Византийская живопись

Византия – государство, возникшее в результате перенесения римским императором Константином в 330 году столицы римской империи из Рима в город Византий, находящийся на территории Малой Азии. Поэтому правители и жители Византии считали себя наследниками римской культуры и называли себя ромеями. Вскоре этот город был переименован в честь Константина в Константинополь (современный Стамбул – столица Турции). Заканчивается период развития византийской культуры в год падения Византии под натиском турок, в 1453 г. Византия – это огромное государственное объединение, а влияние византийского искусства наблюдается и в древней Руси, и в славянских странах Балкан, на территории православного Кавказа и Закавказья. В изобразительном искусстве многое было взято из принципов античного, а именно антропоморфные изображения Бога и святых. В остальном же, по трактовке формы, по характеру линий это искусство абсолютно отличное от античного. Решающими факторами в сложении тенденций художественной культуры Византии являются религиозные представления, христианская догматика, а в произведениях искусства не художественный образ, а богословская идея.Этим определяется приоритет церковного зодчества над светским и то, что даже в изделиях декоративно-прикладного искусства превалирует христианская тематика. . Главными в архитектуре были храмы, в изобразительном искусстве – мозаики, фрески, иконы, книжные миниатюры (иллюстрации книг, таких как Библия и Евангелие). Идеологи византийского христианства считали, что Бога и святых нельзя изображать так, как это было принято в античности, то есть, передавая правильно формы и объёмы. Есть две причины, объясняющих такую позицию: 1. Святые не должны походить на языческие статуи (борьба с языческими представлениями). 2. Святые не должны походить на самих людей, поскольку образ Бога «непостижим» и «неизобразим». То есть, изображение Бога – это не изображение его оболочки, а изображение его духа. Именно этим и объясняется отсутствие правильных пропорций, объёмов, жёсткость линий. Важная особенность византийской культуры – традиционализм, сохранение практически одних и тех же принципов на протяжении более тысячелетия. Периодизация:

1. Ранневизантийский период (4 в.- ок. 730 г.).

2. Период иконоборчества (уничтожение изображений и святых; 8-9 вв.).

3. Средневизантийский период (сюда входит время Македонской династии и династии Кимнинов; 9 в. – 1204 г.).

4. Поздневизантийский период (династия Палеологов; 13-15 вв.).

В византийском изобразительном искусстве главными являются мозаики, фрески и иконы. Именно в них отражена сущность Бога и святых и через христианские сюжеты раскрываются библейские и евангельские истории. Мозаика выполнялась из смальты, фрески темперными красками на штукатурке, иконы энкаустикой (восковыми красками), а позже темперными красками на доске. Стилистика мозаичных, фресковых, рельефных и книжных изображений: отсутствие пространства в изобразительном поле; плоскостность; условная свето-теневая моделировка; жёсткость линий и рисунка в целом; максимальная приближённость фигуры святого к переднему плану; торжественность и строгость в образном строе; использование в качестве главных синего и золотого цвета как символических цветов христианской мудрости. Главные иконографические типы изображений святых: Христос-пантократор («вседержитель», изображался в основном в куполе церкви); деисус (в центре Христос, справа от него в склонённой позе и с молитвенным жестом Богоматерь, слева – в склонённой позе и с молитвенным жестом Иоанн Предтеча (Креститель), как правило, в алтарной части храма; Богоматерь Оранта («молящаяся»), изображалась чаще в алтарной апсиде; такие сцены, как Крещение, Распятие, Благовещение и т. д.

Некоторые примеры изображений из смальтовой мозаики: «Император Юстиниан со свитой» и«Императрица Феодора со свитой»в церкви Сан Витале в Равенне; «Процессия мучеников» из церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (все примеры из 6 века); ангел из композиции «Силы небесные» в церкви Успения в Никее (между 7 и 11 веками); «Богоматерь с младенцем» из собора Св. Софии в Константинополе (9 век);«Христос Пантократор» из монастыря Хосиос Лукас в Фокиде (Греция) (11 век).

Некоторые примеры фресковых изображений: «Снятие с креста» из церкви Св. Пантелеймона в Нерези (Македония, 12 век); ангел из сцены «Жёны-мироносицы» в монастыре Милешево (Сербия, 13 век); «Сошествие во Ад» из монастыря Хора в Константинополе (14 век).

Некоторые примеры иконописи: «Св. Харитон и Феодосий» (энкаустика, 6 век) «Деисус со святыми на полях» (темпера, 11 век);«Христос Пантократор» (темпера, 14 век).

Некоторые примеры книжной миниатюры: «Богоматерь» (ок. 1000 г., золотофонная миниатюра из монастыря Св. Екатерины на Синае); «Рождество Христово и евангелист Марк» (из Тетраевангелия, 12 век).

В византийском искусстве практически отсутствует круглая скульптура. Это объясняется жёсткой позицией церковников, считавших недопустимым изображения святых в объёме (см. выше). Существуют рельефные композиции из мрамора или чаще слоновой кости, выполненные в барельефе и изображающие императоров со святыми либо святых. Примеры: диптих со сценами цирковых единоборств (слоновая кость, 5-6 века, редкий пример изображения светской сцены, что не характерно для более позднего времен); Богоматерь Одигитрия («путеводительница», слоновая кость, 10-11 века).