Учет материально-производственных запасов

1. Понятие и класс-ция материально-производственных запасов (МПЗ)

2. Учет материально-производственных запасов

1) Учет и оценка материалов

2) Учет и оценка товаров

3) Учет производственных затрат и готовой продукции

4) Учет незавершенного производства (НЗП)

5) Учет прочих запасов

3. Учет формирования резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

 

27.10.2010

1. МПЗ – это совокупность активов, используемых в качестве материалов, сырья, комплектующих для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, предназначенных для продажи или для управленческих нужд. В БУ МПЗ отражаются в соответствии с ПБУ 5 (кроме незавершённого производства). в зависимости от роли МПЗ в производственном процессе их подразделяют на следующие группы:

ü Материалы

ü Животные на выращивании и откорме

ü Полуфабрикаты

ü Незавершённое производство

ü Товары

ü Готовая продукция

Внутри каждой группы выделяют виды, сорта и марки запасов.

МПЗ принимаются к учёту по фактической стоимости. Фактическая стоимость зависит от вида поступления запасов:

v Фактическая стоимость приобретённых запасов состоит из стоимости приобретения и транспортно-заготовительных затрат без НДС.

v Фактическая стоимость произведённых запасов состоит из затрат на их производство.

v Фактическая стоимость запасов, внесённых в качестве вклада в уставный капитал состоит из согласованной стоимости запасов и транспортно-заготовительных затрат без НДС.

v Безвозмездно полученные запасы принимаются к учёту по рыночной стоимости на дату поступления с учётом транспортно-заготовительных затрат без НДС.

К транспортно-заготовительным затратам относятся: погрузочно-разгрузочные работы, плата за хранение запасов в местах поступления, расходы на командировки, связанные с приобретением МПЗ.

В БУ транспортно-заготовительные затраты отражаются 3 способами:

1. Отражаются обособленно на счёте 15 (заготовление мат.ценностей). Данный способ используются организации, которые ведут учёт запасов в учётных ценах

2. Транспортно-заготовительные затраты учитываются на отдельном субсчёте счёту 10. В этом случае списание транспортно-заготовительных затрат происходит в момент отпуска запасов пропорционально стоимости отпущенных запасов

3. Транспортно-заготовительные затраты учитываются на счёте 10 и включаются в состав поступивших материалов. Данный способ используют организации с небольшой номенклатурой материальных ценностей, если транспортно-заготовительные затраты имеют существенное значение для каждого вида запасов

На складе каждому объекту МПЗ присваивается номенклатурный номер и отводится специальное место хранения. По видам МПЗ открываются инвентарные карточки (типовая форма). Отпуск материала со склада оформляется накладными или лимитно-заборными картами. По окончании отчётного периода бухгалтерия составляет ведомость учёта движения МПЗ по каждому наименованию.

Для учёта МПЗ в БУ используются следующие счета: 10(субсчета по видам материалов), 11, 15, 16, 20, 21, 40, 43, 002(мат.ценности, принятые на ответственное хранение).

2. Материалы – это разнообразные вещественные элементы, используемые для производства предметов труда и полностью переносящие свою стоимость на стоимость выпущенной с их помощью продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

В соответствии с ПБУ5 учёт поступления материалов отражается 2 способами:

Ø По фактическим затратам (только с использованием счёта 10)

Ø По учётным ценам (с использованием счетов 15 и 16)

При первом способе все затраты, связанные с поступлением материалов накапливаются по дебиту счёта 10, при этом кредитуются следующие счета: 60(от поставщика без НДС), 71(от подотчётных лиц без НДС), 75(от учредителей), 70 и 69(при учёте затрат на погрузочно-разгрузочные работы), 76(при учёте затрат на услуги посредников), 98(при безвозмездном получении материалов). При отпуске материалов со склада отражается запись д20,23,25,26,44 – к10.

Пример. Учёт поступления материала по фактическим затратам.

