Состав годового и периодических бухгалтерских отчетов российских организаций
С МСФО
Реформирование отечественного учета и отчетности в соответствии
Российская национальная система бухгалтерского учета и отчетности совершенствуется в направлениях радикального изменения организационных условий функционирования, методики учета в целом и на отдельных участках путем изменения национальных бухгалтерских стандартов и разработки новых.
Основная цель реформирования российского бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и требованиями рыночной экономики.
МСФО – это общепринятые правила по признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов. МСФО разрабатываются Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета, состоящим из представителей 13 стран и 4 международных организаций, с 1973 г.
МСФО как перспективная информационная модель бухгалтерского учета начали складываться в начале 70-х годов прошлого века, создавая универсальный язык бизнеса для транснациональных корпораций, мировых фондовых бирж и крупнейших банковских центров. Глубокое изучение интересов потребителей финансовой отчетности, прежде всего, инвесторов и акционеров, позволило Комитету по МСФО на основе существующих бухгалтерских концепций разработать основополагающие принципы и стандарты учета и отчетности. Главная задача Комитета по МСФО состоит в создании условий для составления и публикации прозрачной, общепонятной и полной финансовой отчетности, стабилизирующей рыночные отношения.
Международные стандарты отличаются гибкостью и предполагают, как правило, альтернативные решения одних и тех же вопросов. Они не являются строго обязательными для всех стран. Большинство стран на основе международных разрабатывают национальные стандарты.
Можно выделить три основных направления реформы отечественной учетной системы:
− нормативное и методологическое обеспечение реформы;
− реорганизация системы управления учетом;
− подготовка и переподготовка кадров.
Направления развития теоретических и практических подходов составления финансовой отчетности в целом, ее отдельных элементов и показателей в МСФО и российской практике до последнего времени были разные. Вхождение России в мировой рынок потребовало сближения мировой и национальной систем бухгалтерского учета и отчетности; разделения учета на финансовый, управленческий, налоговый; формирования учетной политики организаций для бухгалтерского и налогового учета; составления рабочего плана счетов и внутренней бухгалтерской отчетности.
В июле 2004 г. Министерством финансов РФ принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Министра финансов РФ № 180 от 01.07. 2004 г.). В документе подведены итоги предыдущего этапа реформирования и намечены новые рубежи, которые предстоит достигнуть.
В документе отмечены серьезные проблемы на пути реформирования отечественного учета:
− отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности по МСФО и в то же время неоправданно высокие затраты на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО у тех организаций, которые ее формируют;
− формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов к принципам и требованиям бухгалтерского учета;
− административное бремя хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности и ведению налогового учета;
− слабость систем контроля качества бухгалтерской отчетности (в том числе невысокое качество аудита) и низкий уровень профессиональной подготовки бухгалтеров;
− недостаточность участия профессиональных общественных объединений в регулировании бухгалтерского учета.
В 2008–2010 гг. намечен обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов. Будет произведена оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).
На протяжении всего периода намечено повышать и укреплять роль профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии.
В России, в условиях повышенных рисков, признание международных стандартов является важным шагом, направленным на привлечение иностранных инвестиций. Необходимо подчеркнуть, что приведение системы учета в соответствие с международными стандартами не является исключительно российской проблемой. Процесс гармонизации и стандартизации систем бухгалтерского учета и отчетности носит глобальный характер.
Современным российским экономистам следует внимательно изучать отмеченные тенденции развития стандартизации финансовой отчетности, чтобы как можно быстрее устранить отставание нашей страны в данном направлении.
Бухгалтерская отчетность содержит систему показателей, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность организации, благодаря укрупненной группировке объектов учета по видам, соответствующим их экономическому содержанию. Такие группы объектов учета составляют элементы бухгалтерской отчетности.
Основными элементами, характеризующими состав имущества и источники его формирования, а также непосредственно относящимися к измерению финансового положения организации, являются его активы, обязательства и собственный капитал. К элементам, характеризующим эффективность работы организации, относятся прибыли и убытки, а элементами, непосредственно относящимися к измерению прибыли, являются доходы и расходы. При составлении отчетности указанные элементы размещаются так, чтобы полученная отчетная информация была пригодна для пользователей при принятии экономических решений. В этой связи все элементы отражаются в соответствующих формах бухгалтерской отчетности.
Минимальный объем бухгалтерской отчетности определен Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). При этом состав промежуточной (месячной и квартальной) и годовой бухгалтерской отчетности различен. В состав промежуточной отчетности включаются:
− бухгалтерский баланс, содержащий показатели, характеризующие величину и состав активов и источники их формирования на отчетную дату. Это единый баланс организации, в котором отражаются операции по всем видам деятельности, осуществляемым ею;
− отчет о прибылях и убытках, где приводятся данные по формированию финансовых результатов.
Организация вправе принять решение в интересах пользователей отчетной информации представлять промежуточную отчетность в объеме годовой бухгалтерской отчетности.
В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются:
− «Бухгалтерский баланс» (форма № 1);
− «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2);
− «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3);
− «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4);
− «Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма № 5);
− пояснительная записка;
− аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с ФЗ подлежит обязательному аудиту.
Бухгалтерскую отчетность организации могут составлять по формам, приведенным в приложении к приказу Минфина РФ№ 67н от 22.07.2003 г. «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Однако если при составлении отчетности выявляется недостаточность данных, предусмотренных в образцах отчетных форм, но необходимых для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность разрешается включать дополнительные показатели или давать расшифровки к соответствующим статьям в виде приложений к отчетным формам, а по отдельным показателям, включенным в «Приложение к бухгалтерскому балансу», – в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности. Кроме того, организации могут самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе образцов форм, соблюдая требования, предусмотренные ПБУ 4/99, и сохраняя коды строк по показателям, приведенным в образцах форм отчетности.
Подготовленная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, а при ведении бухгалтерского учета на договорных началах специализированной организацией или специалистом – руководителем организации и лицом, ведущим бухгалтерский учет. Она должна быть оформлена в сброшюрованном виде в отдельной папке.
Составленная бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о ее составе, и представляется соответствующим пользователям. Организации (кроме бюджетных) представляют в обязательном порядке годовую отчетность в следующие адреса:
− учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества в соответствии с учредительными документами;
− территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации;
− органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. В эти адреса представляют отчетность государственные и муниципальные унитарные предприятия;
− другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К таким органам относятся, например, финансовые, налоговые, правоохранительные органы и др. Бухгалтерская отчетность представляется таким органам в случае возникновения необходимости для осуществления возложенных на них законодательством функций. Представление годовой бухгалтерской отчетности банкам осуществляется в соответствии с условиями, предусмотренными в договорах на расчетное и кредитное обслуживание организации.
Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.
Годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей, которые могут ознакомиться с ней в органах государственной статистики по месту регистрации организации. Организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.