Учёт обязательств

  1. Понятие, классификация и оценка обязательств
  2. Учёт расчётов с персоналом и подотчётными лицами
  3. Учёт расчётов с учредителями
  4. Учёт расчётов с различными дебиторами и кредиторами (по счёту 76)
  5. Учёт расчётов с поставщиками и покупателями (счет 60 и 62)
  6. Учёт внутрихозяйственных расчётов (счёт 79)
  7. Учёт расчётов с бюджетом по налогам и сборам (счёт 68)
  8. Учёт расчётов с внебюджетными фондами по соц.страхованию (счёт 69)

1)Понятие обязательств ГК РФ вводит в ст.307.

Традиционно выделяют 3 источника возникновения обязательств:

  1. Обязательства, возникшие в результате договорных отношений
  2. Обязательства, возникшие в соответствии с требованиями законодательства
  3. Обязательства, возникшие в связи с причинением ущерба или вреда

В БУ обязательства классифицируют по 3 направлениям:

ü По срокам погашения: краткосрочные (в течение 12 мес. погашаются) и долгосрочные (свыше 12мес.)

ü По характеру обязательств: расчёты с бюджетом по налогам и сборам, расчёт с внебюджетными фондами и расчёты с прочими контрагентами

ü По видам контрагентов: поставщиков, покупателей, персонал предприятия, подотчётных лиц, учредителей, филиалов и прочих контрагентов

Общая схема отражения на счетах БУ обязательств выглядит следующим образом: дебитовое сальдо отражает сумму задолженности контрагентов перед организацией, а кредитовое сальдо – сумму задолженности организации. Дебитовый оборот показывает сумму возникших за период обязательств контрагентов или сумму погашенных организацией обязательств. Кредитовый оборот показывает сумму возникших обязательств предприятия перед контрагентами или сумму погашенных контрагентами обязательств перед организацией. Обязательства организации – это величина дебиторской или кредиторской задолженности, возникающей в результате заключения договора, в момент начисления налогов или в момент признания ущерба, соответственно оценка обязательств выражается в сумме сделки, если эти обязательства оговариваются договорными отношениями, в сумме, определяемой законом, в суммах возмещения ущерба. Прекращение обязательств происходит через погашение задолженности в силу зачёта долга либо в случае прощения долга, если организация банкрот.

2)В БУ расчёты с персоналом по оплате труда тесно связаны с учётом личного состава организации. На каждого работника заводится учётная карточка, в которой указывается должность, форма оплаты, наличие иждивенцев, возможные льготы при удержании НДФЛ, а также доп.сведения о работнике. Оплата труда производится в соответствии со следующими видами оплаты:

Ø Основная з/п – за отработанное время или выпущенную продукцию

Ø Дополнительная з/п – премии

На сегодняшний день существуют следующие формы оплаты труда:

ü Сдельная форма оплаты труда: простая сдельная, сдельно-премиальная (предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки), сдельно-прогрессивная (премирование осуществляется по итогам выработки с учётом шкалы премирования)

ü Повременная: простая повременная (оплата производится исключительно за отработанное время), повременно-премиальная (премии вводятся за качество выполненной работы)

ü Аккордная (оценивается комплекс работ с указанием срока и качества выполнения)

Первичными документами для начисления з/п (основной з/п) являются: наряд на выполнение работ, акт о приёмке выполненных работ, табель учёта рабочего времени. Фонд оплаты труда состоит из сумм, начисленных за отработанное время или произведённую продукцию, из сумм, начисленных за неотработанное время (отпуска), из сумм поощрительного характера (премии, оплата за отработку в праздничные и дни и сверхурочная работа).

Дополнительная з/п начисляется в соответствии с законодательством исходя из среднедневного или из среднечасового заработка работника.

Пример: необходимо рассчитать общую сумму начисленной з/п за текущий месяц, если оклад менеджера Иванова в соответствии со штатным расписанием составляет 20 000р. По производственной необходимости он отработал 1 выходной день. Количество рабочих дней в месяце по графику 5-дневной рабочей недели составляет 20 дней.

1)Определим среднедневной заработок сотрудника: 20 000/20дней = 1 000р./день

2)Определим оплату за выходной день: 1 000*2 = 2 000р. (работа в выходные дни – з/п удваивается)

3)Итого общая начисленная з/п: 20 000+2 000 = 22 000

Пример: необходимо рассчитать сумму общей начисленной з/п, если оклад менеджера Иванова в соответствии со штатным расписание составляет 20 000р. По производственной необходимости он отработал в один из дней 4 часа сверхурочно. Количество рабочих дней в месяце по графику 5-дневной рабочей недели составляет 20 дней (160 рабочих часов).