Содержание хоз.операции Сумма Дебет Кредит
Поступили материалы от поставщика
  НДС
Поступили материалы от учредителя
Поступили материалы от подотчётного лица
  НДС
Учтены транспортные расходы 60/76
  НДС 60/76
Отпущены материалы в основное производство

 

При использовании второго способа по учёту все затраты, связанные с поступлением материалов, накапливаются по дебиту счёта 15. В момент поступления материала на склад учётная стоимость переносится на счёт 10 и отражается записью д10 к15, отклонения списываются на счёт 16, при этом возможно 2 записи (д16 к15 – если списываются положительные отклонения, д15 к16 – если списываются отрицательные отклонения). При отпуске материалов одновременно отражается 2 записи: д20,23,25,26,44 – к10 на учётную стоимость отпущенных материалов и д20,23,25,26,44 – к16 на сумму отклонений в стоимости материалов. Отклонения фактической стоимости материалов от учётных цен распределяют между израсходованными и оставшимися на складе материалами в соответствии со средним процентом отклонения (пропорционально стоимости материалов и учётных цен).

 

Пример. Учёт материалов с использованием счетов 15 и 1 (по учётным ценам).

Остаток материалов на складе 1300р., из них 1200р. – учётная цена, 100р. – отклонение в стоимости материалов.

Содержание хоз.операции Сумма Дебет Кредит
Поступили материалы от поставщика(уч.ст. 1500р.;откл. 120р.)
  НДС
Учтены транспортные расходы по доставке 60/76
  НДС 60/76
Поступили материалы от подотчётного лица(уч.ст. 1000р.; откл. -50р.)
  НДС
Материал оприходован (поступил) по учётным ценам
Списаны отклонения стоимости материалов
Отпущены материалы в основное производство по учётным ценам
Списаны отклонения по отпущенным материалам  

 

Расчёт отклонения, подлежащих списанию

 

Показатель Учётная стоимость Отклонение Средний % отклонения Фактическая стоимость
Остаток +100  
Поступление +250  
Остаток+поступление +350 (350/3700)*100=9,5%
Отпуск материалов 2000*9,5%=+190 9,5%

При отпуске материала в соответствии с ПБУ5 возможны следующие варианты:

1. Учёт материалов производится по себестоимости единицы каждого материала (используется в производства, использующих драг.металлы и камни)

2. Материалы учитываются по средней себестоимости видов материалов (определяется средняя цена единицы материала, а определяется она как отношение общей стоимости материалов к общему количеству)

3. Учёт материалов по себестоимости первых по времени закупок (отпуск материала осуществляется начиная с первой поступившей партии по цене приобретения)

4. Учёт материалов по себестоимости последних по времени закупок (отпуск осуществляется по цене приобретения начиная с последней партии)

В условиях инфляции наиболее выгоден последний метод, т.к. увеличивает стоимость материалов, включаемых в себестоимость продукции, а чем больше себестоимость продукции, тем меньше налоги. С точки зрения отображения реальности хозяйственных процессов наиболее объективен третий способ.

Излишки материалов могут быть реализованы, при этом в учёте отражается запись д62 – к91. Одновременно начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет записью д91 – к68. Материалы могут выбывать в случае безвозмездной передачи, при этом в учёте отражаются записи д91 – к10 (на фактическую стоимость материалов), д91 – к68 (на сумму НДС со стоимости передаваемых материалов). Материалы, выбывшие в результате стихийных бедствий списываются записью д99 – к10. Материалы, внесённые в уставный капитал сторонней организации отражается записью д76 – к10.

 

2.2.Товары – это часть материально-производственных запасов, полученных или приобретённых от сторонних лиц и предназначенная для продажи без дополнительной обработки. Для учёта товаров в БУ используется счёт 41. К счёту 41 открываются субсчета 41.1(товары на складах), 41.2(товары розничной торговли), 41.3(тара порожняя и подтовары).

Поступление и выбытие товара отражается в товарном отчёте, который составляет материально-ответственное лицо каждые 3,5,10 дней.

Приобретённые товары принимаются к учёту 2 способами:

v С использованием счёта 41 по цене приобретения

v С использованием счетов 41 и 15 по фактическим затратам

Традиционно в национальной системе учёта используется первый способ. Торговые организации для учёта издержек обращения используют счёт 44, на котором отражается учёт трудовых затрат(з/п и страх.взносы), транспортные затраты, амортизация торгового оборудования, расходы на сортировку и фасовку товара, расходы на спецодежду.

Пример. Учёт поступления и реализации товара при оптовой торговле.

