Ст.пр.Грамматчикова Н.А.
Счета.
Раздел 3. Чистые активы
В этом разделе отчета об изменениях капитала отражаются данные о стоимости чистых активов организациидля оценки степени его ликвидности. При заполнении данной строки организации должны руководствоваться совместным приказом МФ РФ от 29.01.2003г., № 10н, и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России (ФКЦБ) от 29.01.2003г., № 03-6/пз «Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».
Показатель чистых активов необходимо рассчитывать ежеквартально, а также в конце года. Результаты расчета включаются в состав бухгалтерской отчетности (п. 5 Порядка расчета чистых активов АО).
Чистые активы предприятия определяются путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы ее обязательств (пассивов), принимаемых к расчету.
К активам, принимаемым в расчет величины чистых активов, относятся:
· 1 раздел бухгалтерского баланса;
· 2 раздел бухгалтерского баланса.
К пассивам, принимаемым в расчет величины чистых активов, относятся:
· 4 раздел;
· 5 раздел за минусом строки 1530 «Доходы будущих периодов».
Если стоимость чистых активов получилась с отрицательным знаком, то эта сумма отражается в форме в круглых скобках.
Расчет оценки стоимости чистых активов акционерного общества
Наименование показателей | Код строки | На начало года | На конец года |
АКТИВЫ | |||
1. Нематериальные активы | |||
2. Результаты исследований и разработок | |||
3. Основные средства | |||
4. Доходные вложения в материальные ценности | |||
5. Финансовые вложения* | |||
6. Отложенные налоговые активы | |||
7. Прочие внеоборотные активы | |||
8. Запасы | |||
9. НДС по приобретенным ценностям | |||
10.Дебиторская задолженность** | |||
11.Финансовые вложения* | |||
12.Денежные средства | |||
13.Прочие оборотные активы | |||
14.Итого активы, принимаемые к расчету(сумма пп. 1 – 13) | |||
ПАССИВЫ | |||
15. Заемные средства | |||
16.Отложенные налоговые обязательства | |||
17.Резервы под условные обязательства | |||
18. Прочие обязательства | |||
19. Заемные средства | |||
20.Кредиторская задолженность | |||
21.Резервы предстоящих расходов | |||
22.Прочие обязательства | |||
23.Итого пассивы, принимаемые к расчету (сумма пп. 15–22) | |||
20.Стоимость чистых активов (п.14 минус п.23) | |||
* за исключением балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров; ** за исключением задолженности участников (учредителей) по их вкладам в уставный капитал |
Показатель чистых активов часто используется в финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ. От размера чистых активов зависит величина уставного капитала ООО и АО.
В соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г., № 208-ФЗ (с изменениями и дополнениями), сумма, на которую увеличивается уставный капитал общества за счет имущества общества, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества.
Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости чистых активов (п. 4 ст. 35 ФЗ № 208-ФЗ). Причем, общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов, если на день принятия такого решения стоимость чистых активов меньше суммы уставного капитала и резервного фонда.
Счёт – способ текущего отражения и оперативного контроля хоз-венных операций по экономически однородным объектам средств и их источникам образования.
Счета открываются в учётных регистрах в различных единицах измерения. Обязательным является денежный измеритель.
Уменьшение или увеличение хоз-венных средств отражается на счетах раздельно. Для этого каждый счёт имеет две части. Левая часть счёта называется дебетом, правая – кредит.
В зависимости от объекта учёта счета разделяют на активные и пассивные.
Активные счета – предназначены для учёта экономических ресурсов организаций ( видов хоз-венных средств ).
Пассивные счета – на них учитываются источники образования экономических ресурсов.
Двойная запись.
Сумма хоз-венных операций записывается на счетах способом двойной записи.
Двойная запись – означает, что каждая операция записывается на двух взаимосвязанных счетах ( по дебету одного счёта и кредиту другого ). Итог записи по дебету всех счетов должен быть равен итогу записи по кредиту всех счетов.
Взаимосвязь между счетами, возникающая при отражении хоз-венных операций с помощью двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета – корреспондирующие.
Вопрос №4. Бухгалтерский баланс, его содержание, форма и строение. Синтетический и аналитический учёт субсчёта.
Ответ. Для успешного руководства хоз-венной финансовой деятельностью организации необходимо знать состав средств по их видам ( экономических ресурсов ) и источникам их образования ( собственный и привлечённый капитал ).
Состояние средств организации отражает бухгалтерский баланс. Он состоит из двух частей. Одна часть называется активом. В ней размещаются экономические ресурсы. Другая часть называется пассивом. В ней размещаются источники образования экономических ресурсов.
