Образовательные технологии

Особенности и порядок изучения дисциплины

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

 

Программа курса «История и методология юридической науки» построена на сочетании классической системы обучения с современными активными и интерактивными методами и инновационными технологиями в целях активизации познавательной деятельности обучающихся.

Такой подход позволяет дать комплексное представление о важнейших элементах содержательной и методологической базы профессиональной подготовки юриста независимо от его последующей специализации, о закономерностях и процессах развития государственно-правовых явлений.

Программа курса построена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 030900.68 «Юриспруденция» таким образом, чтобы освещать все ключевые проблемы данной учебной дисциплины. Учебный материал курса структурирован по трем разделам, отражающим базисные категории, понятия и основные темы методологии и истории правовой науки.

Дисциплина изучается на протяжении второго блока первого семестра на 1 курсе обучения.

Общая трудоемкость учебной дисциплины «История и методология юридической науки» составляет 3 зачетных единицы(108 часов).

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельную работу студента, консультации, экзамен.

 

В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, решение задач и ситуаций, лекции с элементами проблемного изложения, проблемные семинары, семинары-дискуссии, тестовые задания, консультации, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности.

Преподавание дисциплины осуществляется с применением следующих методов обучения:

Словесно-объяснительный метод обучения. К наиболее важным и традиционным методам преподавания в высшей школе относится словесно-объяснительный метод. На лекционных и семинарских занятиях, консультациях, в беседах со студентами, преподаватель в процессе обучения использует главным образом слово. И студент, в свою очередь, выступая с докладом на занятии, отвечая на экзамене, беседуя с научным руководителем, использует, прежде всего, слово. При использовании преподавателем этого метода студенты приобретают знания в готовом виде. Словесно-объяснительный метод является важным и необходимым, ибо позволяет быстро, в сжатые сроки, в концентрированном виде сообщать студентам знания фактически по всем преподаваемым в вузе юридическим дисциплинам. Рассматриваемый метод преподавания интенсивно развивает восприятие студентами знаний, понимание чужих мыслей и идей и развивает собственное мышление студента. Эффективность словесно-объяснительного метода резко повышается, когда он используется в сочетании с методом наглядного обучения.

Применяется и такой методический прием, как сопровождение преподавателем видео- или слайд-лекций, выражающееся в соответствующих комментариях содержащегося в них учебного материала и необходимых дополнениях. Практикуется также проведение обзорной лекции преподавателя перед просмотром студентами материала на электронных носителях или по завершении такового.

Проблемный метод.Как правило, он применяется на занятиях не более чем с одной группой слушателей. Состав выступающих студентов заранее не определяется. К выступлению и обсуждению готовятся все студенты. Тема занятия должна выбираться с таким расчётом, чтобы в процессе её раскрытия была обсуждена одна из проблем, представляющих теоретический или практический интерес для слушателей или обсуждён передовой опыт в определённой области практической деятельности.

На проблемном занятии преподавательсовместно с обучающимися может экспериментальным путем найти решение проблемной ситуации или предоставить это самим слушателям. Например, перед студентами ставится проблема иони, с учетом имеющихся знаний по данному предмету, самостоятельно решают данную проблему.

Вместе с тем, следует помнить, что злоупотреблять проблемным методом обучения на семинарских занятиях не следует. Дело в том, что хорошо организованная дискуссия на семинарском занятии даже по небольшому вопросу требует много времени, а оно ограничено. Поэтому дискуссией надо умело управлять. Студентов не следует торопить, но и затягивать с ответом, устраивать долгие споры так же нецелесообразно. На семинаре необходимо создавать не более двух - трех проблемных ситуаций. Причем продолжительность дискуссий по каждой проблеме не должна превышать 15-20 минут. Это позволит научить слушателей выступать по существу и аргументировано. На семинарских занятиях возможна постановка следующих наиболее типичных проблем: 1) проблемы, основанной на противоречиях между знаниями, имеющихся у слушателей, и теми требованиями, которые предъявляются к ним в ходе решения учебных задач; 2) проблемы, основанной на противоречии между многообразием сложившихся знаний и необходимостью выбрать одно из них для решения задач; 3) проблемы, основанной на противоречии между сложившимися способами использования знаний и необходимостью применить или видоизменить эти способы в новых практических условиях; 4) проблемы, основанной на противоречии между теоретически возможным путем решения задачи и практической целесообразностью или неосуществимостью избранного способа.

Эвристический метод обучения. Эвристический метод обучения можно определить как способ предоставлять студентам самим познавать явления путем подготовки выступления с докладом, решения заданных по теме задач и упражнений, ведения споров и дискуссий, но под руководством преподавателя. Использование эвристического метода обучения может осуществляться в двух формах.

Первая – элементарная, заключающаяся в том, что студенты решают заданные преподавателем задачи и упражнения, а затем на практических занятиях анализируют и предлагают свои ответы. Анализ и решение задач применяются по большинству преподаваемых юридических дисциплин. Они имеют целью закрепление проработанных вопросов и обучение студентов целому ряду технических навыков и приемов, в частности умению использовать и анализировать нормативные акты как письменно дома, так и устно на семинарском занятии. При этом преподаватель для получения результата задает отвечающему студенту наводящие вопросы. При этой форме использования эвристического метода обучения студент сначала предлагает свои решения, высказывает свои мысли и суждения, каковы бы они ни были, а затем преподаватель дополняет их, разъясняет, поправляет допущенные неточности.