Содержание хоз.операции Сумма Дебет Кредит
Поступили товары от поставщика 100ед.
  НДС
Учтены транспортные расходы по доставке 60/76
  НДС 60/76
Товары реализованы 50ед.
  НДС по реализации
Списана себестоимость приобретённого товара
Списаны издержки обращения
Определён финансовый результат 90.5
Д 90 К 90  
 
   
   
 
             

Если используется 2 метод все затраты, связанные с поступлением товара накапливаются по д15, затем товар по стоимости приобретения списывается на счёт 41, а отклонения в стоимости товара рассматриваются как издержки обращения и списываются на счёт 44.

 

Учёт товаров в розничной торговле имеет свои особенности. Учёт товаров ведётся либо по покупным, либо по продажным ценам. В первом случае товары числятся в учёте по счёт 41 по стоимости приобретения, наценка производится в момент реализации. Во втором случае наценка товара производится в момент поступления товара на склад. На территории РФ наиболее распространён второй способ.

Пример. Учёт поступления и реализации товара при розничной торговле.

Содержание хоз.операции Сумма Дебет Кредит
Поступили товары от поставщика 100ед.
  Выделен НДС
Учтены транспортные расходы по доставке 60/76
  Выделен НДС 60/76
Произведена торговая наценка товара
Товары реализованы (100ед.) 90.1
Поступили ден.средства от покупателей
Списана себестоимость реализованного товара 90.2
Сторнирована торговая наценка 90.2
Начислен НДС по реализации 90.3
Определён финансовый результат 90.5
Д 90 К 90  
 
-3000    
   
 
             

 

10.11.2010

Учёт затрат на производство. Для эффективной организации производства необходима точная и своевременная информация о составе и величине затрат. В БУ выделяют 2 направления учёта затрат:

  • Надоговый учёт затрат – состав и размер затрат, включаемых в себестоимость регламентируется НК РФ.
  • Финансовый учёт затрат - затратами считаются все фактически произведённые расходы

Для правильного формирования себестоимости необходима грамотная классификация затрат. Затраты можно классифицировать по 5 признакам:

  1. По способу отнесения на себестоимость. Выделяют прямые(непосредственно включаются) и косвенные(26 счёт) затраты
  2. По характеру участия в процессе производства. выделяют основные (непосредственно необходимы для производства) и накладные (необходимы для управления) затраты
  3. По отношению к производственному процесс. Выделяют технологические (непосредственно производство) и нетехнологические (на управление) затраты
  4. По отношению к объёму производства. выделяют условно постоянные (постоянны для объёма производства, на пример аренда) и условно переменные (мат.затраты)
  5. По объёму учитываемых затрат. Выделяют производственные (непосредственно на производство и управление) и внепроизводственные (на реализацию) затраты

Предприятие самостоятельно, исходя их специфики деятельности выбирает метод учёта затрат. Метод учёта затрат – это система приёмов и способов организации сбора, учёта и обработки информации о затратах. На сегодняшний день выделяют 3 основных метода учёта затрат:

Ø Пообъектный учёт затрат – при группировке затрат по объектам учёта возможно 3 варианта учёта:

ü Попроцессный вариант учёта затрат – используется в отраслях с разделением тех процессов на отдельные стадии. Объектом учёта являются стадии обработки сырья и материалов (механическое производство)

ü Попередельный вариант учёта затрат – его считают разновидность попроцессного варианта учёта затрат, используется в материалоёмких производствах, чаще всего при нефтепереработке. Учитывают затраты по видам продукции и стадиям обработки.

ü Позаказный вариант учёта затрат – наиболее простой, в мелкосерийном производстве используется

Ø Учёт затрат в соответствии с полнотой – в зависимости от полноты охвата затрат выделяют 2 варианта их учёта:

ü Учёт затрат по полной себестоимости – предусматривает учёт всех фактически произведённых затрат на счёте 20

ü Учёт затрат по неполной себестоимости – предусматривает разделение затрат на производственные затраты (счёт 20) и затраты периода, связанные с управлением производства, накапливаемые на счёте 26. По окончании учётного периода общехоз.расходы списываются на уменьшение прибыли. Использование данного варианта учёта затрат соответствует требованиям налогового законодательства и позволяет оперативно контролировать не только состав затрат, но и соотношение производственных затрат и затрат текущего периода.

Ø По оперативности учёта и контроля за затратами – в зависимости от оперативности контроля и учёта затрат различают:

ü Учёт фактических затрат (все затраты отчётного периода) – традиционно для РФ

ü Учёт нормативных затрат(смета нормативных затрат и ежемесячно отслеживаются отклонения)

В БУ для отражения затрат используются счета с 20 по 29.

