Центральная и южная Греция

Афины

Первые опыты: Корфу

Самая ранняя скульптура в архитектуре канонических ордеров была из глины. Это были, прежде всего, головы животных, изготовленные методом формовки и украшавшие водостоки и кровлю. Подобное скульптурное убранство было известно в Коринфе. Остров Корфу (Керкира) находился в сфере коринфского культурного влияния. Именно здесь была обнаружена самая ранняя мраморная фронтонная группа, представляющая в центральной зоне Горгону и двух леопардов. Единства масштабов для фигур центра и периферии здесь нет. Малые фигуры исполнены более объемно, чем крупные. Важную роль играла раскраска, которая не только подчеркивала контуры фигур, но усиливала низкий орнаментальный рельеф на одежде, покрытой меандром. Особенно интересна фигура Хрисаора – она сделана мастерски для такой ранней даты. Его отталкивающая гримаса имеет более приятный вид снизу, что свидетельствует об умении художника учитывать угол зрения, что так важно для архитектурной пластики.

Большинство древней пластики, обнаруженной на Акрополе, было исполнено из известняка, оштукатурено и расписано. Предполагалось, что разрушение этих статуй следует связывать с персидским нашествием 480-479 гг. Однако основная масса скульптур датируется концом тирании Пейсистратидов, то есть около 510 г. Статуи были обнаружены с севера и востока от Парфенона и, вероятно, принадлежали зданию, фундамент которого с южной стороны от Эрехтейона виден до сих пор. Эти произведения могли быть уничтожены как память о тиране. Несмотря на то, что они могли принадлежать культовым зданиям, их пребывание на Акрополе после ниспровержения тирании могло восприниматься как оскорбление богам. Не исключено, что Пейсистратиды имели на Акрополе здание светского назначения, поскольку наиболее безопасным местом нахождения для тирана являются святыни, почитаемые народом. О том, что пластика была связана с эпохой Пейсистратидов, говорит тематика статуй, посвященных Гераклу. Пейсистрат считался как бы вторым Гераклом, находящимся под покровительством Афины.

Вероятно, сохранившиеся фрагменты принадлежат древнему храму Афины, находившемуся, как уже было сказано, к югу от ныне существующего Эрехтейона. Его первоначальное убранство было исполнено из известняка.

Однако самые ранние статуи, обнаруженные на Акрополе, все же мраморные. Они не могут быть датированы временем позже 580-70 гг., хотя восстановление праздника Панафиней имело место лишь в 566 году. Мраморные фрагменты представляют собой фигуру Горгоны для акротерия, превосходящую по качеству дипилонскую голову, а также, вероятно, образ Персея и рельефные изображения леопардов, показывающими прогресс в сравнении с изваяниями в Корфу.

Столь ранние даты нельзя приписать ни одной статуе из известняка. Последние представляют собой группы животных: львицу, когтящую быка; лежащего льва; львицу и льва, терзающих быка. Первая группа исполнена раньше остальных. Две другие могут относиться к фронтонной группе древнего храма Афины к югу от Эрехтейона. Фронтонная группа могла представлять этих животных в центре, Геракла с Тритоном слева и синебородого трехтелого чудовища справа. Второй фронтон имел в центре фигуру Горгоны, от которой остались незначительные осколки традиционных леопардов, отличающихся в лучшую сторону от мраморных и более ранних изображений этих животных, о которых уже говорилось. По углам второго фронтона находились змеи. Предположительно, скульптурное убранство древнего храма Афины включало также сцену восшествия Геракла на Олимп и рождение Афины. Все эти статуи, очевидно, были выполнены не раньше 550 г.

Около 520 г. убранство из известняка было заменено на мраморное. Здесь особенно выделяется сцена гигантомахии, где движение передано сильно и убедительно и соблюдено единство масштаба. Именно это произведение ближе всего соотносится с раннеклассическими фронтонными группами храма Зевса в Олимпии.

Храм Аполлона в Дельфах был истреблен пожаром. Обновление этого здания финансировалось представителями семейства, изгнанного из Афин. В какой-то степени, Дельфы должны были уподобиться Афинам. Например. сцена гигантомахии для западного фасада была заимствована из Афин. На восточном фасаде была представлена разрозненная симметричная композиция с битвами животных по сторонам и колесницей с божеством, сопровождаемой прислужниками в центре. Колесница Зевса, вероятно, была изображена в центре западного фронтона. Образы кор-служанок и фигура Ники на акротерии по стилистике напоминают работы Антенора, который мог быть причастен к созданию скульптурных групп.

В конце VI века большой дорический храм, посвященный местночтимой богине Афайе, был возведен на о. Эгина. В скульптурном убранстве его фронтонов прекрасно раскрыта тема сражения. Западный фронтон – более ранний. Он представляет Афину в центре и битву, развивающуюся от центра к периферии.

Восточный фронтон изображает также Афину, но в более динамичной позе, и группы воинов, устремленных к центру. Хотя только десятилетие разделяет эти фронтоны, второй следует назвать уже раннеклассическим. Статуи были обнаружены в 1811 г., куплены Людвигом Баварским и отреставрированы Торвальдсеном. В настоящее время в Мюнхене представлены фигуры без реставрации XIX века. Тематика фронтонов была обусловлена участием местночтимых героев Теламона и Аякса в Троянской войне, эпизоды которой и изображены в скульптуре. Вероятно, фигуры восточного фронтона так и не были закончены и установлены на свое место: они были расположены на постаменте возле храма с фигурами акротериев, представляющих кор, и некоторыми другими статуями кровли (сфинксами).