Формы бух. учета!!!!!!!!!!!!!!!!!

Найти: документация, инвентаризация.

Определение документа, 7 реквизитов первичного док-та в соотв-вии с ФЗ, класс-ция док-ов, понятие инвентаризации, этапы и виды инвентаризации ,случаи проведения, отражение недостачи.

 

29.09.10

Учет основных средств (ОС)

1. Понятие и класс-ция основных средств

2. Учет поступления основных средств

3. Учет амортизации основных средств

4. Учет восстановления основных средств

5. Учет выбытия основных средств

6. Учет аренды основных средств (входит как в восстановление, так и в выбытие)

 

1. Орг-ция учета основных средств излагается в положении по БУ № 6 «Учет ОС».

Основные средства– это часть имущества, используемая в качестве средств труда при выполнении работ, оказании услуг, а также для целей управления в течение периода, превышающего 12 месяцев. В соотв-вии с ПБУ 5 объект принимается к учету, как ОС, если объект используется для выполнения работ, оказания услуг или в целях управления: Если срок полезного использования объекта превышает 12 месяцев, если в предприятии не предполагается перепродажа объектов и если использование объекта приносит эк. выгоды. Единицей учета ОС явл. инвентарный объект – объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или комплекс предметов, предназначенный для выполнения опред. работы.

При поступлении ОС каждому объекту присваивается инвентарный номер. Поступление объектов оформляется унифицированной формой ОС 1. Текущий учет ОС ведется в инвентарных карточках.

Для эф-го учета и использования ОС введен общероссийский классификатор ОС. В соотв-вии с ним ОС группируются по 5 признакам:

· По отраслевому признаку: пром-ть, с/х. мед.

· По назначению: производственные и непроизводственные

· По видам: здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, измерительные приборы

· По степени использования: ОС, находящиеся в эксплуатации, ОС в запасе, ОС на консервации, ОС на стадии достройки или наладки

· В зав-ти от прав на объекты: ОС, принадлежащие на праве собственности, ОС, полученные в оперативное управление, арендованные ОС.

При учете ОС используется первоначальная стоимость объекта, кот. формируется в момент поступления или создания объекта и зависит от вида поступления. Также используется остаточная стоимость, кот. формируется как разница первоначальной стоимости и накопленной амортизации. Ликвидационная стоимость - стоимость полезных отходов, полученных при ликвидации объекта и принятых к учету о рыночной стоимости.

 

2. Учет поступления ОС.

ОС в БУЦ на активном балансовом счете 01, кот. так и называется ОС, при этом все ОС делятся на две большие группы:

· ОС, требующие монтажных и доводочных работ - изначально отражаются по счету 07, все затраты, связанные с поступлением объектов переносятся на счет 08 в момент передачи монтажной орг-ции или в момент начала наладки на стройке и затем переносятся на счет 01 в момент передачи объекта в эксплуатацию

· ОС, не требующие монтажных и доводочных работ. Все затраты, связанные с поступлением объекта, не требующих монтажных и доводочных работ накапливаются на счете 08 и затем переносятся на счет 01 в момент передачи объекта на эксплуатацию или в момент принятия объекта на баланс.

Поступление объекта происходит в след. случаях:

- покупка или приобретение за платы,

- создание собственными силами,

- в качестве взноса в уставный капитал,

- в случае безвозмездного получения

- в случае аренды.

Первоначальная стоимость объекта, приобретенного за плату складывается из стоимости объекта, расходов на доставку и доводку объекта до рабочего состояния без НДС.

Пример: поступление объекта, не требующего доводочных работ

 

Номер Содержание операции Сумма Дебит Кредит
1. Поступил объект ОС
2. НДС
3. Учтены расходы транспортной орг-ции
4. НДС по транспортным услугам
5. Учтены расходы по оплате посредника
6. НДС по консультированию
7. Учтены расходы по регистрации
8. НДС
9. Объект принят на баланс

 

Пример: Поступление объекта, требующих доводочных работ

Номер Содержание операции Сумма Дебит Кредит
1. Поступил объект ОС
2. НДС
3. Учтены транспортные расходы
4. НДС
5. Учтены расходы по оплате посредника
6. НДС по консультированию
7. Объект передан в монтаж
8. Учтены расходы монтажной орг-ции
9. НДС
10. Учтены расходы по регистрации объекта
11. НДС
12. Объект принят на баланс

д08 к07 12600

Дебит Кредит

Если доводка или монтажные работы осущ-ся собственными силами, в учете отражаются след. записи:

ü д08 к70 начислена ЗП работникам, осущ-им доводочные наладочные работы

ü д08 к69 начислены соц.страховые взносы на ЗП работникам, осущ-им доводочные наладочные работы.