1)Определим среднечасовую оплату работника: 20 000/160 = 125р./час

2)Определим оплату за первые 2 часа сверхурочной работы: 1,5*125*2 = 375р. (в соответствии с законодательством первые 2 часа идут с коэффициентом 1,5)

3)Определим оплату за последующие часы работы: 125*2*2 = 500р. (в соответствии с законодательством после 2 первых часов идут с коэффициентом 2)

4)Определим общую сумму з/п: 20 000+375+500 = 20 875р.

З\п за время отпуска рассчитывается исходя из среднедневного заработка за предшествующие 12 мес. ТК РФ ст.139.

Средненевной заработок=(Сумма начисленной оплаты труда за 12 мес. и основная и доп.)/(12мес.*29,4)

29,4 – среднемесячное число календарных дней

Синтетический (обобщённый) учёт расчётов с персоналом по оплате труда ведётся на пассивной балансовом счёте 70. Предприятие вводит аналитику в разрезе каждого сотрудника. При начислении з/п в учёте отражаются следующие записи:

д20 – к70 начислена з/п работника основного производства,

д23 – к70 начислена з/п работникам вспомогательного производства,

д25 – к70 цеховой персонал,

д26 – к70 администрация,

д44 – к70 работники торговых организаций,

д97 – к70 работникам за освоение новых видов продукции,

д99 – к70 работникам при ликвидации последствий стихийных бедствий.

Больничные листы начисляются за счёт средств фонда социального страхования. При начислении отражается запись д69 – к70.

Все начисления отражаются по кредиту счёта 70, по дебиту счёта 70 отражаются удержания. Удержания в соответствии с законодательством делятся на 3 группы:

  • Обязательные удержания: НДФЛ, удержание по исполнительным листам (по решению суда)
  • Удержание по инициативе работодателя: возмещение ранее выданного аванса, погашение задолженности по ссудам, если ссуду предоставляет работодатель, погашение задолженности подотчётных сумм (командировочные расходы, которые не подкреплены документами), удержание по возмещению ущерба
  • Удержание по инициативе работника: коммунальные платежи, профсоюзные взносы, алименты, платежи по потребительским кредитам. Удержание по инициативе работника осуществляется на основании письменного заявления работника.

Все удержания из з/п отражаются по дебету счёта 70 в корреспонденции со следующими счетами:

Д70 – к68 (НДФЛ)

Д70 – к76(по исполнительным листам)

Д70 – к73(возмещение ущерба, причинённого работником)

Оставшаяся после удержания сумма подлежит выплате работнику. З/п выплачивается через кассу, при этом отражается запись д70 – к50 (в течении 3 дней). Если з/п не выдана по вине получателя, то остаток депонируется записью д70 – к76. Получить депонированную сумму работник может получить в течении 3т лёт по истечении 3 лет неполученные суммы рассматриваются как дополнительный доход организации и отражаются записью д76 – к91.

З\п работникам может начисляться на пластиковые карты. В этом случае в учёте отражаются записи д55 – к51 переведены суммы на счета работников, д70 – к55 при снятии сумм работниками.

8.12.2010г.

Подотчётные лица – это работники организации, выполняющие от её лица различные операции. Учёт расчётов с подотчётными лицами ведётся на счёте 71. К счёту 71 открываются субсчета по видам расходов, либо по структурным подразделениям. Наиболее частными ситуациями, при которых работник выступает от лица организации являются служебные командировки, приобретение мат.ценностей, оплата представительских расходов.

При направлении работника в служебную командировку руководитель обязан издать приказ, отдел кадров на основании приказа выписывает командировочное удостоверение. На основании приказа бухгалтерия производит предварительный расчёт затрат на служебную командировку, при этом учитываются такие статьи затрат, как транспортные расходы, проживание, суточные, прочие расходы. На общую сумму ожидаемых затрат работнику выдаётся аванс. По окончании командировки работник обязан в течение 3 дней предоставить в бухгалтерию авансовый отчёт с приложением документов, оправдывающих или подтверждающих затраты.

Пример: отражение в учёте затрат на служебную командировку. В служебную командировку направляется менеджер Иванов И.И. , срок командировки 3 дня(1-3 декабря), цель командировки – согласование технической документации. 30 ноября работнику выдан аванс на сумму 3 000р., 6 декабря работник предоставил авансовый отчёт на сумму 3 550р., перерасход компенсирован работнику в тот же день.

