ВИЗОВЫЕ ПРАВИЛА

Для въезда в другое государство помимо действительного заг­раничного паспорта требуется соблюдение установлен но го поряд­ка получения соответствующего разрешения - визы.

Виза (лат. "visa" - виденное) - соответствующая отметка (штамп, марка, вклейка и т.д.) в паспорте иностранного гражда­нина. Виза выдается официальными (консульскими) властями того государства, куда следует владелец паспорта, в подтверждение 1 того, что последнему разрешен въезд в данную страну.

Виза также может представлять собой отдельный документ, выдаваемый въезжающему в страну иностранцу. Например, советская виза, ранее состояла из трех отдельных частей - въездной, средней, и выездной, на двух из них имелась фотография владельца. Въездная часть отрывалась на контрольно-пограничном пункте при прибытии туриста, а выездная - при его убытии. За­тем они направлялись в соответствующее подразделение спец­служб, где производилось сличение фотографий.

Постепенно визы стали представлять собой чернильные оттис­ки печатей, в которые заносились даты предполагаемого въезда и выезда, соответствующие срокам приобретенного туристом тура. Затем большинство стран перешло на наклейку бланка со слож­ной защитой на одну из страниц паспорта. Характерно, что сте­пень защиты такого бланка ежегодно совершенствуется. На про­ставляемую в паспорте визу США переносится мультимедийным способом фотография туриста, степень защиты такой визы от подделок чрезвычайно высока.

Но виза - это только часть вопроса, связанного с въездом в дру­гую страну и существующими туристскими формальностями. Все больше государств требуют от въезжающих к ним иностранных туристов, кроме паспорта и визы, обратного билета и ваучера тур­фирмы, иметь еще и денежные средства, достаточные для цивили­зованной поездки. Хотя виза и является основным документом для посещения другого государства, следует знать, что она не дает га­рантии, что зарубежная поездка обязательно состоится. Виза лишь подтверждает, что паспорт туриста зарегистрирован в консульс­ком учреждении государства, которое предстоит посетить. Окон­чательное решение о въезде в то или иное государство будет при­нято лишь соответствующими иммиграционными (пограничными, полицейскими и прочими компетентными органами) властями на границе данного государства. Если въезжающее в страну лицо по каким-то причинам, по мнению иммиграционных властей, не со­ответствует положению туриста, то оно не будет пропущено через границу, несмотря на имеющуюся у него визу, выданную посоль­ством. Подобная практика все шире распространяется на грани­цах европейских государств, поскольку это требование руковод­ства Евросоюза. В среднем в Европе на день пребывания требуется от 30 до 70 долл. США. До 1999 г. Чехия, например, требовала предъявления 15 долл. США за день поездки на человека. После введения визового порядка въезда в згу страну нормы были при­ближены к остальным европейским странам по 30 долл. США в день на взрослого и на детей до 12 iiei по !5 долл. США.

При въезде в страну турист по требованию пограничных влас­тей обязан сообщить, сколько дней он будет там находиться, п од­новременно предъявить необходимую на этот срок сумму. Плате­жеспособность иностранца может подтвердить кредитная карточ­ка, туристский ваучер с отметкой принимающей стороны, гарантирующий туристу полный пансион, или дорожные чеки. Счи­тается, что такие правила позволяют бороться с бытовой преступ­ностью иностранцев, а также сокращают приток нелегальных им­мигрантов. Характерный пример: демократичная и свободная Швеция, иммиграционные власти которой непосредственно у тра­па самолета, еще до прохождения паспортного контроля, проверя­ют наличие денежных средств и обратных билетов у некоторых из въезжающих лиц (как правило, жителей Юго-Восточной Азии или Африки), и возвращают отдельных из них обратно на борт самоле­та, причем без каких-либо объяснений и невзирая на наличие виз, если посчитают, что те не имеют достаточно средств.

Согласно Федеральному закону "О порядке выезда из Россий­ской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (пе­ревозчика пассажиров). В связи с этим органы пограничного кон­троля ФПС России не проверяют наличие иностранных виз, а так­же ваучеров, приглашений гостиниц, как это было ранее.

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной границе Российской Федерации" от 29 ноября 1996 г. № 148-ФЗ предусматривает взимание сбора за пограничное оформление. ФПС России и ее подразделения по­лучили право продления действия просроченных виз иностран­ным гражданам и лицам без гражданства. За продление действия виз, просроченных до 10 дней, взимается плата - 10 размеров ми­нимальной оплаты труда (МРОТ), более 10 дней - 17 МРОТ.

