Живопись.

В первой трети XIX в. в русском изобразительном искусстве также гос­подствовал классицизм, наиболее ярким представителем которого явился К.П.Брюллов (1799-1852), привнесший в живопись новые, романтичес­кие черты. Его произведение, хранящееся сегодня в Русском музее С.-Пе­тербурга, «Последний день Помпеи» в те годы произвело фурор как в Рос­сии, так и за рубежом. Брюллов являлся также блестящим мастером порт­ретной живописи. Другим представителем классицизма в живописи был А.Ф.Бруни (1799-1875) — автор картины «Медный змий», посвященной библейским сюжетам, над которой он работал 15 лет. Он также является автором росписи Исаакиевского собора в С.-Петербурге.

В 30-40-е гг. XIX в. в живописи наблюдается все больший отход от клас­сицизма, который был насаждаем императорской Академией художеств. В эти годы вне стен академии все больше художников работали в стилях ро­мантизма и реализма. Среди них выделяются имена А.Г.Венецианова, О.А.Кипренского, В.А.Тропинина.

Алексей Гаврилович Венецианов(1780-1847) — основоположник бытово­го жанра в русской живописи. Он создал идеалистический образ кресть­янской жизни, тонко передав красоту русской природы («На пашне», 1820-е гг.; «Гумно», 1823-1825 гг.; «Захарка», 1825 гг.), много писал с нату­ры. Его последователи сыграли значительную роль в изобразительном ис­кусстве XIX в., сформировали так называемую «венециановскую школу». Среди его последователей выделялись художники Н.С.Крылов, Л.К.Пла-хов, Г.В.Сорока, изображавшие на своих картинах жизнь простых людей, городские и сельские пейзажи.

Орест Адамович Кипренский(1782-1836) — выдающийся представитель русского романтизма, получивший известность как замечательный порт­ретист. Его портреты отражают сложный внутренний мир человека, его творческую индивидуальность («Автопортрет с кистями за ухом», ок. 1808-09 гг.; «А.А.Челишев», ок. 1809 или 1810-11 гг.; «Е.П.Ростопчина», 1809 г.). Особую известность получил портрет А.С.Пушкина, написанный Кипренским в 1827 г.

Он был также виртуозным рисовальщиком, создавшим прекрасные об­разцы графики. Это и бытовые типажи «Слепой музыкант», «Калмычка Баяуста», и знаменитая серия карандашных портретов участников Отече­ственной войны 1812 г.

Василий Андреевич Тропинин(1776—1857) был не менее известным рос­сийским портретистом того времени. Сын крепостного крестьянина, по­лучивший вольную только в 1823 г., в своих портретах стремился к живой, непринужденной характеристике человека («Портрет сына», 1818 г.; «А.С.Пушкин», 1827 г.; «Автопортрет», 1846 г.). Тропинина интересовал и бытовой жанр. Он создал тип несколько идеализированного изображения человека из народа. Наиболее известная картина этого жанра «Кружевни­ца» (1823) — подкупающее своей сентиментальной наивностью изображе­ние девушки «из низов».

Важную часть наследия Тропинина составляют его рисунки, в особен­ности карандашные портретные наброски, отмеченные остротой наблю­дений. Проникновенная задушевность его образов не раз воспринима­лись как отличительная черта старомосковской художественной школы. В 1969 г. в Москве был открыт Музей Тропинина и московских художни­ков его времени.

Особое место в истории русской живописи занимает творчество Алексан­дра Андреевича Иванова(1806—1858), с 1831 по 1858 гг. жившего в Италии. Крупнейший мастер русского изобразительного искусства романтизма, это был живописец-философ, запечатлевший в своем творчестве нравст­венные и эстетические искания своего времени. Делом всей его жизни явилось гигантское полотно «Явление Христа народу», работа над которым растянулась на двадцать лет. Смысл этой картины — ожидание скорого освобождения народа, необходимость духовного и нравственного возрож­дения человечества. Пророк Иоанн Креститель на берегу реки Иордан вдохновляет собравшуюся вокруг него толпу надеждой на избавление от скорбей и бед, жестом указывая на приближающегося издали Бога-Сына. Иванов не создал своей школы в прямом смысле, однако он стал универ­сальным учителем мастерства для многих поколений российских художни­ков самого различного толка — от позднего романтизма до авангарда.