Операция Сумма Дебет Кредит
1.Выдан аванс 3 000р. 71.1.01
Авансовый отчёт      
2.Транспортные расходы 1 000р.*2дня 71.1.01
НДС 180р.*2дня 71.1.01
3.Проживание (счёт гостиницы) 500р. 71.1.01
НДС 90р. 71.1.01
4.Суточные 200р.*3дня 71.1.01
Итого 3 550р.    
5.Выдан перерасход в соответствии с авансовым отчётом 550р. 71.1.01

 

При приобретении мат.ценностей подотчётным лицом выдаётся аванс (д71 – к50), при этом при получении мат.ценностей в учёте отражается запись д08,10,41 – к71, д19 – к71 (НДС одновременно). Если работник затратил большую сумму, чем аванс, при предоставлении авансового отчёта ему погашается задолженность. Если аванс превышает сумму расходов, работник должен внести излишнюю сумму в день предоставления авансового отчёта. Если работник не внёс излишки аванса в кассу или на р/с, то эта сумма может быть удержана из з/п работника (д70 – к71).

Для обобщения информации о расчётах с поставщиками и подрядчиками используется счёт 60 (А-П). Учёт на счёте 60 ведётся с учётом рекомендованных субсчетов в разрезе каждого поставщика и подрядчика. Счёту 60 рекомендованы следующие субсчета:

  • 60.1 – расчёты с поставщиками по авансам выданным
  • 60.2 – расчёты с поставщиками за поставленные ценности в рублях
  • 60.3 – расчёты с поставщиками по авансам, выданным в валюте
  • 60.4 – расчёты с поставщиками за поставленные ценности в валюте
  • 60.5 – расчёты по векселям выданным

При поступлении мат.ценностей от поставщиков по дебету отражается счета мат.ценностей и НДС, при этом счёт 60 кредитуется (д08,10,41 – к60, д19 – к60). По дебету счёта 60 отражается погашение обязательств (д60 – к50,51,52,55).

Если поставщику был выдан аванс в момент поставки происходит перезачёт аванса. При этом в отчёте отражаются записи:

ü выдан аванс поставщику в рублях на сумму 5 900р. д60.1 – к51,

ü получены материалы 10 000 д10 – к60.2

ü выделен НДС 1 800р. д19 – к60.2

ü зачтён ранее выданный аванс 5 900р. д60.2 – к60.1

ü произведён окончательный расчёт за материалы 5900р. д60.2 – к51

Многие предприятия приобретают мат.ценности и товары по счетам, выставленным в условных единицах. Учёт таких обязательств производится в рублях на дату поставки и дату оплаты, при этом могут возникать курсовые разницы.

Пример: 10 января получен товар на сумму 2 000у.е. по курсу 25р.за 1у.е. 15 января – товар полностью оплачен, по текущему курсу 27р. за 1у.е. Стоимость товара 42 373р.

Операция Сумма Дебет Кредит
1.Получен товар 42 373р. 60.4
Выделен НДС 7 627р. 60.4
2.Товар оплачен 54 000р. 60.4
3.Списана курсовая разница 4 000р. 60.4

 

Учёт расчётов с покупателями и заказчиками ведётся на счёте 62 (А-П). к счёту 62 открываются следующие субсчета:

ü 62.1 – расчёты по авансам, полученным в рублях

ü 62.2. – расчёты с покупателями в рублях

ü 62.3 – расчёты по авансам, полученным в валюте

ü 62.4 – расчёты с покупателями в валюте

ü 62.5 – расчёты по векселям полученным

Дебитовые обороты по счёту 62 означают отгрузку и реализацию продукции, товаров, услуг. Кредитовые обороты по счёту 62 отражают задолженность организации. При реализации продукции или товаров в учёте отражается запись д62 – к90.1. При погашении задолженности отражается запись д51 – к62. На счёте 62 могут отражаться авансовые платежи. Авансовые платежи отражаются аналогично учёту расчётов авансов с поставщиками.

Учёт расчётов с учредителями отражается по счёту 75. К счёту 75 открывают 2 субсчета:

ü 75.1 – расчёты с учредителями по вкладам в уставной капитал

ü 75.2 – расчёты с учредителями по дивидендам

Величина уставного капитала объявляется в момент регистрации предприятия, при этом объявляется задолженность учредителей, которая отражается записью д75.1.01 – к80, д75.1.02 – к80. Учёт ведётся в разрезе каждого учредителя. В соответствии с законодательство учредители должны погасить задолженность в течении 12 мес.с момента образования организации. Погашение задолженности отражается записями д08,10,41,50,51,52 – к75.1 с соответствующей аналитикой. На втором субсчёте отражаются начисленные дивиденды по результатам деятельности за отчётный год, при этом в учёте отражается запись д84(нераспределённая прибыль) – к75.2 с соответствующей аналитикой ,если учредители являются сотрудниками предприятия, то расчёты с такими сотрудниками по дивидендам возможно осуществлять по счёту 70 – выделен соответствующий субсчёт (д84 – к70 с соотв.субсчётом и аналитикой)