Такие нововведения вызвали неодобрение со стороны Евро­пейского Союза, который высказал намерение ввести адекватные ответные меры. Пограничные сборы в РФ пока не взимаются.

Рекомендации ВТО относительно туристских виз следующие:

- безвизовый въезд разрешен на срок до 3 дней;
- виза действительна в течение 12 месяцев (для одного или не­скольких въездов) во всех пунктах, по всем маршрутам, откры­тым для передвижения туристов, всеми видами транспорта;
- взаимное признание визы рядом государств;
- в исключительных случаях возможность выдачи визы на КПП въезда или разрешение въезда на 72 ч.

В настоящее время размер консульских сборов в различных странах колеблется от 10 до 150 долл. США, причем меняется он так часто, что необходимую для внесения сумму надо выяснить перед конкретной поездкой. Следует отметить, что консульский сбор может составлять до 10% и более стоимости заграничной поездки, что никак не соответствует рекомендациям ВТО.

Необходимо также помнить, что практически во всех странах во время поездки нельзя переоформить визу, скажем с туристской на студенческую или продлить ее срок, для этого придется воз­вращаться в Москву и снова подавать документы в посольство.

Периодически та или иная страна или группа стран существен­но ужесточают режим въезда и вводят более строгий порядок по­лучения туристских виз. Все чаще посольства стали требовать при подаче заявления следующие документы:

- подлинник внутреннего паспорта;
- копии заграничного и внутреннего паспортов;
- справку с места работы на фирменном бланке предприятия и подписью должностного лица (с указанием должности, размера оклада, круга обязанностей, характеристики выполняемой рабо­ты), а также пояснения о профиле предприятия (вне зависимости от того, режимный ли это завод или детский сад). Неработающие лица должны также представить аналогичную справку на кор­мильца или справку с биржи труда.

Такие строгие правила для въезда в США введены в соответ­ствии с Законом "Об иммиграции" 1990 г., который был принят в целях сокращения незаконной иммиграции. На начало 2001 г. в США проживает в общей сложности более 5 млн нелегалов, из которых почти 3 млн чел. прибыли по туристским и иным неим­миграционным визам и незаконно остались после окончания сро­ка их действия.

return false">ссылка скрыта

В Законе "Об иммиграции" указано: "должно предполагать­ся, что каждый претендующий на въезд иностранец рассматрива­ется как потенциальный иммигрант, до тех пор пока он не дока­жет, что имеет право на получение не иммиграционного статуса", т.е. в консульстве США сам заявитель должен доказать, что не собирается оставаться в США и по истечении срока действия визы покинет территорию страны. В качестве приемлемых доказа­тельств могут служить документы о наличии в стране постоянно проживающих близких родственников, высокооплачиваемой ра­боты, собственного бизнеса, недвижимости и прочее.

Большинство иностранных посольств в Москве с 1995 г. вве­ли новые образцы визовых анкет, заполняемых для поездки в эти страны. Анкеты стран ЕС и Шенгенской группы (Бельгия, Ни­дерланды, Люксембург, Франция, Германия, Испания, Португа­лия и других, вошедших ь ед.шое туристское пространство), со­стоят из 25 пунктов и подробное, пояснений. В том числе указано, что наличие визы является только одной из предпосылок для въез­да на территорию государств участников Шенгенского согла­шения; в случае отказа во въезде заявитель не имеет права на ком­пенсацию за нанесенный ему ущерб.

Визовая анкета США содержит 35 детализированных пунктов и их подробное текстовое описание на русском языке. Пункты, пред­ставляющие наибольший интерес, следующие: виза не дает гаран­тии на въезд в США; фотография должна быть подписана заявите­лем; во избежание задержки оформления необходимо представить как можно более полную информацию; при любых вопросах заяви­тель будет приглашен на собеседование с сотрудником консульства для обсуждения возможности визита в США; п. 3: другие имена, фа­милии, которыми пользовался заявитель, его псевдоним, кличка; п. 10: если учреждение, где работает заявитель, является закрытым (почтовый ящик), указать его местонахождение, в противном случае адрес будет считаться недействительным; п. 19: заявитель заполняет анкету на каждого отъезжающего вместе с ним лица, независимо от возраста; п. 24: если заявитель на пенсии, требуется указать кем он работал раньше; п. 30: бывал ли заявитель когда-либо в США, как долго; п. 33: перечислить все страны, города (с указанием дат), где заявитель жил более 6 месяцев за последние 5 лет; п. 34: заявитель должен ответить на все пункты анкеты, касающиеся инфекционных заболеваний, уголовных преследований, занятий контрабандой, тор­говли наркотиками, участия в террористических актах и т.д.

