Вопрос 5 Учет выбытия основных средств и доходных вложений

 

Как предусмотрено п.29 ПБУ 6/01, выбытие объектов основных средств происходит в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания по причине морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, а также в случае передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций.

В большинстве случаев выбытие основных средств по Плану счетов отражается такими бухгалтерскими записями:

Дебет 91 Кредит 01 – отражена сумма первоначальной (восстановительной) стоимости;

Дебет 02 Кредит 01 – отражена сумма амортизации списываемых основных средств;

Дебет 91 Кредит 69,70,76 – отражена сумма затрат на разборку, демонтаж основных средств;

Дебет 10 Кредит 91 – оприходованы материальные ценности от ликвидации основных средств;

Дебет 62 Кредит 91 – получена выручка от продажи основных средств, если данные операции не являются основным видом деятельности;

Дебет 91 Кредит 68 – начислен НДС по проданным основным средствам;

Дебет 99 Кредит 01;

Дебет 02 Кредит 99- отражено выбытие основных средств в результате чрезвычайных обстоятельств.

Для учета списания основных средств возможно открытие к счету 01 субсчет «Выбытие основных средств». В таких случаях первоначальная (восстановительная) стоимость списывается записями:

Дебет 01, субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01

А накопленная амортизация – записью:

Дебет 02 Кредит 01

По окончании процедуры выбытия остаточную стоимость списывают на счет 91:

Дебет 91 Кредит 01

В результате таких записей субсчет «Выбытие основных средств» счет 01 закрывается. Одновременно будет уменьшена сумма основных средств и увеличена сумма операционных расходов.

Аналогично отражают выбытие учитываемых на счете 03 зданий, помещений, оборудования и других ценностей, имеющих материально-вещественную форму, предоставляемых за оплату во временное пользование. При передаче лизингового имущества по договору лизинга, как и при списании такого имущества по другим причинам, может использоваться субсчет «Выбытие материальных ценностей» к счету 03. Операции по этому субсчету также развернуто переносят на счет 91.

 

Вопрос 6. Оценка и бухгалтерский учет нематериальных активов.

 

При постановке объекта НМА на бухгалтерский учет в первую очередь решается вопрос о его денежной оценке. Установлены различные способы определения первоначальной стоимости активов.

В случае покупки НМА их первоначальная стоимость определяется в сумме фактических затрат. В нее включаются затраты, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором, регистрационные сборы, таможенные и патентные пошлины, не возмещаемые налоги, вознаграждения посредническим организациям. Определены расходы, которые не следует включать в первоначальную стоимость НМА. К таковым относятся общехозяйственные и аналогичные им затраты.

Первоначально расходы на приобретение нематериальных активов накапливаются на счете 08. На этом счете отражаются и все расходы, связанные с доведением нематериальных активов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. После этого стоимость активов переносят на счет 04:

Дебет 04 Кредит 08 – объект нематериальных активов введен в эксплуатацию.

Когда организация самостоятельно создает НМА, порядок учета подобных затрат зависит от характера дальнейшего использования активов. Если их планируется продать, то затраты на создание следует учитывать на счете 20. В случае когда в дальнейшем нематериальные активы будут использоваться для собственных нужд, учет затрат ведут на счете 08. Необходимо помнить, что с 1 января 2001 первоначальная стоимость НМА, созданных для собственных нужд, облагается НДС. Но суммы налога, уплаченные поставщикам ресурсов, используемых при создании НМА, возмещаются из бюджета.

ПБУ определено, что информация о расходах по НИОКР отражается в бухгалтерском учете в качестве вложений во внеоборотные активы, в связи с чем к счету 08 открывается отдельный субсчет «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»

Согласно ПБУ расходы НИОКР признаются внеоборотными активами организации при соблюдении таких условий, как:

- сумма расхода может быть определена и подтверждена;

- имеется документальное подтверждение выполнения работ. Например акт выполненных работ;

- использование результатов работы для производственных и управленческих нужд приведет к получению будущих экономических выгод;

- использование результатов указанных работ может быть продемонстрировано.

Эти расходы учитываются на счете 04, в бухгалтерском учете делается запись:

Дебет 04 Кредит 08

 

Расходы по НИОКР, которые не подлежат применению при производстве продукции либо для управленческих нужд или по которым не получены положительные результаты, признаются внереализованными расходами отчетного периода. При это в бухгалтерском учете делается запись:

Дебет 91 Кредит 08

НМА, поступившие в качестве вклада в уставный капитал организации, отражаются на счете 04 в корреспонденции с кредитом счета 08, субсчет 5. При этом последний дебетуется с кредитованием счета 75. Данной записи предшествует проводка:

Дебет 75/1 Кредит 80

Аналогично в учете отражаются организационные расходы вновь созданной организации, которые признаются вкладом в ее уставный капитал, в денежной оценке, согласованной учредителями.

Поступление безвозмездно полученных от других юридических и физических лиц ИМА в бухгалтерском учете фиксируется также на счете 08.

Однако в этом случае в корреспонденции с дебетом счета 08 указывается кредит счета 98 субсчет 2, где отражается рыночная стоимость НМА на дату его принятия к бухгалтерскому учету. Суммы, отраженные на субсчете 98/2, списывают по мере начисления амортизации НМА.