ü д08 к10 отпущены собственные материалы на доводку объекта.

При создании объекта его первоначальная стоимость состоит из затрат на его создание, его доводку, наладку, регистрацию и все это без НДС.

 

Пример: создание объекта ОС силами сторонней орг-ции

 

Номер Содержание операции Сумма Дебит Кредит
1. Начислена оплата строительной орг-ции за возведение объекта 60/76
2. НДС 60/76
3. Учтены материалы, используемые при возведении объекта
4. Учтены расходы на регистрацию объекта
5. НДС
6. Объект принят на баланс

 

Если создание и возведение объекта осущ-ся собственными силами в учете отражаются записи:

Ø д08 к70 начислена ЗП работникам, занятым в возведении объекта

Ø д08 к69 начислены страховые взносы на ЗП работникам, занятым строительством

Ø д08 к02 начислена амортизация собственного оборудования, занятого в строительных работах

Ø д08 к26 учтены расходы на содержание управленческого аппарата.

 

Поступление объекта, как взнос в уставной капитал.

Первоначальная стоимость объекта складывается из согласованной стоимости, но не выше рыночной, из стоимости услуг посредника без НДС и транспортных расходов без НДС. В учете отражаются записи:

- если объект не требует доводочных и монтажных работ д08 к75

- если объект требует доводочных работ д07 к75

 

Безвозмездное получение: первоначальная стоимость объекта складывается из рыночной стоимости объекта на дату поступления, транспортных расходов без НДС, регистрац. расходов без НДС и расходов на доводку объекта без НДС.

Пример: учет безвозмездно поступившего объекта основных средств

 

Номер Содержание операции Сумма Дебит Кредит
1. Поступил объект ОС
2. Учтены транспортные расходы
3. НДС
4. Учтены регистрационные расходы
5. НДС
6. Объект принят на баланс

 

3. Учет амортизации ОС

В процессе эксплуатации объектов ОС происходит их моральный и физический износ. Амортизация– процесс погашения стоимости объекта ОС путем списания первоначальной стоимости объекта на издержки производства. В соотв-вии с ПБУ № 6 все объекты ОС при начислении амортизации разбиваются на 4 группы:

1) Объекты, кот. не амортизируют – их потребительские свойства не меняются со временем (земельные участки, произведения искусства)

2) Объекты изнашиваются, но согласно законодательству, не амортизируют (жилищный фонд, объекты внешнего благоустройства, многолетние насаждения, продуктивный скот)

3) Объекты, стоимость кот. списывается по мере отпуска в произв-во. Объекты, стоимостью до 10000 рублей списываются сразу по мере отпуска

4) Объекты, кот. амортизируют. В БУ амортизация начисляется след. способами:

o Линейный (равномерного списания)

o Способ уменьшаемого остатка

o Способ списания стоимости объекта по сумме чисел лет полезного срока использования (кумулятивный способ)

o Способ списания стоимости объекта, пропорционально объему выпущенной продукции или оказанных услуг.

В налоговом учете используется линейный способ и нелинейный способ. Для всех объектов изначально используется линейный, а затем по мере эксплуатации нелинейный.

Амортизация начисляется ежемесячно, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету. Амортизация прекращает начисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия или списания объекта. Полезный срок использования объекта устанавливается руководством предприятия исходя из документации на объект или возможного фактического срока эксплуатации. Амортизация в БУ отражается на счете 02. Начисление амортизации отражается записью – д20, 23, 25, 26, 44 к02. При начислении амортизации дебитуются счета тех структурных подразделений, где эксплуатируется объект. Амортизация по объектам ОС, используемым для подготовительных работ при освоении новых видов продукции нач-ся записью д97 к02.

 

8.10.10 г

 

4. Учет восстановления основных средств

В процессе эксплуатации ОС теряют свои качества. Для их восстановления используют: модернизацию, реконструкцию и ремонт.

Реконструкция– переустройство объекта основных средств, связанная с повышением технико-экономических показателей. Модернизация– переустройство объекта, связанное с изменением его технологического назначения. Затраты на реконструкцию и модернизацию увеличивают первоначальную стоимость объекта. Ремонт – процесс восстановления утраченных функций. Ремонт делится на:

· Текущий - затраты по текущему ремонту относятся на счета тех структурных подразделений, где объект эксплуатируется

· Капитальный - затраты по капитальному ремонту ОС увеличивают первоначальную стоимость

Ремонт как капитальный так и текущий может осущ-ся как собственными силами, так и силами сторонней орг-ции.