Бухгалтерский баланс – представляет собой способ экономической группировки хоз-венных средств организации по их видам и источникам образования на определённую дату ( на 1-ое число квартала, года ).
Равенство итогов актива и пассива баланса объясняется тем, что и в активе и в пассиве баланса отражаются одни и те же средства на одну и ту же дату, но в двух различных по своему содержанию группировках.
В активе – хоз-венные средства, в пассиве – источники их образования.
Итоги актива и пассива баланса называются балансом, либо валютой баланса.
Каждый раздел баланса состоит из групп и статей. Баланс заполняется в тыс.рублей, либо в млн.рублей без десятичных знаков.
Малые предприятия могут составлять баланс в рублях ( учётная политика ).
Значение бухгалтерского баланса заключается в том, что в нём обобщённо отражается на определённую дату вся совокупность средств организации.
По данным баланса можно судить о платёжеспособности организации, о чистых активах. Суммируя стоимость актива, получают представление об экономическом потенциале организации. Чем стоимость больше, тем хоз-во считается крупнее.
Обобщённое отражение объектов учёта на синтетических счетах называется синтетическим учётом, а отражение объектов учёта на аналитических счетах называется аналитическим учётом.
Субсчёт – промежуточное звено между синтетическим и аналитическим счётами, открытыми к данному синтетическому счёту.
Пример: счет 58 – финансовое вложение - имеет 4 субсчёта.
По синтетическому счёту ежемесячно составляется оборотно-сальдовая ведомость ( оборотный баланс ).
Оборотно-сальдовая ведомость является средством контроля за соблюдением принципа двойной записи, а ошибки, связанные с корреспонденцией счетов по хоз-венным операциям, оборотно-сальдовая ведомость не выявляет.
Поэтому для более эффективного контроля за правильностью записи на синтетических счетах ежемесячно составляют оборотные ведомости по аналитическим счетам, открытым соответствующему синтетическому счёту.
Вопрос №5. Учётная политика организации. Факторы, влияющие на учётную политику. Порядок внесения изменений в учётную политику.
Ответ. Предприятия, руководствуясь законодательствами и другими нормативными актами о б/у самостоятельно формируют свою учётную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей.
Учётная политика – выбранная и принятая организацией совокупность способов ведения б/у.
К способам ведения б/у относятся: способы оценки имущества, т.е. основных средств, нематериальных активов, применение форм б/у, способы начисления амортизации и др.
Учётная политика формируется в соответствии с ПБУ1/98 – учётная политика организации.
Учётная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем.
В организации формируются две учётные политики:
1. Для бухгалтерского финансового учёта .
2. Для налогового учёта.
В учётной политике подробно излагаются те составляющие её, для которых нормативными актами предусмотрена возможность их выбора ( метод оценки материалов, готовой продукции, порядок создания резервов и др. ).
Избранная организацией учётная политика применяется со дня приобретения прав юридического лица ( гос-венная регистрация ).
Изменение в учётную политику организация может вносить на предстоящий год, о чём сообщается письменно в налоговую инспекцию.
При открытии предприятия один экземпляр учётной политики предоставляется в налоговую инспекцию.
Изменения в течение года могут иметь место в случае:
1. Реорганизации предприятия ( слияние, разделение, присоединение ).
2. Смена собственников.
3. Существенные изменения условий деятельности организаций.
И в других случаях в соответствии с ПБУ1/98.
Вопрос №6. Нормативное регулирование бухгалтерского учёта.
Ответ. В условиях рынка многие организации ведут свою деятельность в нескольких странах.
Инвесторы, вкладывая средства, хотят сравнить финансовое положение и результаты деятельности компаний из разных стран.
Деятельность организации в иностранных гос-вах связана с экспортом и импортом, а также инвестированием, оказывают влияние на б/у.
1973 г. – создан международный комитет по бухгалтерским стандартам для выработки совместного решения по бухгалтерским проблемам в различных странах, комитет помогает различным странам в применении международных стандартов по определённым вопросам б/у.
Международные стандарты – установленные и применяемые нормы, требования и правила с целью упорядочивания деятельности в области б/у в различных странах.
В соответствии с МСФО гос-венные организационной власти РФ разрабатывают нормативные акты по б/у с учётом специфики финансово-хозяйственной деятельности российских организаций.
В настоящее время в РФ формируется 4-ёх уровневая система нормативного регулирования б/у.
1 уровень. Федеральный закон №129 от 21.11.96. о б/у, другие федеральные законы, указы президента РФ и постановления правительства по вопросам б/у.
2 уровень. ПБУ – положение по б/у, в котором излагаются принципы и основные правила б/у.
3 уровень. Методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы ( план счетов б/у и инструкции по его применению ).
