Быт, нравы.
Наука.
Театр, музыка.
Литература.
В XIX веке продолжался процесс становления литературного русского языка. В первой половине XIX в. проблемы изучения языка становились важным элементом культурной жизни. Появлялись и новые литературные стили и направления. Огромная заслуга в реформировании русского литературного языка принадлежит российскому историку, писателю, почетному члену Петербургской Академии наук Н.М.Карамзину (1766—1826), ставшему основоположником нового литературного стиля — сентиментализма. («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.). Карамзин был также редактором «Московского журнала» (1791 — 1792) и «Вестника Европы» (1802-1803). Последователи Карамзина основали литературное общество «Арзамас» (1815—1818), в которое входили В.А.Жуковский, П.А.Вяземский, К.Н.Батюшков, юный в то время А.С.Пушкин.
В первой четверти XIX в. под влиянием западноевропейской культуры в русской литературе зарождается новое направление — романтизм, ярким представителем которого был В.А.Жуковский. Среди других представителей этого направления можно выделить поэтов-декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера.
XIX век дал великое множество замечательных, талантливых писателей. Однако начало «золотого века» русской литературы мы по праву связываем с именами А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю Лермонтова и Н.В.Гоголя — основоположников нового литературного направления — реализма.
В первой половине XIX в. театр стал играть все более заметную роль в жизни российского общества. Центрами театральной жизни продолжали оставаться столичные города — Петербург и Москва. В эти годы произошло разделение театральных жанров. В реконструированном в 1825 г. Большом театре стали ставиться только оперные и балетные постановки, а драматические спектакли были перенесены в новое здание, получившее название Малого театра. В Петербурге в 1832 г. был открыт Александрийский театр.
Театр первой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных актеров, которыми по праву гордится русское театральное искусство. Среди них особо выделялись П.С.Мочалов и М.С.Щепкин.
П.С.Мочалов(1800—1848) был крупнейшим представителем романтизма русской сцены. Его талант наиболее ярко раскрылся в постановках трагедий У.Шекспира и пьес Ф.Шиллера. Вершиной его актерского мастерства стала роль Гамлета.
М.С.Щепкин(1788-1863) явился одним из первых реформаторов русского театра. До 1822 он был крепостным, играл в крепостном театре. В Малом театре он стал служить с 1824 г. Своей игрой он не только утверждал просветительное значение театра, но и требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал общие принципы искусства перевоплощения, во многом определяя художественные позиции Малого театра. Щепкин был другом А.И.Герцена, Н.В.Гоголя, В.Г.Белинского, Т.Г.Шевченко. Свои лучшие роли Щепкин сыграл в произведениях сатирической направленности: Фамусов — в «Горе от ума» А.С.Грибоедова; Городничий — в «Ревизоре» Н.В.Гоголя.
Первая половина XIX в. стала временем становления российского классического музыкального искусства,что тесно связано с именем М.И.Глинки(1804—1857). Его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836 г.) и «Руслан и Людмила» (1842 г.) положили начало двум направлениям русской оперы — музыкальной драме и опере-сказке. Другие его сочинения, такие, как «Камаринская», «Испанские увертюры», заложили основы русской симфонической музыки. Глинка был классиком русского романса, а его «Патриотическая песня» стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации.
В первой половине XIX в. происходило становление российской фундаментальной науки. Активно стали развиваться естественные и точные науки: астрономия, физика, химия, медицина, биология, география. Большую роль в развитии отечественной науки продолжала играть Российская Академия наук. Однако наука развивалась не только в стенах академии. Большую роль в научной жизни России стали играть университеты, ставшие в начале XIX в. не только важными учебными, но и научными и просветительскими центрами.
Величайшее открытие в области математики совершил Н.И.Лобачевский (1792—1856), в 1827—1846 гг. бывший ректором Казанского университета. Созданная им геометрия совершила переворот в изучении природы пространства, в основе которого в течение более 2 тыс. лет лежало учение древнегреческого математика и философа Евклида, и оказала громадное влияние на дальнейшее развитие математического мышления.