При учете затрат по текущему ремонту отражаются записи:

д 20, 23, 25, 26, к 10, 70, 69 (если собственными силами)

д 20, 23, 25, 26, к 60, 76 (если силами сторонней организации)

д 19 к 60, 76 (НДС)

при учете затрат по капитальному ремонту отражаются след.записи:

д 08 к 10, 70, 69 (если собственными силами)

д 08 к 60, 76 (если силами сторонней организации)

д 19 к 60, 76 (НДС)

+ д 01 к 08

На большинстве предприятий для равномерного покрытия затрат на ремонт ежегодно в нач. кажд. календа. года формируется резервный фонд по счету 96. В этом случае в учете ежемесячно отражаются начисления в резервный фонд. Дебетуются счета структурных подразделений, где эксплуатируются объекты, подлежащие ремонту, а кредитуется счет 96: д20, 23, 25, 26 к 96 (накапливаем резервный фонд); д96 к10, 70, 69 (тратим резервный фонд); д 96 к60, 76.

Чаще всего ремонтные работы осущ-ся в летние месяцы, когда резервный фонд в полном объеме еще не сформирован. В этом случае недостающие средства списываются на счет 97: д97 к10, 70, 69. По окончании года, когда резерв полностью сформирован, отражается запись: д96 к97 для окончательного покрытия затрат на ремонт.

 

5. Учет выбытия основных средств

Объекты основных средств учитываются на счете 01. 01.1 – ОС в эксплуатации, 01.2 – выбытие ОС, 01.3 – консолидация ОС.

Учет выбытия ОС отражается по кредиту активного балансового счет 01 – основные средства. Финансовые результаты, полученные в результате выбытия объекта отражаются на счете 91 – прочие доходы и расходы. Выбытие объекта ОС происходит в след. случаях:

1) Продажа

2) Выбытие в результате ветхости или морального износа

3) Безвозмездные передачи

4) Передача в аренду

5) Взнос в уставной капитал других предприятий

6) В результате чрезвычайных событий.

 

При продаже доходом признается сумма, указанная в договоре. Расходом является остаточная стоимость объекта, расходы по ликвидации объекта без НДС, транспортные расходы на доставку объекта до покупателя без НДС, НДС со стоимости реализации.

Пример: реализован объект ОС первоначальной стоимостью 60000 рублей с накопленной амортизацией 10000 рублей.

Номер Содержание операции Сумма Дебит Кредит
1. Реализован объект ОС
2. Начислен НДС по реализации
3. Списана первоначальная стоимость объекта ОС 01.2 01.1
4. Списана накопленная амортизация 01.2
5. Списана остаточная стоимость объекта ОС 01.2
6. Определен финансовый результат реализации

 

Д-т К-т

14400 94400

64400 94400

 

При списании объекта в связи с моральным износом доходом является рыночная стоимость материалов, полученных при демонтаже объектов. Расходом является остаточная стоимость объекта, расходы на ликвидацию объекта без НДС и транспортные расходы без НДС.

Пример:списан объект ОС в связи с моральным износом. Первоначальная стоимость – 94400, накопленная амортизация – 90000.

Номер Содержание операции Сумма Дебит Кредит
1. Списана первоначальная стоимость объекта 01.2 01.1
2. Списана накопленная амортизация 01.2
3. Списана остаточная стоимость 01.2
4. Определен результат выбытия

 

Если объект требует демонтажа в учете отражаются следующие записи:

Номер Содержание операции Сумма Дебит Кредит
1. Списана первоначальная стоимость объекта 01.2 01.1
2. Списана накопленная амортизация 01.2
3. Списана остаточная стоимость 01.2
4. Начислена зарплата работникам за демонтаж
5. Начислены страховые взносы
6. Получены материалы при демонтаже
7. Определен финансовый результат по выбытии объекта

 

Д-т К-т

4400 1500

5660 1500

 

При списании объектав связи с полным износом доходом признается рыночная стоимость материалов, полученных при демонтаже. Расходом признается расходы по ликвидации объекта без НДС.

 

Пример: списан объект ОС в связи с полным износом. Первоначальная стоимость 94400, накопленная амортизация – 94400.