Счёт 20 – основное производство, на нём ведётся учёт затрат в разрезе подразделений и номенклатуры выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Счёт 20 имеет двойственную структуру: с одной стороны это калькуляционный счёт, на котором собираются все виды затрат на производственную продукцию, с другой стороны это материальный счёт, т.к. остатки по счёту 20 показывают величину незавершённого производства. Затраты на счёте 20 в течении отчётного периода отражаются в корреспонденции со счетами д20 – к10,16,21,70,69,60,76,25. При выпуске готовой продукции в учёте отражается запись д40,43 – к20. Остаток по счёту 20 – это величина незавершённого производства. Оценка незавершённого производства проводится в соответствии с требованиями учётной политики.

Счёт 23 – используется для затрат в вспомогательном производстве: электросети, котельня. В течении отчётного периода затраты накапливаются по счёту 23(д), по окончании отчётного периода затраты списываются на основное производство пропорционально объёму выполненных работ д20 – к23. Остатка по счёту 23 на конец отчётного периода НЕТ.

Счёт 29 – обслуживающее хозяйство, на этом счёте отражаются затраты, которые не связаны с основной деятельностью: турбаза, столовая. В течении отчётного периода затраты накапливаются по д29, по окончании периода затраты списываются на уменьшение прибыли д90.2 – к29. Остатка по счёту 29 быть не может.

Счёт 25 – общепроизв.расходы, накапливаются косвенные расходы периода: расходы на содержание наладчика, мастера, на освещение, отопление цеха. Все затраты накапливаются по д25, затем по окончании периода затраты списываются на себестоимость выпущенной продукции, при этом они распределяются пропорционально выбранной базе. В качестве базы распределения могут выступать материалы, отпущенные в основное производство или з/п основных работников, занятых выпуском продукции. д25 – к 10,21,69,60,76. Счёт должен быть закрыт

Счёт 26 – общехоз.расходы, на этом счёте отражаются затраты непроизв.характера: затраты на содержание администрации, на проведение аудиторских проверок и т.д. в течении периода накапливается по д 26, затем в зависимости от методики учёта затрат списываются либо на счёт 90, либо списываются на счёт 20 (д90.2 к26, д20 к26). Остаток по счёту 26 отсутствует.

Счёт 28 – брак в производстве. Различают 2 вида брака: исправимый и неисправимый. В случае обнаружения исправимого брака в учёте отражаются следующие записи

Содержание хоз.операции Сумма Дебет Кредит
Выявлен исправимый брак
Отпущены материалы на исправление брака
Начислена з/п за исправление брака
Начислены страх.взносы по исправлению брака
Списана сумма брака на виновное лицо
Списаны затраты по исправлению брака

 

В случае обнаружения неисправимого брака в учёте отражаются следующие записи:

Содержание хоз.операции Сумма Дебет Кредит
Выявлен неисправимый брак
Получены материалы от окончательного брака
Списана на виновное лицо сумма окончательного брака

 

Остатка по счёту 28 быть не должно.

Для управленческого учёта в плане счетов зарезервированы счета с 30 по 39.

Состав и методика управленческого учёта разрабатываются руководством предприятия.

Готовая продукция – это часть материально-производственных запасов, полностью законченных обработкой, соответствующих условиям поставки и переданных на склад. Себестоимость готовой продукции может быть рассчитана по следующей формуле ГП=НЗПн+З-В-НЗПк. (З – затраты, В – возврат). Учёт готовой продукции в соответствии с требованиями законодательства ведётся либо по учётным ценам с использованием счёта 40 (выпуск продукции), либо по фактической производственной себестоимости с использованием счёта 43 (готовая продукция).

Основная сложность учёта готовой продукции состоит в том, что при поступлении на склад фактическая стоимость продукции не известна. В течении отчётного периода продукция учитывается по нормативной стоимости и лишь по окончании периода формируются отклонения фактической стоимости от нормативной. При первом способе плановая или нормативная себестоимость выпущенной продукции отражается по к40 в корреспонденции со счётом 43, при этом по д40 отражается фактическая стоимость продукции в корреспонденции со счётом 20. Разница дебитовых и кредитовых оборотов составляет отклонение в стоимости готовой продукции. Счёт 40 на конец периода остатка не имеет, отклонение в стоимости продукции списывается на уменьшение прибыли.