Большое значение стала приобретать историческая наука. Возросший интерес к истории — характерное явление культурной жизни России первой половины XIX в. Именно в прошлом стали искать ответы на проблемы настоящего, чему немало способствовали крупные социально-экономические и политические изменения в Европе. С первой половины XIXв. история заняла прочное место в университетском преподавании, начали развиваться и вспомогательные исторические дисциплины: археология, палеография, геральдика, нумизматика и др.
Крупным событием культурной жизни России стал выход в 1816-1829гг. 12-ти томной «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина,адресованной широкому кругу читателей. Ее появление наделало в России много шума. «История» стала одной из самых читаемых книг, ее можно было встретить во многих домашних библиотеках. Достаточно упомянуть о том, что в течение месяца после ее выхода было продано 3 тыс. экземпляров. Тираж, неслыханный для того времени! В своем произведении Карамзин обосновывал тезис о том, что сильная царская власть является основой процветания России, движущей силой исторического процесса.
Первая половина XIX в. ознаменовалась и становлением новой эпохи в развитии российского мореплавания и кораблестроения. В июле 1803г. жители Кронштадта стали свидетелями важного исторического события: по городу разнесся слух, что готовится первое в истории российского мореходства кругосветное путешествие. Честь совершить беспримерное плавание была возложена на молодых офицеров И.Ф.Крузенштернаи Ю.ФЛисянского.7 августа 1803 г. руководимые ими шлюпы «Надежда»и «Нева»отошли от Кронштадта. Экспедиция проходила в крайне тяжелых условиях, но тем не менее была успешно завершена в 1806 г.Ее результаты превзошли все ожидания. На карту были нанесены новые проливы, рифы, бухты и мысы. Кроме того, уточнены координаты многих островов, что позволило внести существенные изменения в навигационные морские карты. Это путешествие положило также начало развитию новой науки в России — этнографии. В 1819—1821 гг. М.П.Лазарев и Ф.Ф.Беллинсгаузенна шлюпах «Восток»и «Мирный»совершили кругосветное плавание, в ходе которого был открыт новый материк Антарктида.
Основной чертой народной, бытовой культуры продолжала оставаться ее традиционность. Многие ее стороны уходили своими корнями в глубокое прошлое. Однако новые явления в экономике и культуре России первой половины XIX в. оказывали свое влияние и на повседневную жизнь, что наиболее ярко проявлялось в крупных городах. «Верхи» русского общества — московское и петербургское дворянство, чутко следили за модой, разными новшествами. Их быт, интерьер домов, стиль одежды, разительно отличались от образа жизни провинциального дворянства, так ярко и выразительно показанного Н.В.Гоголем в поэме «Мертвые души». Именно в Москве и Петербурге была сосредоточена вся литературная, театральная и научная жизнь, устраивались пышные приемы и балы. Особое место в жизни столичной аристократии занимали литературные салоны, среди которых наибольшую известность имели салоны З.А.Волконской, А.П.Елагиной, А.П.Хворостовой.
Провинциальные города по своему внешнему виду в большинстве своем мало отличались от больших сел. Грязные немощеные улицы, застроенные одно-двухэтажными, в основном деревянными, домами, несколько церквей, административные здания и торговые ряды — вот типичный облик российского города первой половины XIXв. Однако с ростом промышленной и торговой деятельности вид русского города стал постепенно меняться. На его окраинах возникали фабрики и заводы, стали строиться торговые здания и доходные дома. Центр города, где проживало чиновничество, богатое купечество и местное дворянство постепенно стал более отличаться от окраин, где проживали рабочие, мастеровые, мелкие лавочники. Хозяйственно-бытовой уклад жизни российского крестьянства не претерпевал существенных изменений. Патриархальные устои крестьянской семьи были сильны, а большую роль в жизни крестьян продолжала играть община, следившая за образом жизни каждого своего члена. Однако постепенно новшества проникали и в деревню. Развитие отхожего промысла способствовало повышению культурного уровня крестьянства, внесению в их быт городского уклада. Крупные села, жившие в основном за счет промыслов и торговли, а не земледелия, по своему внешнему облику и по образу жизни их обитателей скорее представляли собой поселения городского типа, нежели деревни. И по сей день своими промышленными и промысловыми изделиями известны Гжель, Павлов, Кимры, Иваново и многие другие.