Ранняя архаическая скульптура

Дедалический стиль

Ярким примером дедалического стиля является статуя богини из Оксерра. Она облачена в одежду критского типа, покрывающую плечи и перетянутую широким поясом. На бесформенной юбке видны следы орнаментальной раскраски. Одна рука прижата к груди в жесте адорации, другая – опущена, что напоминает позу восточных богинь плодородия. Треугольное лицо со скругленным подбородком обрамлено тщательно исполненными прямыми локонами. Такая прическа напоминает изображение париков в египетском искусстве, хотя в древнем греческом искусстве это, скорее, изображение тщательно расчесанных длинных волос.

Дедалический стиль имеет место в пластике, исполненной в разных материалах: в кости, металле, керамике. Он достигает расцвета во второй четверти VII в. до н. э. и продолжается до конца столетия. Наиболее типичным проявлением этого стиля является женская фронтальная фигура, столь распространенная в критском глиняном рельефе. Типология образа обнаженной богини восходит к сирийским плакеткам с изображениями Астарты. В Коринф подобные изображения были импортированы в VII в. Вместе с тем, были обнаружены местные формы для изготовления глиняных статуй восточного образца. В Греции распространение дедалического стиля ассоциируется с техникой формовки из глины. Эта техника предполагала массовое производство пластики, которая, благодаря этому методу, отличалась типизацией, получившей широкое распространение. Афинская костяная статуэтка, скопированная с критского дедалического изображения обнаженной богини – дань этому стилю. Впоследствии образ обнаженной богини, столь типичный для востока, для Греции будет не характерен. Хотя распространение дедалического стиля обязано технике формовки керамических рельефов, вскоре те же приемы будут переведены в камень.

Кроме богини из Оксерра, вероятно, происходящей с Крита, к этому стилю можно отнести целый ряд сидящих и стоящих фигур с прической из горизонтальных локонов (гортинские и астритские изображения).

Источником дедалического стиля является не только Крит, но и дорическая Греция (Пелопоннес, Мелос, Родос), а также другие районы. Характерны в этой связи рельефы из Микен и Беотии. Из Птуна (Ptoon) происходит женская статуя на базе которой сохранился фрагмент подписи мастера: «…отос».

Могут быть предложены датировки. В частности, две простые и наиболее ранние фигурки с дедалическими головами, исполненные из камня, можно отнести к первой половине VII в. на основании соответственной керамики из погребения Феры (Thera). Глиняные головы, изготовленные методом формовки и современные прото-коринфским флягам для масла, представляют особую ценность. Так как роспись современных им сосудов исполнена с большой тщательностью и позволяет точно датировать вещи 650 г. до н. э. Другие головы на коринфских вазах могут датироваться концом VII в.

Дедалическое искусство воспринималось, прежде всего, как декоративное, именно поэтому самыми распространенными материалами для этой пластики были кость, глина и бронза, но не камень.

Восток оказал положительное влияние на Грецию, способствуя возрождению ремесел, возникновению новых технологий, но Греции для развития пластических искусств было необходимо нечто большее.

Не только стиль дедалического искусства имеет место в древней пластике. В Греции сохранилось немало произведений из кости, известняка, терракоты, которые вполне отличны от дедалического стиля. Такова терракотовая мужская фигура из Танагры. В греческой пластике чувствуется в VII веке возрастающее совершенство скульптурной техники, свобода композиции, все большая независимость от геометризированных приемов двухмерной дедалической скульптуры, возрастает монументальность образов. Бронзы более информативны, чем терракоты. Некоторые – совершенно обособленные фигуры, имеющие собственную базу и не являющиеся частью мебели или сосуда.

Даже на Крите встречаются произведения не-дедалические, видимо, восходящие тоже к восточным прототипам, но иного происхождения. Например, миниатюрный кифаред с головой пре-дедалического типа фигурой напоминает поздние геометрические бронзы, так как его поза отличается непосредственностью. Фигура человека, несущего на плечах барана, имеет критские черты в одежде и моделировке лица, но отличается той глубиной и объемностью, которая чужда дедалическому стилю. Происхождение последнего направления связывают с исконным искусством местного критского населения – этеокритским не-эллинским искусством.

Пелопоннес в Олимпии – важный центр производства вотивных бронзовых статуэток. Интересна фигура воина, напоминающая фигуры геометрических «Зевсов», но отличающаяся большей объемностью и детализацией в проработке мускулов и экипировки.

Интересны изделия из дерева и кости. В числе важнейших косторезных центров следует назвать Фригию и Лидию. Примечательно украшение арфы из Эфеса восточное в своей основе. Зарождающееся чувство монументальности присутствует в фигуре юноши с о. Самос, отличающейся простотой и изяществом, то есть тем, чем мы восхищаемся в зрелой греческой пластике, которой свойственна монументальность в миниатюрном и ювелирность в монументальном.