Взаимосвязь бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств.

Содержание и структура баланса.

И отчетности в Российской Федерации

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

 

Бухгалтерский учет и его основной информационный результат – отчетность – выполняют исключительно важную функцию с позиции стабильности бизнес-отношений коммуникативную. Для того чтобы эта функция реализовывалась надлежащим образом, необходимо, чтобы суще­ствовали какие-то общепонятные правила, по которым ведется учет и составляется отчетность.

Сложность и ответственность задач, решаемых учетом на макро- и микроуровне, обусловливают необходимость наличия четкой нормативной базы. В настоящее время в Российской Федерации разработана четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нор­мативный, методический и организационный уровни.

Верхний уровень системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности представлен федеральными законами. К ним относится, прежде всего, Закон о бухгалтерском учете. Закон устанавливает единые правовые и методоло­гические основы организации и внедрения бухгалтерского учета для организаций, находящихся на территории Российской Федерации, а также для филиалов и представительств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами. К верхнему уровню относятся также Гражданский кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ и другие законодательные акты, регламенти­рующие порядок учета и налогообложения соответствую­щих видов имущества, обязательств и хозяйственных опе­раций. Указы Президента РФ и постановления Правитель­ства РФ – это также документы верхнего уровня системы нормативного регулирования.

Вторым уровнем регулирования бухгалтерского учета и отчетности являются положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Минфина России, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета фактов хозяйственной деятельности, составления и пред­ставления бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регистрируются Министерством юстиции РФ и имеют законодательную силу для всех хозяйствующих субъектов, которым адресуются.

Весьма обширен перечень документов, регулирующих методику бухгалтерского учета (третий уровень регулирования). Данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направленность.

Нормативные документы третьего уровня конкретизируют и раскрывают порядок применения федеральных законов и положений (стандартов) Минфина России. Эти документы позволяют рационально организовать учет в соответствии с правилами, предусмотренными Минфином России и потребностями пользователей экономической информации.

Четвертый уровень системы регулирования – организационно-распорядительный – включает организационно-распорядительную документацию в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта.

Согласно ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» под учетной политикой понимают совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, определяемых самой организацией на основе предусмотренных требований и особенностей деятельности. Ее необходимость обусловлена тем, что в нормативных документах иногда отсутствуют способы ведения бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной деятельности либо допускаются варианты решения вопросов, а требуется выбрать один. Кроме того, в учетной политике следует предусмотреть оптимальное сочетание системы бухгалтерского учета с аналитическими регистрами налогового учета, разрабатываемыми организациями самостоятельно.
Учетная политика разрабатывается главным бухгалтером, утверждается руководителем организации. Утверждению подлежат:

− рабочий план счетов бухгалтерского учета;

− аналитические регистры налогового учета;

− формы первичных учетных документов, которые отсутствуют в альбомах типовых унифицированных форм, а также формы документов для внутренней отчетности;

− порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

− методы оценки активов и обязательств;

− правила документооборота и технология обработки учетной информации;

− порядок внутреннего контроля за хозяйственными операциями;

− другие решения, которые организация признает целесообразными.

Учетная политика, как правило, должна быть стабильной. Ее пересмотр возможен в случаях:

− изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

− разработки новых способов обработки информации;

− существенного изменения условий деятельности.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, должны быть объявлены в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Нормативная база отечественного бухгалтерского учета и отчетности находится в процессе постоянного развития, что является вполне объективным и естественным процессом в условиях реформирования всей экономической системы страны.

 

Контрольные вопросы:

1. Что собой представляет финансовая отчетность?

2. В связи с чем появилось серьезное отношение к бухгалтерской отчетности в России?

3. В каком объеме предприятия публиковали отчетность в конце 19 века?

4. Для чего необходима финансовая отчетность?

5. В чем заключаются различия между отчетностью отечественных и зарубежных стран?

6. Какая предусмотрена последовательность разделов и статей в балансе западной компании?

 

ТЕМА 2. Анализ бухгалтерского баланса.