Реформы крепостной деревни.
Экономическая и сословная политика Николая I.
Крестьянский вопрос.
Кодификация законов.
В первые годы правления Николая I огромную работу провело II отделение, руководимое профессором права петербургского университета М.А.Балугьянским. Однако ведущую роль в работе этого органа играл М.М.Сперанский,к тому времени оставивший либеральные идеи своей молодости. Под его умелым руководством отделение произвело, наконец, ту колоссальную кодификационную работу, которую тщетно пыталось сделать множество комиссий в течение XVIII — первой четверти XIX вв. В 1830г. им было составлено 45-томное Полное Собрание Законов Российской империи,включавшее в себя в хронологическом порядке все законы и указы от Соборного уложения 1649 г. до 1825 г. К 1833 г.был составлен 15-томный Свод законов Российской империи,в котором в систематическом порядке были изложены законы, действовавшие в данное время. В 1839—1840 гг. были изданы 12 томов «Свода военных постановлений»и «Свод законов Великого княжества Финляндского».Эта работа была лишь началом систематизации российского законодательства. Впоследствии вышло второе собрание законодательных актов, включившее в себя документы с 1825 по 1881 гг., и третье, где были собраны законы с 1881 по 1913 гг. Сегодня это собрание является важным источником по истории российского законодательства за два с половиной столетия.
Деятельность III отделения.Печальную известность получило IIIотделение, руководимое сначала А.Х.Бенкендорфом, а затем А.Ф.Орловым. Прерогативы этого органа были поистине всеобъемлющи. При создании нового органа политической полиции император использовал проект именно Бенкендорфа о централизации политического сыска, поданный на имя Николая сразу же после событий 14 декабря 1825 г. Задачи III Отделения были многообразны. Оно осуществляло сыск и следствие по политическим делам, собирало информацию о настроениях различных слоев общества, осуществляло тайный надзор как за политически неблагонадежными лицами, так и за периодической печатью, осуществляло перлюстрацию частной переписки. Несмотря на немногочисленность аппарата, отделение весьма эффективно исполняло свои функции. Для получения необходимых сведений широко использовались услуги добровольных осведомителей, анонимные доносы. III отделение казалось всесильным, а голубые мундиры жандармов внушали страх. Ежегодно оно предоставляло императору отчеты о своей деятельности, важную часть которых составляли обзоры политического положения страны и настроения различных слоев общества как внутри России, так и за ее пределами.
Крестьянский вопрос был одним из самых острых во внутренней жизни России второй четверти XIX в. Николай I понимал необходимость реформирования крепостной системы, чему немало способствовали частые волнения крепостных крестьян. Сам Николай отрицательно относился к крепостному праву, считая, однако, что его отмена будет гибельна для государства, поскольку может затронуть и самодержавие, опирающееся на дворянскую массу. Несколько раз Николай I учреждал секретные комитеты по крестьянскому делу, а в период его правления было издано более 100 законодательных актов по этому вопросу. В 1827 г издан указ, запрещавший продавать крестьян без земли. Закон 1828 г. ограничивал право помещиков ссылать крестьян в Сибирь по своему усмотрению.
Новая попытка комплексного решения крестьянского вопроса была предпринята в 1839 г. созданием очередного секретного комитета, в работе которого значительную роль играл П.Д.Киселев — видный государственный деятель, сторонник умеренных реформ. В 1840 г. Николай I одобрил доклад Киселева о работе этого секретного комитета, в котором предлагалось, сохраняя землю в собственности помещиков и казны, предоставить крестьянам личную свободу за определенные повинности на основе добровольного соглашения между помещиком и общиной. После двухлетнего обсуждения на свет появился закон об «обязанных крестьянах» от 2 апреля 1842 г. Согласно этому указу, крестьянин по воле помещика получал личную свободу и свой надел в пользование, за него крестьянин был обязан отбывать, по сути, такие же повинности, что и прежде, но с условием, что помещик впредь не мог их увеличивать, а также не мог отнять надел. Закон этот так и остался мертвой буквой, поскольку никто из помещиков не пожелал им воспользоваться. Лишь в юго-западных губерниях (где помещики в большинстве своем были поляками) были проведены в пользу крестьян более серьезные мероприятия. В 1847 г. в Киевской, Волынской, Подольской губерниях были введены «инвентарные правила». По ним было определено количество земли, которое помещик должен был предоставить крестьянам, а также норма крестьянских повинностей.