ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В МИРЕ
В международном туризме как виде деятельности участвуют три основные стороны:
1) туристы - потребители турпродукта, большая часть которого предоставляется в другом государстве;
2) турфирмы- производители и продавцы турпродукта (в данном случае имеются в виду все виды организаций, учреждений и предприятий, связанных с оказанием услуг туристам);
3) государственные органы,осуществляющие соответствующие распорядительные, административные и иные функции (паспортные, визовые, пограничные, таможенные, валютного контроля, санитарно-эпидемиологического надзора, лицензионные, сертификационные, контроля за режимом въезда и пребывания иностранцев, квотированному посещению отдельных территорий и т.д.).
В процессе взаимоотношений эти стороны образуют своего рода "треугольник" (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Туристский треугольник
В любом государстве взаимоотношения сторон "треугольника", а именно "турист - турфирма", "турист - государство", "турфирма - государство", регулируются соответствующим законодательством. В зависимости от степени цивилизованности государства и при все большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и полным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый элемент взаимоотношений указанных сторон.
При взаимодействии "туристов" и "турфирм" наиболее важно документальное оформление соглашения между ними, следовательно, требуется письменный договор, в котором зафиксированы все взаимные права и обязанности.
Для урегулирования отношений по стороне "туристы" - "государство" необходимо развернутое законодательство о загранпаспорте, паспортном и визовом режимах, таможенных, валютных, медико-санитарных нормах, правилах перемещения культурных и исторических ценностей, а также некоторых образцов флоры и фауны, порядке выезда из страны и въезда обратно, правовом положении иностранных граждан и прочее.
В дополнение к этому необходимы правовые нормы о защите прав потребителя, лицензировании международной туристской деятельности, сертификации туристского продукта, страховании в турпоездке, регулировании туристской рекламы и многое другое.
В оптимальном варианте нужен закон о развитии туризма, в котором были бы обозначены основополагающие правовые нормы по всему спектру взаимоотношений участвующих сторон.
В большинстве европейских и других стран мира пошли именно по такому пути.
Несмотря на стремление ЕС привести туристское законодательство к единому знаменателю, в каждой стране имеются собственные подходы к регулированию туризма с упором на ту или иную сторону "треугольника". Во многих странах основные усилия направлены на регулирование стороны "турфирма - государство". Осуществляется это прежде всего в форме лицензирования туристской деятельности, т.е. определенного государственного разрешения, которое дается юридическим (их официальным представителям) и физическим лицам только в том случае, если:
- они могут подтвердить свой профессиональный уровень, достаточный для занятия туристской деятельностью;
- на них не распространяется действие норм уголовного или гражданского законодательства страны, определяющих ограничения на возможность занятия этим видом деятельности;
- они могут реально предоставить своим клиентам достаточные финансовые, банковские, материальные или иные гарантии для полной оплаты всех своих возможных издержек, могущих внезапно возникнуть в процессе туристской деятельности;
- они имеют страховой полис с достаточным покрытием, чтобы нести финансовую ответственность по обязательствам, вытекающим из своей профессиональной деятельности, и т.д.
Но важен не сам "бумаготворческий" акт выдачи лицензии (независимо от степени жесткости или мягкости получения этого разрешения), а развитость и эффективность работы того государственного механизма, который отслеживает выполнение всех лицензионных и прочих условий туристской деятельности, а в случае рекламаций или и иных проблем - принимает необходимые меры для наведения должного порядка. Попробуйте в другой стране работать без лицензии - уже вечером будет реакция государства, причем она "появится, как правило, звеня наручниками и стуча полицейскими сапогами". Без такого механизма любые разговоры о лицензировании будут вестись вечно и впустую.
В ряде стран термин "лицензирование" законодательно фактически не закреплен, а вместе с тем государственные требования к турфирмам по их финансовой и иной ответственности перед клиентами, профессиональной подготовке руководителей и сотрудников, страхованию фирм и самих туристов очень даже строгие. Основные усилия там делаются на регулирование "треугольника" по стороне "турист - турфирма" и направлены на максимально полную защиту прав туристов-потребителей и постоянное повышение ответственности турфирм за качество турпродукта и других услуг. При таких подходах особое значение имеет общая информированность туриста о всех условиях предстоящей поездки, наличие стандартов и четких правил оформления и совершения тура, осведомленность туриста о порядке возможных действий с его стороны по последующему отстаиванию своих прав и законных интересов. Для этого во многих странах разрабатываются подробные инструкции. Например, в Германии министерством юстиции утверждены "памятки" для туристов, типа "Ваши права путешествуют вместе с вами" и "Полный перечень прав туриста во время путешествия". И, кроме того, детально расписаны пояснения по порядку решения всех спорных вопросов, возникающих в процессе туристского обслуживания. В случаях получения некачественного турпродукта или неудовлетворительного исполнения отдельных услуг, недовольному туристу по суду возмещается существенная часть стоимости тура. Подробно величина возвращаемой стоимости (в процентах) указана в так называемой "Франкфуртской таблице по снижению цен за поездки", которая неоднократно публиковалась в российской туристской прессе.
Но введение подобных норм требует развитости туристского рынка, наличия совершенного законодательства, в первую очередь подробных стандартов сферы туризма и иных четко расписанных правил туристского обслуживания, которых в РФ до сих пор нет.