Подобная практика ведения детализированных визовых ан­кет, как и продолжительной по времени системы повторного об­ращения, все более распространяется, ей намерены следовать боль­шинство ведущих стран мира.

Это весьма острый и "больной" для российского туризма воп­рос, вызывающий огромные моральные и материальные издержки как для самих туристов, так и турфирм. Американцы отказывают в праве посетить их страну 20-22% российских заявителей, Великоб­ритания порядка 3-5%. Комментируя данный порядок, сотрудник визового отдела посольства Великобритании отметил, что "если возникают подозрения, в первую очередь, что человек собирается остаться в Англии навсегда, тогда появляется повод для более под­робного интервью в посольстве. Как правило интервью назнача­ются через один-два дня после подачи документов. Если человек часто ездит за границу и, значит, знаком с общими принципами иммиграционных правил и туристских формальностей, то ему виза выдается обычно без всякого интервью. А с человеком из провин­ции нужен подробный разговор, хотя очень многие думают, что они придут в посольство и тут же получат визу".

Отказывают в визах в основном по следующим причинам (за­метим, что посольство не обязано их называть):

- неправильно (умышленно или неумышленно) оформленные документы (приглашения, паспорта, срок которых истекает ме­нее чем через 6 месяцев; отсутствие согласия одного из родителей на выезд ребенка). В таких случаях следует рекомендация заново оформить или собрать недостающие документы;
- если у посольства возникают сомнения или подозрения от­носительно личности заявителя, например не является ли эта моло­дая женщина проституткой, едущей на заработки, не потенциаль­ный ли иммигрант этот мужчина или не был ли судим или не подо­зревается ли в принадлежности к террористическим, экстремист­ским или иным "опасным" организациям тот или иной заявитель.

Много случаев, когда посольства отказывают в визах турис­там, выезжающим по очень дорогостоящим турам, на том осно­вании, что они не могут объяснить происхождение столь значи­тельных средств на покупку тура. Как правило, посольства счи­тают, что здесь имеют место нелегальные доходы.

Ряд посольств пытаются перейти на получение документов толь­ко от тех турфирм, которым они "доверяют", но такое своего рода обособление ("аккредитация при посольстве") должно идти на глас­ной основе, без заведомого преимущества перед другими фирмами.

В основном этот нежелательный для туризма процесс лич­ной явки туристов в посольство или "выделения" отдельных турфирм связан с проблемой негативного поведения туристов в посещаемых странах. В середине 90-х годов информация о пребы­вании туристов из стран СНГ за границей напоминали сводки криминальной полиции: "...угнали полицейский автомобиль... протаранили две другие автомашины... систематически учиня­ют пьяные дебоши... терроризируют местное население и своих соотечественников... занимаются рэкетом, проституцией и ины­ми серьезными противоправными деяниями... служба безопас­ности аэропорта резиновыми дубинками не смогла утихоми­рить русских туристов, поэтому было вызвано специальное во­инское подразделение по борьбе с массовыми беспорядками, которое выстрелами в воздух и спецсредствами с трудом навело порядок".

По данным западноевропейских посольств в Москве, ежегод­но более 10 тыс. российских туристов возвращаются домой с на­рушением сроков пребывания. Сведения о них передаются в по­сольство и они вряд ли получат повторную визу, по крайней мере, с ними будет проведено собеседование с тщательным разбором всех обстоятельств несвоевременного выезда.

После подобных нарушений и иного противоправного пове­дения, тем более систематических и все учащающихся эксцессов, неизбежно возникает ситуация, когда персональная ответствен­ность туриста перерастает в коллективную и превращается в ви­новность всего российского туризма. Поэтому вместо слова "уп­ростить" государства стали все чаще употреблять понятие "упо­рядочить" туристские формальности, что следует понимать как ужесточить, таким образом создается положение, когда прини­мающая сторона превращается в государственную машину, кото­рая по настоянию своих граждан вынуждена принимать меры по введению жестких ограничений для иностранных туристов. Каж­дый турист и каждая турфирма, должны сознавать, что турпоезд­ка это не только право, но и ответственность, именно поэтому ВТО в 1983 г. проводило Всемирный день туризма именно под таким дo-turistskogo-prostranstva-shengenskoe-soglashenie.html">ОПЫТ ЕВРОПЫ В СОЗДАНИИ ЕДИНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОСТРАНСТВА (ШЕНГЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ)