ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИЗМА В МИРЕ

В международном туризме как виде деятельности участвуют три основные стороны:

1) туристы - потребители турпродукта, большая часть кото­рого предоставляется в другом государстве;
2) турфирмы- производители и продавцы турпродукта (в дан­ном случае имеются в виду все виды организаций, учреждений и предприятий, связанных с оказанием услуг туристам);
3) государственные органы,осуществляющие соответствующие распорядительные, административные и иные функции (паспорт­ные, визовые, пограничные, таможенные, валютного контроля, санитарно-эпидемиологического надзора, лицензионные, серти­фикационные, контроля за режимом въезда и пребывания иност­ранцев, квотированному посещению отдельных территорий и т.д.).

В процессе взаимоотношений эти стороны образуют своего рода "треугольник" (рис. 4.1).


Рис. 4.1. Туристский треугольник

В любом государстве взаимоотношения сторон "треугольни­ка", а именно "турист - турфирма", "турист - государство", "тур­фирма - государство", регулируются соответствующим законодательством. В зависимости от степени цивилизованности госу­дарства и при все большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и пол­ным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый эле­мент взаимоотношений указанных сторон.

При взаимодействии "туристов" и "турфирм" наиболее важ­но документальное оформление соглашения между ними, следо­вательно, требуется письменный договор, в котором зафиксиро­ваны все взаимные права и обязанности.

Для урегулирования отношений по стороне "туристы" - "го­сударство" необходимо развернутое законодательство о загран­паспорте, паспортном и визовом режимах, таможенных, валют­ных, медико-санитарных нормах, правилах перемещения культур­ных и исторических ценностей, а также некоторых образцов флоры и фауны, порядке выезда из страны и въезда обратно, правовом положении иностранных граждан и прочее.

В дополнение к этому необходимы правовые нормы о защи­те прав потребителя, лицензировании международной турист­ской деятельности, сертификации туристского продукта, стра­ховании в турпоездке, регулировании туристской рекламы и мно­гое другое.

В оптимальном варианте нужен закон о развитии туризма, в котором были бы обозначены основополагающие правовые нор­мы по всему спектру взаимоотношений участвующих сторон.

В большинстве европейских и других стран мира пошли имен­но по такому пути.

Несмотря на стремление ЕС привести туристское законода­тельство к единому знаменателю, в каждой стране имеются соб­ственные подходы к регулированию туризма с упором на ту или иную сторону "треугольника". Во многих странах основные уси­лия направлены на регулирование стороны "турфирма - государ­ство". Осуществляется это прежде всего в форме лицензирования туристской деятельности, т.е. определенного государственного разрешения, которое дается юридическим (их официальным пред­ставителям) и физическим лицам только в том случае, если:

- они могут подтвердить свой профессиональный уровень, до­статочный для занятия туристской деятельностью;
- на них не распространяется действие норм уголовного или гражданского законодательства страны, определяющих ог­раничения на возможность занятия этим видом деятельнос­ти;
- они могут реально предоставить своим клиентам достаточ­ные финансовые, банковские, материальные или иные га­рантии для полной оплаты всех своих возможных издержек, могущих внезапно возникнуть в процессе туристской дея­тельности;
- они имеют страховой полис с достаточным покрытием, что­бы нести финансовую ответственность по обязательствам, вытекающим из своей профессиональной деятельности, и т.д.

Но важен не сам "бумаготворческий" акт выдачи лицензии (независимо от степени жесткости или мягкости получения этого разрешения), а развитость и эффективность работы того государ­ственного механизма, который отслеживает выполнение всех ли­цензионных и прочих условий туристской деятельности, а в слу­чае рекламаций или и иных проблем - принимает необходимые меры для наведения должного порядка. Попробуйте в другой стра­не работать без лицензии - уже вечером будет реакция государ­ства, причем она "появится, как правило, звеня наручниками и стуча полицейскими сапогами". Без такого механизма любые раз­говоры о лицензировании будут вестись вечно и впустую.

В ряде стран термин "лицензирование" законодательно факти­чески не закреплен, а вместе с тем государственные требования к тур­фирмам по их финансовой и иной ответственности перед клиента­ми, профессиональной подготовке руководителей и сотрудников, страхованию фирм и самих туристов очень даже строгие. Основные усилия там делаются на регулирование "треугольника" по стороне "турист - турфирма" и направлены на максимально полную защиту прав туристов-потребителей и постоянное повышение ответствен­ности турфирм за качество турпродукта и других услуг. При таких подходах особое значение имеет общая информированность турис­та о всех условиях предстоящей поездки, наличие стандартов и чет­ких правил оформления и совершения тура, осведомленность турис­та о порядке возможных действий с его стороны по последующему отстаиванию своих прав и законных интересов. Для этого во многих странах разрабатываются подробные инструкции. Например, в Гер­мании министерством юстиции утверждены "памятки" для турис­тов, типа "Ваши права путешествуют вместе с вами" и "Полный перечень прав туриста во время путешествия". И, кроме того, де­тально расписаны пояснения по порядку решения всех спорных воп­росов, возникающих в процессе туристского обслуживания. В слу­чаях получения некачественного турпродукта или неудовлетвори­тельного исполнения отдельных услуг, недовольному туристу по суду возмещается существенная часть стоимости тура. Подробно величи­на возвращаемой стоимости (в процентах) указана в так называе­мой "Франкфуртской таблице по снижению цен за поездки", кото­рая неоднократно публиковалась в российской туристской прессе.

Но введение подобных норм требует развитости туристского рынка, наличия совершенного законодательства, в первую очередь подробных стандартов сферы туризма и иных четко расписанных правил туристского обслуживания, которых в РФ до сих пор нет.