4 уровень. Рабочие документы конкретной организации. Документы 4-ого уровня утверждаются руководителем организации ( график документооборота, учётная политика организации и другие, которые носят обязательный характер для системы внутренненго регулирования хоз-венной деятельности организации ).
Вопрос №7. План счетов бухгалтерского учёта, его назначение и структура. Инвентаризация, её значение. Порядок отражения результатов инвентаризации.
Ответ. Организации независимо от форм собственности и подчинённости осуществляют б/у в соответствии с планом счетов, утверждённым Министерством Финансов РФ за номером 94 ( от 31 октября 2000 года ), введён в действие с 1 января 2002 года.
План счетов б/у – представляет собой схему регистрации и группировки фактов хоз-венной деятельности.
Каждому счёту в плане присваивается шифр с 01 по 99.
Для учёта специфических операций организация может по согласию с Министерством Финансов РФ вводить в план счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
Организации могут самостоятельно уточнять содержание отдельных субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
В конце плана приводятся забалансовые счета, они шифруются по трёхзначной системе ( 001 – арендованные основные средства ).
Принцип двойной записи на забалансовых счетах не применяется.
В плане счетов дана схема отражения отдельных операций на конкретном счёте и приводится инструкция по применению каждого счёта.
Подробные указания как вести учёт отдельных объектов по каждому счёту нет.
Министерством Финансов РФ разрабатываются нормативные документы по данным проблемам.
Синтетические счета – счета 1-ого порядка. Субсчета – счета 2-ого порядка.
В целях обеспечения достоверности данных б/у и отчётности предприятие проводит инвентаризацию имущества, денежных средств и финансовых обязательств.
Под финансовыми обязательствами – понимаются кредиторская задолженность, кредиты банков, займы.
Проведение инвентаризации обязательно:
1. При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании гос-венного или муниципального предприятия в акционерные общества и др.
2. Перед составлением годовой бухгалтерской отчётности ( начало проведения инвентаризации – с 1 октября ).Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии.
3. При ликвидации предприятия перед составлением ликвидационного баланса.
4. При смене материально ответственных лиц ( на день приёма-пересдачи дел ).
5. При установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценности.
6. В случае пожара или стихийных бедствий и в других случаях, предусмотренных законодательством.
Инвентаризация кассы проводится не реже одного раза в квартал. Кроме того проводится при передаче денежных средств и смене кассира.
Внезапные инвентаризации имущества и денежных средств в кассе организации проводятся по решению руководителя.
Порядок проведения инвентаризации и отражения её результатов изложен в «Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» №49, утверждены Министерством Финансов РФ от 13.06.95г. с изменениями и дополнениями.
Выявленные при инвентаризации расхождения отражаются в следующем порядке:
1. Излишек имущества приходится по рыночной стоимости ( стоимость определяется на дату проведения инвентаризации ) с зачислением на финансовые результаты на счёт 91 – прочие доходы и расходы.
2. Недосдача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства.
Сверх норм относятся на виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки, понесённые организацией, списываются на финансовые результаты ( счёт 91). С виновного лица ценности удерживаются по рыночной стоимости.
Вопрос №8. Формы бухгалтерского учёта, их развитие и назначение. Измерители, применяемые в учёте.
Ответ. В конце XV века впервые была изложена книжная форма учёта. Она удовлетворяла потребности купцов и мелких производителей. Но с развитием производства в конце XVI века появилась новая итальянская форма учёта.
Под формой б/у понимается порядок сочетания различных видов взаимосвязанных учётных регистров, а также порядок последовательности записи в учётные регистры, применяемый способ учётной регистрации, а также связь учётных показателей регистров с требованиями отчётности.
Форма б/у – совокупность регистров, предназначенных для отражения фактов хоз-венной деятельности.
На практике применяются следующие формы б/у:
- Книжная.
- Контрольно-шахматная.
- Мемориально-ордерная и её разновидность – Журнал – Главная.
- Журнально-ордерная.
- Форма учёта для субъектов малого предпринимательства.
- Автоматизированная.
Любая учётная система выполняет следующие функции:
- Регистрация и хранение данных.
- Выполнение арифметических операций с данными.
- Подготавливает отчёты.
- Сортирует и суммирует данные.
При ведении регистров б/у на машинных носителях информации должна быть предусмотрена возможность их вывода на бумажные носители информации ( Положение по ведению б/у и бухгалтерской отчётности №34 МФ РФ от 29.07.98г. с дополнениями и изменениями ).
В б/у применяются 3 вида измерителей:
- Натуральные ( шт., м, кг ).
- Трудовые ( человекочасы, рабочие дни ).