Номер Содержание операции Сумма Дебит Кредит
1. Списана первоначальная стоимость объекта 01.2 01.1
2. Списана накопленная амортизация 01.2
3. Начислена зарплата работникам за демонтаж
4. Начислены страховые взносы за демонтаж объекта
5. Определен результат списания объекта

При безвозмездной передаче объекта доход отсутствует, расходом являются ОС объекта, расходы по передаче объекта без НДС, НДС с остаточной стоимости передаваемого объекта (в соотв-вии со статьей 146 НК РФ безвозмездная передача считается реализацией и подлежит обложению НДС).

 

Пример: передан безвозмездно объект ОС первоначальной стоимостью 60000 с накопленной амортизацией 10000 рублей.

Номер Содержание операции Сумма Дебит Кредит
1. Списана первоначальная стоимость объекта 01.2 01.1
2. Списана накопленная амортизация 01.2
3. Списана остаточная стоимость объекта 01.2
4. НДС на передаваемый объект
5. Определен результат от выбытия объекта

 

Д-т К-т

50000 ----

 

При внесении объекта ОС в уставный капитал другой организации доходом или расходом признается разница между договорной и остаточной стоимостью объекта.

Пример: предан объект ОС первоначальной стоимостью 60000 с накопленной амортизацией 10000 рублей в уставный капитал сторонней организации по договорной стоимости 90000 рублей.

Номер Содержание операции Сумма Дебит Кредит
1. Списана первоначальная стоимость объекта 01.2 01.1
2. Списана накопленная амортизация 01.2
3. Списана остаточная стоимость объекта 01.2
4. Передан объект ОС в уставный капитал сторонней организации
5. Определен результат от передачи объекта

 

Д-т К-т

50000 90000

 

Если объект выбывает в результате стихийных бедствий, доходом признается сумма страхового возмещения (если объект застрахован). Расходом является остаточная стоимость объекта и расходы по ликвидации.

 

Пример: выбыл объект ОС в результате наводнения. Первоначальная стоимость объекта 90000 рублей, накопленная амортизация – 10000 рублей.

Номер Содержание операции Сумма Дебит Кредит
1. Списана первоначальная стоимость объекта 01.2 01.1
2. Списана накопленная амортизация 01.2
3. Списана остаточная стоимость объекта 01.2
4. Признана страховое возмещение

 

Д-т К-т

80000 100000

80000 100000

 

6. Учет аренды основных средств

Аренда ОС в соотв-вии со статьей 606 ГК РФ оформляется договором и подразделяется на:

ü Краткосрочная (до 12 мес)

ü Долгосрочная (более 12 мес)

ü Лизинг – финансовая аренда.

Сданное в аренду имущество во учитывается у арендатора на за балансовом счете 001 – арендованные ОС. У арендодателя имущество, передаваемое в аренду учитывается по счету 01 – основные средства. Доходы от передачи имущества в аренду учитываются на счете (по кредиту) 91 – прочие доходы.

Ремонтные работы по объекту аренды могут производить как арендодатель, так и арендатор. Начисления и перечисления арендной платы отражаются записями:

Ø У арендатора: д20, 23, 25, 26, 44 к60, 76, выделяется НДС д19 к60, 76.

д60, 76 к51 – перечисления арендной платы

Ø У арендодателя:начисления арендной платы, включая НДС, д76 к91, выделяется НДС по арендной плате – д91 к68. Получена арендная плата – д51 к76.

Финансовая аренда или лизинг – разновидность долгосрочной аренды с правом выкупа объекта. Лизингодатель при приобретении имущества отражает все затраты на счетах 08 или 07 последующим списанием на счет 03 - доходные вложения в материальные ценности. Затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деят-ти отражаются записями: д20 к70, 69 при начислении зарплаты и страховых взносов; д20 к02 при начислении амортизации объекта ОС. Доходы от лизинговой деятельности отражаются на счете 90. Ежемесячно начисляются лизинговые платежи записью д62 к90. Выделяется НДС, подлежащая к уплате в бюджет д90 к68. Остаток по счету 90 переносится на счет 99 и показывает результат лизинговой деятельности. При возврате имущества лизингодателю объект принимается к учету по остаточной стоимости и отражается записью: д01 к03. У лизингополучателя полученное в лизинг имущество отражается на за балансовом счете 001 – арендованные основные средства. Если по условиям договора предусмотрена передача имущества лизингополучателю у лизингодателя отражаются записи: д76 к03 на сумму лизинговых платежей, д76 к98 на разницу между суммой лизинговых платежей и стоимостью лизингового оборудования.

 

13.10.10 г