М.М.Сперанский и его план преобразования России.
Второй этап реформ Александра I связан с именем одного из замечательных государственных деятелей России первой половины XIX в. — М.М.Сперанского(1772-1839). Он был выходцем из семьи сельского священника владимирской губернии, блестяще закончил духовную академию, но затем выбрал гражданскую карьеру. Свое восхождение по служебной лестнице он начал еще при Павле I в должности начальника канцелярии генерал-прокурора А.Б.Куракина. Отличаясь ясным и критичным умом, необыкновенной трудоспособностью, даром прекрасно излагать свои мысли, он сумел сделать блестящую карьеру и приблизиться к Александру I. С 1806 г. он стал докладчиком императора по делам управления и законодательства. По его инициативе в 1809г. император подписал указы: один — о придворных званиях,согласно которому придворное звание оставалось почетным отличием, не давая права на получение должности и чина, второй — об экзаменах награжданские чины,начиная с VIIкласса. Этими указами Сперанский сразу же настроил против себя все придворное и чиновничье дворянство.
Но основной задачей М.М.Сперанского стала деятельность по реформированию государственного механизма России. В его проектах и записках, которые он представлял Александру I, обоснованы идеи конституционной монархии, разделения властей, прав и обязанностей различных сословий. Цель плана Сперанского состояла втом, чтобы при сохранении самодержавияпостараться модернизировать государственный механизм России,путем введения новых, буржуазных норм.
План преобразования России М.М.Сперанского, законченный к осени 1809 г., предусматривал создание трех параллельных рядов учреждений — законодательных, исполнительных и судебных. Законодательный ряд образовывали «думы»: волостные, уездные, губернские и государственная. Волостная дума избиралась из числа земельных собственников волости и депутатов от казенных крестьян (1 депутат от 500 душ). Эта дума выбирала волостное правление и депутатов в уездную думу. Уездная дума выбирала уездное правление и депутатов в губернскую думу. Губернская дума выбирала губернское правление и депутатов в государственную думу, которая должна была собираться ежегодно и рассматривать вносимые правительством законопроекты и государственный бюджет. Исполнительной властью, по мысли М.М.Сперанского, должны были являться избираемые местными думами правления — волостные, уездные и губернские. Высшей исполнительной властью должны были стать министры, назначаемые императором. Судебную власть должны были представлять волостные (носящие третейский характер), уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных. Высшую судебную инстанцию представлял сенат, члены которого должны были избираться пожизненно государственной думой и утверждаться императором. Для объединения деятельности высших государственных учреждений Сперанский предлагал учредить Государственный Совет, состоящий из высших государственных сановников, назначенных императором, и призванный заниматься рассмотрением новых законодательных актов до внесения их в Государственную думу и наблюдением за исполнением законов во всех областях государственного управления, являясь таким образом, законосовещательным учреждением. Председательствовать на его заседаниях должен был сам монарх или лицо, специально им назначенное. Фактически этот план означал превращение самодержавной монархии в конституционную.
Учреждение Государственного совета.Александр I в целом одобрил этот проект и приступил к его реализации. 1 января 1810 г.был образован Государственный Совет, разделенный на четыре департамента: военных дел, законов, дел гражданских и духовных и государственной экономии. Для организации его работы была создана Государственная канцелярия во главе с Государственным секретарем, которым был назначен М.М.Сперанский.Этот орган должен был рассматривать все законы и важнейшие мероприятия. Его решения представлялись на утверждение императора. «Высочайше утвержденное» решение Государственного совета приобретало силу закона.
Учреждением государственного совета и преобразованием в 1811 г. министерств завершилась реорганизация органов государственного управления. Эта система с небольшими изменениями просуществовала до 1906 г.
Финансовые реформы Сперанского.Финансовое состояние страны в первой половине XIX в. было как никогда тяжелым, поскольку войны, которые Россия в то время вела практически беспрерывно, увеличивали расходы бюджета, а присоединение России к континентальной блокаде Англии еще больше расстроило финансовую систему государства. Поэтому в течение 1810—1811 гг. Сперанский провел ряд финансовых мер: изъятие из обращения ассигнаций и погашение их за счет увеличения налогов, повышение таможенных пошлин, замена медной монеты серебряной. В Петербурге и Москве был введен налог на недвижимость.Кроме того, Сперанский ввел налог на дворянские имения в размере 50 коп. с каждой ревизской души. Но эти мероприятия, выводившие страну из финансового кризиса, ожесточили против Сперанского владельцев недвижимости, которые обвиняли его в намерении разорить самые знатные и богатые фамилии России. Поэтому реформаторская деятельность Сперанского не получила дальнейшего развития и скоро была прервана. Александр I испугался, что нововведения, приемлемые в теории, вызовут недовольство в обществе. В результате дворцовой интриги в марте 1812 г. М.М.Сперанский был без объяснения причин уволен со службы и выслан в начале в Нижний Новгород, а затем в Пермь, хотя, как он писал в своем оправдательном письме, вся его деятельность проводилась с согласия императора и даже по его поручению.