- Денежные ( национальная и иностранная валюта ).
Б/у ведётся в рублях и копейках.
Расчёты в иностранной валюте пересчитываются по курсу Центрального Банка РФ.
Учёт данных операций ведётся как в иностранной так и в национальной валютах.
Вопрос №9. Учёт уставного капитала ( фонда ) и расчётов с учредителями по его формированию.
Ответ. Общее понятие уставного капитала ( фонда ) организации.
Уставный капитал – выраженный в денежной форме вклад учредителей, участников в имущество организации при её создании. Размер этих взносов определяется учредительным договором и отражается в уставе организации.
В соответствии с Гражданским Кодексом и в зависимости от организационно-правовой формы собственности различают:
- Уставный капитал хоз-венных обществ ( открытых и закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью ).
- Складочный капитал хоз-венных товариществ.
- Уставный фонд гос-венных и муниципальных унитарных организаций.
- Паевой и неделимый фонд кооперативов и прочих товариществ.
Уставный капитал хоз-венных обществ формируется за счёт денежных средств, имущества, а также подписки на акции.
Складочный капитал формируется за счёт взносов участников договора простого товарищества.
Уставный фонд образуется на унитарных предприятиях, а также гос-венных предприятиях.
Унитарным предприятием признаётся коммерческая организация не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственное имущество. Имущество унитарных предприятий является неделимым и не может быть распределено между его работниками.
Учёт уставного капитала и его движение осуществляется на счёте 80.
Учёт расчётов с учредителями осуществляется на счёте 75. По дебету счёта 75 отражается сумма зарегистрированного взноса в уставный капитал. Д 75 К 80.
При открытии предприятия учредители должны внести не менее 50% уставного капитала. Оставшаяся доля учредительного взноса должна быть внесена в течение года с начала открытия предприятия. По мере внесения учредительного взноса Д 50, 51, 10, 08 и др. Л 75.
Вопрос №10. Учёт кассовых операций в центральной кассе и структурных производственных подразделениях.
Ответ. Наличные деньги, полученные из банка, расходуются на те цели, на которые они получены. Поступление и выдача наличных денег оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами.
Кассовые ордера регистрируются бухгалтерией в специальном журнале. Контроль за правильным ведением кассовой книги по учёту кассовых операций осуществляет главный бухгалтер. Размер наличных денег в конце дня в кассе организации ограничен лимитом, устанавливаемым ежегодно банком по согласованию с предприятием. После установления лимита предприятие направляет уведомление в другие банки, в которых открыты соответствующие счета. Если предприятие не представило в один из банков расчёт на установленного лимита, в этом случае лимит считается нулевым, а несданная в банки выручка – сверхлимитной.
Лимит остатка кассы устанавливается:
- Для предприятий, сдающих выручку ежедневно в конце дня в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятия с утра следующего дня.
- Для предприятий, сдающих выручку на следующий день, в пределах среднедневной выручки наличными деньгами.
- Для предприятий, не имеющих денежной выручки в пределах среднедневного расхода наличных денег ( кроме расходов на заработную плату, выплат социального характера стипендии ).
Лимит остатка в кассе может пересматриваться в течение года в случае изменения условий сдачи выручки и других причин.
Сверх установленного лимита деньги могут храниться в кассе только в дни выплат заработной платы, пособий, стипендий в течение трёх дней, включая день получения денег из банка.
Предприятия могут производить расчёты наличными ( между юридическими лицами ) в сумме не свыше 60 тысяч рублей по одному платежу. Кассир является материально ответственным лицом.
После издания приказа о приёме на работу руководитель обязан ознакомить кассира с инструкцией о порядке ведения кассовых операций под роспись. После чего заключается договор о его полной индивидуальной материальной ответственности. В случае временной замены кассира исполнение его обязанностей возлагается на другого работника и производится аналогичная процедура его зачисления на должность кассира. В таком же порядке обязанности кассира возлагаются на другого работника организации, где не предусмотрена должность кассира в штатном расписании.
Учёт кассовых операций осуществляется в соответствии с указаниями Центрального Банка РФ за №18 от 4.10.93г. «Порядок ведения кассовых операций в РФ» ( В редакции письма Центрального Банка РФ №247 от 26.02.96г. ), а также в соответствии с федеральным законом №54 от 22.05.03г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и расчётов с использованием платёжных карт».
Вопрос №11. Учёт расчётов с подотчётными лицами.
Ответ. Наличные деньги выдаются под отчёт только работникам данного предприятия на командировочные и хоз-венно операционные расходы.