Другая форма использования эвристического метода - более сложная, более активная, состоящая в обсуждении студентами проблемных вопросов, поставленных преподавателем, в выступлении студента на семинарском занятии с докладом, рефератом, выполненным им самостоятельно. Такая форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей.

Исследовательский метод обучения. Данный метод предполагает руководство преподавателя исследовательской работой студента при подготовке и написании последним письменного сочинения – доклада или реферата для выступления на семинарском занятии. В этом методе сливаются в одно целое обучение студента путем анализа какой-либо проблемы с задачами научного исследования.

В исследовательском методе обучения наиболее полно проявляется активность и самостоятельность студента. Составление плана письменного сочинения, сбор материала, его сортировка и систематизация являются для студента не только источником познания, не только расширяют его кругозор, но и заставляют логически мыслить, использовать методы познания, в первую очередь формально-догматический или, как его называют по-другому, специальный юридический, а также метод сравнительного правоведения, выделяющий различия правового регулирования вопросов в разных странах.

Метод обучения с использованием технических средств. Использование технических средств в обучении студентов (кинофильмов, телевидения, компьютерных технологий) значительно расширяет познавательные возможности лекции, семинарского занятия и других видов педагогического процесса. Материал, подаваемый с использованием технических средств, вызывает у студентов повышенный интерес и лучше запоминается. Инновационные технологии предусматривают максимальную компьютеризацию процесса изучения учебных курсов, внедрение в практику видео- слайд- и веб-лекций, консультаций в различных формах, в том числе посредством электронной почты, проведение практических занятий и семинаров в активных (интерактивных) формах (деловые игры, разбор конкретных ситуаций, проблемный семинар и т.д.).

При прохождении дисциплины используется проблемный и интерактивный подходы, технические и электронные средства обучения. Занятия по дисциплине организуются в поточно-массовых и групповых формах. Инновационный характер обучения – в органичном сочетании лучшего опыта традиционной методики и современной интерактивной модели обучения.

Метод деловых игр. Деловая игра – форма воссоздания профессиональной деятельности специалистов с помощью моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Проведение деловой игры предполагает развертывание игровой деятельности студентов на базе соответствующей социально- экономической модели, воссоздающей условия и динамику практической деятельности.

Характерными признаками деловой игры являются: моделирование различных процессов деятельности по выработке управленческих решений с целью воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности; четкое распределение ролей между участниками; взаимодействие участников, исполняющих различные роли, для достижения максимального эффекта от проведения деловой игры; наличие единой цели у всех участников достижение, которой обеспечивается результативным взаимодействием всех участников деловой игры; различие задач у всех участников при выработке управленческих решений предполагает принятие взаимовыгодного решения всех участников деловой игры, в сценарии которой обязательно заложен конфликт; коллективная выработка решений участников по ходу игры в условиях ограничения времени решение выработанное группой, оказывается более рациональным, в отличие от комплекса индивидуальных решений подготовленных формально, без обсуждения; многоальтернативность выработанных решений принятие единственного решения из множества, по сути, является компромиссом между заданными в деловой игре ролевыми установками и личными интересами участников; наличие управляемого эмоционального напряжения предполагает создания специальных условий, для мотивации участников деловой игры (создание конфликта, обеспечение личной заинтересованности, распределение ролей с учетом личных особенностей); наличие четко разработанной системы индивидуального и группового оценивания; соответствие параметров совместной деятельности участников и их межличностному общению; деятельность каждого участника, его вклад в выработанное коллективом групповое решение.

Отличиями деловой игры от других активных методов обучения являются: наличие гибкой структуры (ни одна игра, при одинаковом сценарии, не может быть досконально повторена); неограниченный выбор объектов приложения деловой игры; возможность введения спонтанно возникающих ситуаций.

Метод разбора конкретных ситуаций.В процессе проведения практических занятий магистранты осваивают такой интерактивный метод обучения, как разбор конкретных ситуаций. Обучающиеся совместно с преподавателем обращаются к анализу реальной ситуации, складывающейся в области юриспруденции и/или юридической практики. В рамках метода разработки конкретных ситуаций его участники развивают не только свои способности к академическим коммуникациям, но и навыки профессионального представления, формулирования и обсуждения актуальной или дидактически оправданной юридической проблемы. Центральное место в таких обсуждениях занимают дискуссии по поводу выбираемых познавательных подходов и методов критического анализа проблемы. В рамках данного метода магистранты приобретают умение креативного выдвижения идей-гипотез и их применения к объяснению проблемной ситуации, навыки представления результатов такого обсуждения и их обоснования при помощи принятых в юридическом сообществе критериев и способов.

 

Формы и методы активного обучения:

 

Виды учебной деятельности Формы организации занятий Виды и методы учебных занятий Активные / интерактивные методы
часы % к аудиторным занятия
Аудиторные учебные занятия поточно-массовые; групповые лекция с элементами проблемного изложения 12.5
групповые (коллективные) практическое занятие: а) коллеквиум б) дискуссия     12.5
ВСЕГО 31.5%

 

Для организации изучения теоретического материала по дисциплине «История и методология юридической науки», в зависимости от дидактических целей, используются также мультимедийные и интерактивные средства (лекция-визуализация и т.п.). При такой форме дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счет применения принципа наглядности в обучении.

Современные IT-технологии позволяют с наибольшей полнотой реализовать современные требования к образованию: широкий доступ к образовательным ресурсам, использование новейших информационно-коммуникационных средств, высокий уровень интерактивности, организацию непрерывного мониторинга. Реализацию современных образовательных технологий для магистрантов обеспечивает учебный Интернет-портал СПбУУЭ – СДО «Гиперметод».