Для того чтобы сместить М.М.Сперанского, при дворе сформировался заговор. Среди его врагов были такие влиятельные фигуры как великая княгиня Екатерина, граф Ростопчин, А.А.Аракчеев, Н.М.Карамзин. Министр полиции АД.Балашов передал Александру I неуважительные высказывания о нем его ближайшего соратника: «Вы же хорошо знаете подозрительный характер императора. Все, что он делает, он делает наполовину. Он слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым». Но непосредственным поводом к удалению Сперанского явились обвинения его в шпионаже в пользу Франции.
В тот период российские правящие круги вели секретные переговоры с Талейраном — министром иностранных дел Франции, который согласился информировать Александра I о предстоящих планах Наполеона Бонапарта. Эти сведения тайно передавались (причем ни посол в Париже Куракин, ни министр иностранных дел Румянцев не были осведомлены об этой переписке) через члена русского посольства К.В.Нессельроде.
Эти секретные документы предназначались лично Александру, но Сперанский заставил служащих Министерства иностранных дел передавать ему эти бумаги, что позволило обвинить Сперанского в заговоре против безопасности государства.
17 марта 1812 г. Сперанский получил указание явиться к императору. Их аудиенция длилась около двух часов. После этой встречи Сперанский вышел бледный и взволнованный, а присутствовавшие в приемной услышали слова Александра:
«Еще раз прощайте, Михайло Михайлович». Вернувшись к себе домой, Сперанский застал там А.Д.Балашова, а его кабинет был опечатан. Поздно ночью Сперанский, сопровождаемый частным приставом, в почтовой карете уехал в Нижний Новгород. Через несколько дней были заключены в тюрьму чиновники Министерства иностранных дел, передававшие Сперанскому секретные документы.
Александр I на следующий день после высылки Сперанского сказал князю Александру Голицыну: «Если бы у тебя отсекли руку, ты, верно, кричал бы и жаловался, что тебе больно. У меня в прошлую ночь отняли Сперанского, а он был моей правой рукой».
В 1816 г. он был помилован и назначен пермским генерал-губернатором, а в 1819 г. генерал-губернатором Сибири. Вновь же в Петербург Сперанский приехал в 1821 г.
3. Н.М.Карамзин и его сочинение «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях».
Многогранный талант Николая Михайловича Карамзина проявлялся не только литературном и научном творчестве, но и в публицистике. Выдающимся образцом российской словесности первой половины XIX в. явилось его сочинение «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях».
Это сочинение было написано в начале 1811 г. специально для Александра I, его публикация в печати не предполагалась. Отрывок из этой статьи впервые был опубликован в 1837 г., а целиком текст «Записки» увидел свет лишь в 1870 г. Эта статья была вручена Александру I его сестрой Екатериной Павловной в марте 1811 г. Император, ознакомившись с этой работой, ничего не сказал историографу, это сочинение никак не отразилось на его дальнейшей карьере, хотя резкая критика правительства, содержавшаяся в этой статье, не могла понравиться Александру.
Перед российской интеллигенцией того времени неизбежно вставал вопрос: пойдет ли Россия дорогой Запада — дорогой революций (к тому времени уже произошли Нидерландская, Английская и Французская революции), или же другим путем, без социальных потрясений. Карамзин был первым из историков, кто попытался дать ответ на этот непростой вопрос.
Он считал, что проводимые правительством Александра I реформы неизбежно толкают Россию на революционный путь. Отмечая, что «настоящее бывает следствием прошедшего», он начинает свое сочинение с беглого анализа предшествующих периодов российской истории. Оценивая их, Карамзин замечает, что именно княжеская, а затем царская власть была непременным условием благоденствия русского государства, спасла Россию от монголо-татарских орд, возродила ее после страшных лет Смутного времени. «Забудем ли князей московских Иоанна I, Иоанна III,которые, можно сказать, из ничего воздвигли державу сильную и — что не менее важно — учредили твердое в ней правление единовластное?» — восклицает историк.
Оценивая деятельность Петра I, Карамзин писал, что он немало сделал для величия России, ее славы. Но, по его мнению, «Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государства, подобно физическому, нужное для их твердости». Таким образом, XVIII век предстает в трактате Карамзина как время больших достижений и одновременно больших пороков.
Однако основная часть этого сочинения посвящена рассмотрению дел правительства Александра I. Карамзин подверг резкой критике практически все либеральные начинания императора. Эти реформы вызывали настороженность у многих представителей российской интеллигенции, придерживавшихся традиционного, консервативного мышления. Именно к таким людям и относился Н.М.Карамзин. Так, ему казалось, что поспешные реформы — не самый лучший способ совершенствования государственного управления страны. В этом сочинении Карамзин провозгласил самодержавие с опорой на дворянские слои непременным условием процветания России. «Дворянство и духовенство, Сенат, Синод как хранилище законов, над всеми государь единственный законодатель, единственный источник властей. Вот основание российской монархии, которое может быть утверждено или ослаблено правилами царствующих». А не актуальными ли сейчас кажутся слова Карамзина:
«Державы, подобно людям, имеют определенный век свой, так мыслит философия, так вещает история. Благоразумная система в жизни продолжает век человека, благоразумная система государственная продолжает век государств. Кто исчислит грядущие лета России? Слышу пророков близкоконечного бедствия; но, благодаря Всевышнему, сердце мое им не верит; вижу опасности, но не вижу погибели».