Для получения денег на хоз-венно операционные расходы работник организации подаёт на имя руководителя заявление, в котором указывает сумму и цель расходов. Главный бухгалтер даёт на заявление своё заключение ( можно ли выдать, сколько выдать и на какой срок ). После подписи заявления руководителем производится выдача денег под отчёт.
Выдача денег под отчёт на командировочные расходы производится в пределах установленных норм на срок командировки, согласно приказу.
Расходовать деньги допускается лишь на те цели, на которые они выданы. Передача подотчётных сумм одного лица другому – запрещается.
Подотчётное лицо об использованных суммах представляет авансовый отчёт, не позднее трёх дней по истечении срока, на который были выданы деньги. А неизрасходованные суммы возвращаются в кассу предприятия.
Выдача денег под отчёт производится при условии полного отчёта по ранее выданному авансу.
Вопрос №12. Учёт расчётов с разными дебиторами и кредиторами.
Ответ. Расчёты с разными дебиторами и кредиторами возникают по различным причинам. Предприятие обязуется быть посредником между рабочими и служащими и третьими лицами, организациями, учреждениями ( по исполнительным листам, по ссудам молодым семьям и т.д. ), оно хранит своевременно не полученную рабочими и служащими заработную плату, ведёт расчёты по претензиям, по возмещению материального ущерба и т.п.
Расчёты с разными дебиторами и кредиторами учитываются на счетах 63, 73, 76 и другие.
Запись по счетам 61, 63 производят в журнале-ордере одной строкой за месяц, а по счёту 76 – итогами за месяц по субсчетам.
Счёт 76 «Расчёта с разными дебиторами и кредиторами» используется в следующих случаях:
- По исполнительным листам.
- По депонированной заработной плате.
- «Расчёты с прочими дебиторами и кредиторами».
- «Расчёты с транспортными организациями за услуги, оплачиваемые лимитированными чеками».
Аналитический учёт депонированной заработной платы организуется по каждой невостребованной сумме или непосредственно в реестре, где отведены специальные графы для отметки оплаченных, выданных или перечисленных сумм этой задолженности. Выдача из кассы оформляется расходным кассовым ордером.
В случае ухода работника в отпуск, на пенсию и увольнения зарплату необходимо выдать не позднее дня, предшествующего отпуску или увольнению, не дожидаясь установленных дней выдачи заработной платы. Такие выплаты называются выплатами в межрасчётный период. Оформляются они расходными кассовыми ордерами или платёжными ведомостями при наличии трёх и более работников, одновременно уходящих в отпуск или увольняемых.
Вопрос №13. Безналичные формы расчётов.
Ответ. В процессе деятельности организации возникают расчётные отношения с поставщиками, подрядчиками, потребителями, органами социального страхования и обеспечения, бюджетом и другими работниками и юридическими лицами по хоз-венным операциям.
Непосредственно расчётное и финансово-кредитное обслуживание организаций осуществляют учреждения банков, в соответствии с Положением Центрального Банка РФ №2 – П от 12.04.2001г. «О безналичных расчётах РФ».
Данное «Положение о расчётах» исходит их принципа свободы выбора организациями форм расчётов и закрепления их в договоре.
Банком РФ устанавливаются следующие формы расчётов:
- Расчёты платёжными поручениям – платёжные поручения.
- Расчёты по аккредитивам – заявление на аккредитивы.
- Расчёты чеками – лимитированная чековая книжка.
- Расчёты по инкассо-платёжным требованиям, инкассовые поручения.
Порядок и форма расчётов определяются в хоз-венном договоре между сторонами.
Расчётные документы предъявляются в банке в количестве экземпляров, необходимых для всех участников расчёта.
Вопрос №14. Учёт операций по расчётными счетам и специальным счетам в банке.
Ответ. Организация ежедневно или в другие установленные банком сроки получает выписки из расчётного и других счетов в банке.
Выписка – второй экземпляр лицевого счёта организации, открытого ей банком.
Выписка имеет строго определённые показатели, установленные банком. Полученные из банка выписки подбирают все оправдательные документы и проставляется против каждой суммы корреспонденция счетов.
Инвентаризация расчётов проводится систематически по мере поступления выписок.
Ошибочно зачисленные или ошибочно снятые со счёта суммы принимаются на учёт на счёт 76-2 ( расчёты по претензиям ), а банку немедленно сообщается о внесении исправлений.
Ежегодно по состоянию на 1 января организация подтверждает банку остаток денежных средств на своём расчётном счёте и на специальных счетах в банке на бланке типовой формы.
Учёт операций по расчётным счетам ведётся на балансовом счёте 51. Наличие и движение денежных средств, находящихся в аккредитивах, в лимитированных чековых книжках и иных специальных счетах учитываются на счёте 55.
