Если учет ведется с использованием сч. 40
Выпуск готовой продукции и оприходование ее на складе в течение месяца по нормативной (плановой) себестоимости
Дебет 43 Кредит 40
В конце месяца на сумму фактической себестоимости указывается проводка
Дебет 40 Кредит 20-546000
В конце месяца сумма отклонения фактической себестоимости от нормативной ( плановой) себестоимости списывается на реализацию
Дебет 90 Кредит 40 - положительное
Дебет 90 Кредит 40- отрицательное сторнируется
Дебет 90-2 Кредит 43
на сумму нормативной (плановой) себестоимости проданной продукции.
Вопрос 3 Учет расходов на продажу
Расходы на продажу - это расходы, связанные с реализацией готовой продукции (работ, услуг), не подлежащих возмещению покупателем. Они учитываются на собирательно-распределительном счете 44 "Расходы на продажу".
К ним относятся расходы на:
1.Тару и упаковку продукции на складах готовой продукции
Документ: Требование
Дебет 44 Кредит 10, 16
2. Доставку продукции на станцию (пристань) отправления
Документы: Договор, счет-фактура, ТТН
Дебет 44 , 19 Кредит 60
3. Расходы по погрузке в вагоны, суда и др. транспортные средства.
Документы: Трудовые соглашения, расчет
Дебет 44 Кредит 70, 69
4. Комиссионные сборы и отчисления начисленные сбытовым организациям.
Документы: Договор, счет-фактура
Дебет 44, 19 Кредит 60 (76)
5. Расходы на рекламу
В состав расходов на продажу предприятия отдельной учетной позицией фиксируют расходы на рекламу.
Расходы на рекламу - это расходы предприятия по целенаправленному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта. Они относятся к нормируемым К ним относятся расходы на:
1. Разработку и издание рекламных изделий- иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, проспектов, рекламных писем, открыток и др.
а) услуги подрядных организаций
Документы: Договор, счет-фактура, смета, акт- приемки выполненных работ или накладные
Дебет 44, 19 Кредит 60
б) выполненные предприятием
Документы: Требования, расчет, наряды, авансовые отчеты Бухгалтерские проводки:
Дебет 44 Кредит 10,70,69,71,76
2.Разработку и изготовление эскизов, этикеток, образцов оригинальных фирменных пакетов, упаковки, приобретение и изготовление рекламных сувениров, (документы и бухгалтерские проводки аналогичны указанных в п.1)
3. Рекламные мероприятия, проводимые при помощи средств массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению).
Документы: Договор, смета, счет-фактура
Дебет 44, 19 Кредит 60
4. Расходы на световую и иную наружную рекламу (документы и проводки аналогичны указанным в п.1)
5. Приобретение, изготовление, демонстрация рекламных кино-видеофильмов (документы и проводки аналогичны указанным в п.1)
6. Изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др. (документы и проводки аналогичны указанным в п.1).
7.Оформление витрин, выставок-продаж, и др. рекламных мероприятий (документы и проводки аналогичны указанным в п.1)
8. Участие в выставках-ярмарках
Документы: Договор, авансовые отчеты, счет-фактура
Дебет 44, 19 Кредит 60, 71, 76
6. Стоимость образцов товаров, переданных бесплатно покупателям.
Документы: Расходная накладная, Акт на списание товаров
Дебет 44 Кредит 43
В конце месяца расходы на продажу списываются на себестоимость реализованной продукции.
Дт 90/2 Кт 44
Вопрос 4 Учет процесса реализации продукции (работ, услуг)
Рассмотрим организацию учета реализации готовой продукции на складе и в бухгалтерии.
На складе аналитический учет отгрузки готовой продукции ведется в карточках складского учета в натуральном выражении. Основанием для записи в карточках меняются товарораспорядительные документы.
Оперативный учет отпуска готовой продукции покупателям, в соответствии с заключительными договорами ведется отделом сбыта.
Договором предусматривается: номенклатура поставляемой продукции, сроки, цена, санкции за ненадлежащее исполнение договора. В соответствии с заключенным договором отдел сбыта своевременно выписывает и передает на склад готовой продукции для исполнения накладную на отгрузку продукции потребителям.
Если продукция отпускается со склада непосредственно представителю покупателя, то у него зав.складом должен потребовать доверенность на получение груза (которая остается на складе), а представитель покупателя дает в накладной расписку о фактически полученном грузе.
При отправке готовой продукции покупателю без участия его представителя, автомобильным, железнодорожным транспортом отпуск продукции со склада производится экспедитору предприятия, в должностные обязанности которого входит доставка полученной им продукции автотранспортом, либо непосредственно покупателю или на железнодорожную станцию для ее дальнейшего отправления. В этом случае транспортная организация оформляет провозные документы, которые экспедитор передает в отдел сбыта для отметки об исполнении договора поставки и выписки счет-фактуры.
В бухгалтерии аналитический учет отгрузки и реализации готовой продукции ведется в натуральном и стоимостном выражении. в ведомости № 16 II раздел. Она ведется в разрезе каждого покупателя, и товарораспорядительного документа, в ней делается отметка об оплате каждого счета, что дает возможность контролировать своевременность получения платежа.
Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним предназначен сч. 90 “Продажи”.
Виды деятельности:
-реализация готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства;
-работы и услуги промышленного и непромышленного характера;
-реализация товаров;
-услуги по перевозке грузов и пассажиров;
-услуги связи и т.д.
К сч. 90 могут быть открыты субсчета:
- 90/1 – “Выручка”
-90/2 – “Себестоимость продукции”
-90/3 – “НДС”
-90/4 – “Акцизы”
-90/5 – “Прибыль/убыток от продаж”
Записи по соответствующим субсчетам производятся накопительно в течение года и выявленный финансовый результат ежемесячно списывается на сч. 99 “Прибыли и убытки”.
СТРОЕНИЕ СЧЕТА 90 “ПРОДАЖИ”
Дт | Кт |
Отражен НДС с выручки Кт сч. 68 Списана производственная себестоимость реализованной продукции: в течение месяца по учетным ценам Кт сч. 43 в конце месяца списываются отклонения (+, -) Кт сч. 43 – В конце месяца списаны: - ОХР Кт сч. 26 - Расходы на продажу Кт сч. 44 | Выручка от реализации продукции (работ, услуг) с НДС Дт сч. 62 |
Одт – 12500 | Окт – 24000 |
В конце месяца производится сравнение значений оборотов по сч. 90. При этом воз можны 2 варианта.
1 вариант. Если Окт сч. 90 > Одт сч. 90 ® прибыль (Окт сч. 90 – Одт сч. 90)
На сумму полученной прибыли закрывается счет 90
Дебет 90/9 Кредит 99
2 вариант. Если Одт сч. 90 > Окт сч. 90 ® убыток (Одт сч. 90 – Окт сч. 90)
На сумму полученного убытка закрывается счет 90
Дебет 99 Кредит 90/9