Инвентаризация – выявление и проверка наличия и сопоставление имущества с данными бух. учета.
Вопрос 7 Инвентаризация основных средств
Законодательство обязывает все предприятия проводить инвентаризацию в определенные сроки:
Основные средства – 1 раз в три года;
По библиотечному фонду – 1 раз в пять лет;
По прочим средствам – 1 раз в год перед составлением годового отчета.
Виды инвентаризации:
1. По объему и охвату объектов
а) сплошная - проводится перед составлением годового отчета, в случае стихийных бедствий
б) выборочная - проводится при смене материально ответственного лица
2. По способу проведения
а) плановая
б) внезапная
Для проведения инвентаризации приказом руководитель назначает инвентаризационную комиссию. На крупных предприятиях создается две комиссии:
1.Постоянно действующая.
Состав: руководитель, замы, глав. бухгалтер.
Составляет план-график на проведение инвентаризации, протокол по результатам проведения инвентаризации.
2.Рабочая – непосредственно для проведения инвентаризации. В ее состав обязательно входит бухгалтер.
Результаты инвентаризации заносятся в инвентаризационную опись, в которой указываются фактическое наличие имущества и учетные данные.
Рабочая комиссия составляет по окончании работы протокол.
Указанные документы предоставляются в бухгалтерию, где составляется сличительная ведомость, в которой отдельными позициями показываются объекты, по которым выявлены отклонения. Все остальные показываются общим итогом.
В протоколе постоянно действующей инвентаризационной комиссии указывается порядок регулирования инвентаризационных разниц.
Перед проведением инвентаризации основных средств проверяется наличие и состояние регистров аналитического учета (инвентарных карточек, инвентарных книг, описей); технических паспортов и другой технической документации; документов на основные средства, сданных или принятых в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление (п.3.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).
Инвентаризация проводится по местам хранения и материально ответственным лицам и оформляется инвентаризационной описью (ф.N ИНВ-1).
Регулирование инвентаризационных разниц
1) Излишки - принимаются к учету по рыночным ценам и относятся в состав прочих доходов организации
Дебет 08 Кредит 91/1 – прочий доход
2. Недостача– остаточная стоимость до выяснения причин относится на счет 94 и отражается проводкой:
Дебет 94 Кредит 01
Списание недостачи:
А) на виновных лиц:
- материально ответственное лицо
- признанное виновным по решению суда.
Размер ущерба:
- по остаточной стоимости
- согласно статье 15 ГК РФ ущерб равен возмещение убытка, плюс упущенная выгода
Списание:
Дебет 73/2 Кредит 94 – остаточная стоимость
Дебет 73/2 Кредит 98 – разница между рыночной ценой и остаточной стоимостью недостающего объекта основных средств
Погашение недостачи:
Дебет 50,70,51 Кредит7 3/2
По мере погашения недостачи производится списание соответствующих сумм со счета 98 на счет 91/1
Дебет 98 Кредит 91/1
Б) на финансовые результаты:
- при отсутствии конкретных виновных лиц - неустановление судом, вследствие необоснованности исков
Дебет 91/2 Кредит 94
- в случаях чрезвычайных обстоятельств недостача относится на счет 99
Дебет 99 Кредит 94.