Построение аналитического учёта к счёту 55 должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств в чековых книжках, аккредитивах, депозитах и т.п. как на территории РФ, так и за рубежом.
Вопрос №15. Учёт операций по валютным счетам.
Ответ. Для осуществления внешней экономической деятельности и для хранения денежных средств в иностранной валюте предприятие в учреждениях банка как в РФ, так и за рубежом открываю инвалютные счета.
Учёт операций по валютному счёту осуществляется в соответствии с ПБУ 3/2000.
Записи на валютном счёте №52 производятся одновременно в двух оценках: в инвалюте и в сумме, определяемой путём пересчёта иностранной валюты в рубли по курсу Центрального Банка РФ, действующему на день совершения операции.
Банк уведомляет предприятие о движении иностранной валюты по его лицевому счёту выпиской как с транзитных, так и с текущих счетов.
Аналитический учёт ведётся в карточках по видам иностранной валюты отдельно по приходу и расходу.
В б/у и отчётности отражаются курсовые разницы.
Курсовая разница – разница между рублёвой оценкой денежных средств, выраженных в иностранной валюте, исчисленной по курсу Центрального Банка РФ на дату принятия их б/у в отчётном периоде или дату составления бухгалтерской отчётности за предыдущий отчётный период.
Положительная курсовая разница образуется, если курс рубля по отношению к иностранной валюте падает ( когда переоценивается активный счёт ) и если курс рубля растёт ( когда переоценивается пассивный счёт ).
Отрицательная курсовая разница образуется в том случае, если курс рубля по отношению к иностранной валюте растёт ( когда переоценивается активный счёт ) и если курс рубля падает ( когда переоценивается пассивный счёт ).
Учёт курсовых разниц производится:
- на 1-ое число каждого месяца ( на последний день месяца 30, 31 ).
- Когда происходит разрыв во времени между началом и окончанием операции.
- При сбережении денежных средств ( иностранная валюта ).
Вопрос №16. Учёт долгосрочных и краткосрочных кредитов, займов.
Ответ. Договор займа между юридическим лицами, а также, если займодавцем является физическое лицо заключается в письменной форме ( ст. 808 ГК РФ ).
Краткосрочные кредиты, займы – ссуды, выдаваемые на срок до 1 года, свыше 1 года называются долгосрочными кредитами, займами.
Порядок кредитования, оформления и погашения кредитов регулируется правилами банков и кредитными договорами.
Перечень затрат, связанных с получением займов и кредитов приведён в ПБУ 15/01.
К ним, например, относятся:
- Причитающиеся по полученным кредитам и займам проценты к уплате. ( Д-т 91 К-т 66, 67 ).
- Курсовые разницы на причитающиеся к оплате проценты по займам и кредитам. ( Д-т 91 К-т 66, 67 ).
Кредиты и займы, неоплаченные в срок учитываются обособленно.
Аналитический учёт кредитов и займов ведётся по видам кредитов и займов, кредитными организациями и другим займодавцем, предоставившим их, а также сроки их погашения.
Вопрос №17. Понятие и классификация основных средств.
Ответ. Основные средства – средства труда, срок полезного использования которых превышает 12 месяцев со дня их приобретения, независимо от их стоимости, используемые для осуществления процесса производства продукции, услуг и их реализации.
Сроком полезного использования – является период, в течение которого объект приносит доход организации.
Срок полезного использования определяет организация при принятии объекта на учёт.
Основным нормативным документом является ПБУ 6/01 «Учёт основных средств».
К основным средствам по видам относятся: здания, сооружения, оборудование, вычислительная техника и т.д. в соответствии с «Общероссийским классификатором основных фондов» №359 от 26.12.94г. с дополнениями и изменениями.
Основные средства классифицируются по следующим признакам:
- По отраслевому.
- Промышленные, транспортные.
- Сельскохоз-венные и т.д.
2. По назначению.
· Производственные.
· Непроизводственные.
3. По принадлежности.
· Собственные.
· Полученные в аренду.
· Находящиеся у организации в оперативном управлении или хоз-венном ведении.
4. По признаку использования.
· Находящиеся в эксплуатации.
· Находящиеся в реконструкции.
· Находящиеся в запасе ( резерве ).
· Находящиеся на консервации.
Вопрос №18. Учёт поступления основных средств.
Ответ. Основные средства поступают на предприятие в основном через капиталовложения ( инвестиции ).
Капиталовложение – процесс воспроизводства, обновления материальных ценностей, составляющих основные средства организации.
Капиталовложения финансируются за счёт средств накопления амортизации ( простое воспроизводство ), а также за счёт чистой прибыли или долгосрочных кредитов ( расширенное воспроизводство ).
