил право са­мостоятельно решать все вопросы, касающиеся учебного процесса и ад­министративного управления: присуждения ученых степеней и званий, распределения финансов, открытия новых кафедр и т.п.

Началась реорганизация и среднего образования. 19 ноября 1864 г.уви­дел свет «Устав гимназий и прогимназий», по которому прежние гимназии разделялись на два типа: классическиеи реальные.Классические гимназии давали широкое гуманитарное образование, а в реальных основной упор делался на естественные науки. Окончившие классические гимназии име­ли право поступать в университеты, а выпускники реальных гимназий поступали преимущественно в технические институты. Прогимназии давали начальное образование, соответствующее четырем классам классической гимназии. Их выпускники сразу могли поступать в 5 класс классической гимназии.

В это же время было положено начало системе высшего и среднего жен­ского образования. Наряду с существовавшими ранее «институтами бла­городных девиц» с 1858 г. стали открываться училища для девушек из не­привилегированных сословий, которые в 1862 г. были переименованы в женские гимназии. По всей стране стали организовываться высшие жен­ские курсы. Так, в 1869 г. в Москве открылись Лубянские высшие женские курсы, в 1872 г. в Петербурге созданы Высшие медицинские женские кур­сы. Особую известность, благодаря качеству гуманитарного образования ими даваемого, получили Бестужевские курсы, созданные в 1878 г., по инициативе известного российского историка, академика петербургской академии наук К.Н.Бестужева-Рюмина.

Либеральные реформы коснулись и печати. 6 апреля 1865 г. были изда­ны «Временные правила о печати», значительно смягчившие предвари­тельную цензуру книг и периодической литературы. Российское общест­во получило возможность гласного обсуждения насущных социальных и политических вопросов. Напуганное таким общественным брожением и студенческими беспорядками, правительство Александра II несколько ужесточило политику в области образования и печати. В 1871 г. под руко­водством министра просвещения Д.А.Толстого был издан новый устав гимназий, предусматривавший усиление преподавания древних языков и сокращение курсов истории, географии, естествознания. Одновременно реальные гимназии переименовывались в реальные училища, и их вы­пускникам запрещался доступ в университеты.

С конца 60-х гг. были усилены и меры административного воздействия на печать. Так закон 1873 г. запрещал издателям газет касаться политиче­ских вопросов, обсуждение которых в прессе правительство находило неудобным.

Финансовые реформы. Состояние финансов после окончания Крымской войны было крайне тяжелым. Дефицит бюджета, достигавший почти миллиарда рублей, с трудом покрывался внутренними и внешними займами, а также выпуском кредитных билетов. Государственный долг России превышал 11 млрд. руб.

В январе 1862 г. новым министром финансов стал пользующийся репу­тацией способного финансиста Михаил Христофорович Рейтерн. Под его руководством министерство провело ряд мер, способствовавших быстро­му преодолению финансового кризиса. Так, в 1862 г. был принят закон, согласно которому единственным распорядителем доходов и расходов го­сударства стало министерство финансов. Таким образом, был установлен единый государственный бюджет, причем министерство ежегодно публиковало общую государственную смету приходов и расходов. За деятельностью министерства финансов и расходами всех учреждений на местах следил Государственный контроль, имевший свои отделения во всех губерниях. Они не зависели от местной администрации, подчиняясь только государственному контролеру.

В это же время правительственные и финансовые круги России разрабо­тали план вывода страны из экономической отсталости. Главное внима­ние было сфокусировано на строительстве железных дорог, что должно было стать первым шагом к преодолению экономического кризиса. В ка­честве наилучшего способа строительства была признана постройка же­лезных дорог не на государственные, а на частные капиталы с широким привлечением иностранных инвесторов. Под патронажем правительства было создано «Главное общество российских железных дорог», получившее концессию на строительство наиболее важных железнодорожных линий. С целью создания постоянного источника финансирования частного же­лезнодорожного строительства по предложению Рейтерна в 1867 г. был уч­режден «Железнодорожный фонд», формально обособленный от государ­ственного бюджета. Он выпускал облигационные железнодорожные зай­мы с правительственной гарантией дохода. Из средств этого фонда казна покупала акции частных железных дорог, выдавала всевозможные ссуды, оплачивала казенные заказы и т.п. Всего за 1861-1881 гг. протяженность железных дорог России выросла в 14 раз, достигнув 21 тыс. верст.

Вторым важнейшим вопросом налаживания экономики была корректи­ровка таможенной политики. Так же, по предложению Рейтерна с 1 янва­ря 1868 г. стал действовать новый таможенный тариф, допускавший льгот­ный ввоз необходимых для промышленности материалов (машины, хло­пок, каменный уголь, чугун, железо).