Постановлением ГОСКОМСТАТА РФ за №7 от 21.01.2003г. утверждены новые формы аналитического учёта основных средств ( кроме бюджетных и кредитных организаций ).
По месту эксплуатации ( нахождения ) объектов пообъектный их учёт осуществляется в инвентарном списке, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, дате входа в эксплуатацию, инвентарном номере объекта, полном наименовании, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии ( перемещении ) объекта.
Затраты на приобретение оборудования и других видов основных средств, не требующих монтажа относит в данный месяц бухгалтерская запись.
Затраты на приобретение оборудования и других средств, требующих монтажа относят также на счёт 08 и зачисляют в состав основных средств по мере их монтажа и установки на основании акта о вводе в эксплуатацию.
Основные средства, приобретённые в иностранной валюте переоцениваются в рубли по курсу Центрального Банка РФ действующему на дату оприходования объекта.
Вопрос №19. Учёт амортизации основных средств.
Ответ. Амортизация характеризует процесс постепенного снашивания основных средств и перенесении их стоимости на расходы организации.
Норма амортизационных отчислений – выражена в процентных долях первоначальной стоимости объекта, подлежащего включению в текущие затраты в течение отчётного года.
Амортизация не начисляется по объектам жилищного фонда, объектам внешнего переустройства и другим аналогичным объектам.
По данным объектам производятся начисления износа в конце отчётного года по установленным нормам амортизационных отчислений.
Сумма начисления износа отражается на забалансовом счёте 010 «Износ основных средств».
Амортизация не начисляется на земельные участки и объекты природопользования, т.к. их потребительский свойства с течением времени не изменяются.
Начисление амортизации не производится по основным средствам, переведённым по решению руководителя организации на консервацию на срок больше 3 месяцев.
Начисление амортизации не производится в период восстановления объекта по решению руководителя организации, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Начисление амортизации производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем поступления объекта, а прекращение начисления амортизации с 1 числа месяца, следующего за месяцем выбытия данного объекта.
Начисление амортизации производится до полного погашения стоимости объекта, либо до момента его выбытия в результате ветхости, продажи и по другим причинам выбытия.
Сумма амортизации ежемесячно отражается Д-т 25, 26, 44 и др. К-т 02.
Вопрос №20. Особенности учёта отдельных объектов основных средств стоимостью до 10 000 рублей.
Ответ. Объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу, а также приобретённые книги, брошюры и тому подобные издания разрешается списывать на затраты производства по мере отпуска их в эксплуатацию.
Стоимость этих объектов относится на издержки производства в сумме их первоначальной стоимости.
В целях контроля за эксплуатацией этих объектов в бухгалтерии ведётся оперативный бухгалтерский учёт без нарастающего итога по месяцу.
Организация имеет право уменьшить лимит стоимости объекта ( учётная политика ).
Сверх лимита используется метод начисления амортизации.
Поступление объектов отражается Д-т 08 К-т 60, 71 и др.
По мере отпуска объектов в эксплуатацию и приобретения книг, брошюр и других изданий бухгалтерская запись Д-т 25, 26 и др. К-т 01.
Вопрос №21. Учёт ремонтов основных средств.
Ответ. В б/у различают текущий и капитальный ремонт. Перед выполнением капитального ремонта составляется смета затрат и утверждается руководителем организации.
Завершённая работа принимается комиссией.
На каждый объект капитального ремонта в бухгалтерии открывается отдельная ведомость либо карточка.
В целях обеспечения равномерности включения затрат на капитальный ремонт в издержки производства организации могут резервировать данные затраты, при этом ежемесячно производятся отчисления в резервный фонд ( счёт 96 ) на основе плановой сметы затрат на капитальный ремонт.
Применяются и другие методы образования резервов.
Д-т 25, 26 и др. К-т 96.
По мере использования резерва бухгалтерская запись Д-т 96 К-т 60, 23.
На предприятиях, которые не производят отчисления в ремонтный фонд фактические затраты списываются на производство в том периоде, в котором они возникнут.
Д-т 25, 26 К-т 60, 23.
Затраты по текущему ( мелкому ) ремонту относятся на издержки производства в том месяце, в котором они имели место. Д-т 25, 26 и др. К-т 10, 70 и др.
Вопрос №22. Учёт аренды основных средств.
Ответ. В зависимости от условий предоставления различают текущую и долгосрочную аренду.
Текущая аренда предполагает сдачу объектов на короткий срок.
Права и обязанности собственника остаются у арендодателя, а арендатору переходит право пользования объектом.
Операции, связанные с текущей арендой отражаются на счёте 91.
Арендная плата включает в себя амортизацию, эксплуатацию и другие расходы и часть прибыли ( вознаграждения ).
К долгосрочно арендованным основным средствам относятся объекты, договор аренды на которые предусматривает как правило переход их в собственность арендатора ( выкуп ). По истечению срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. Такая аренда называется финансовой ( лизинговой ).
Имущество, приобретённое для сдачи в лизинговую аренду, учитывается на счёте 03.
Организация может сдавать в лизинговую аренду и объекты бывшей эксплуатации.
Лизинговая аренда является одним из основных видов деятельности.
Вопрос №23. Учёт перемещения и выбытия основных средств.
Ответ. Выбытие объектов имеет место в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания в случаях морального и физического износа, передачи в уставный капитал другой организации и в других случаях в соответствии с ПБУ 6/01.
Доходы и расходы от выбытия объекта отражаются на счёте 91.
Для определения непригодности объекта к дальнейшему использованию или неэффективности его восстановления, а также для оформления документации на списание объекта в организации приказом руководителя должна быть создана как правило постоянно действующая комиссия, состоящая из компетентных должностных лиц.
Вопрос №24. Инвентаризация и переоценка основных средств.
Ответ. Коммерческие организации имеют право не чаще одного раза в год ( на 1 января ) переоценивать основные средства путём индексации или прямого пересчёта по документально подтверждённым рыночным ценам.
Правила переоценки основных средств, изложенные в ПБУ 6/01 «Основные средства», приведены в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности. Согласно данному стандарту, в том случае, если проводится переоценка отдельного объекта основных средств, переоценке подлежат и вся группа основных средств, к которой относится данный объект.
Под группой понимаются объекты основных средств, аналогичные по виду и способу использования.
Не подлежат переоценке земельные участки, объекты природопользования ( недры, лесные угодия и т.д. ), потребительские свойства которых с течением времени не изменяются.
Данные результатов переоценки учитываются в б/у обособленно, а в бухгалтерской отчётности отражаются по состоянию на 1 января текущего года ( во вступительном балансе ).
Инвентаризация основных средств может проводиться 1 раз в 3 года.
Оценка выявленных, неучтённых объектов производится с учётом рыночных цен, а износ ( амортизация ) определяется по действительному техническому состоянию объекта ( о чём составляется акт ).
Вопрос №25. Нематериальные активы, их классификация и оценка.
Ответ. К нематериальным активам в соответствии с ПБУ 14/2000 «Учёт нематериальных активов» относятся исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
Нематериальные активы – неосязаемы, т.е. отсутствует материально-вещественная ( физическая ) структура.
К ним относятся:
- Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель.
- Исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных и др.
- и др. с ПБУ 14/2000
В составе нематериальных активов учитывается деловая репутация организации, а также организационные расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада учредителей в уставном капитале организации.
К нематериальным активам не относятся интеллектуальные и деловые качества работников организации и их квалификация и способность к труду, т.к. они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.
Единицей б/у нематериальных активов является инвентарный объект.
Инвентарным объектом является совокупность прав, возникающих из одного патента, договора уступки прав и т.д.
Основным признаком, по которому один инвентарный объект отличается от другого является выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции ( работ, услуг ), либо в управлении предприятием.
Вопрос №26. Учёт поступления и выбытия нематериальных активов.
Ответ. Нематериальные активы учитываются по первоначальной стоимости, включающую в себя сумму затрат на приобретение, а также расходы по его доведению до состояния, в котором он пригоден к использованию запланированных целей.
Д-т 08 К-т 60, 70 ….
Д-т 04 К-т 08
Первоначальная стоимость нематериальных активов не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством.
Нематериальные активы принимаются на учёт на основе следующих документов:
- Свидетельства, патенты.
- Договор уступки ( приобретение ) патента, товарного знака и т.д.
- Акт приёмки-передачи объекта нематериального актива.
Аналитический учёт осуществляется в карточке форма №1 НМА, открываемой на каждый отдельный объект.
Приобретение нематериальных активов отражается: Д-т 08 К-т 60, 70, 10 и др. – 40 000
Д-т 04 К-т 08 – 40 000.
Вопрос №27. Учёт амортизации нематериальных активов.
Ответ. Амортизация производится одним из следующих способов:
- Линейный.
- Способ уменьшаемого остатка.
- Способ списания стоимости пропорционально объёму продукции.
Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования нормы амортизации устанавливаются в расчёте не более 20 лет.
Начисление амортизации отражается: Д-т 26, 25 и др. К-т 05.
Учёт движения нематериальных активов аналогичен учёту основных средств.
Учёт поступлений и выбытий активов аналогичен учёту основных средств.