Рейтинговые оценки деятельности организаций
Широко применяются методики рейтинговых оценок ряда авторов [24, 29, 34]. Две последние работы позволяют выбрать однозначно по аналитически рассчитываемому рейтингу предприятие.
Так Г.В. Савицкая [29] предлагает формировать сравнительный рейтинг ряда предприятий как сумму квадратов приведенных показателей . Лучшим из рассматриваемого ряда считается предприятие с наибольшей итоговой суммой. Приведенные показатели формируются как частное от деления значения показателя для конкретного предприятия на максимальное значение этого показателя из всего ряда сравниваемых предприятий. При наличии обоснованных весов показателей для реального ряда предприятий могут вводиться поправочные множители.
,
где ,
k – количество сравниваемых предприятий с номером j,
n – количество используемых показателей с номером i,
– весовой коэффициент i-го показателя.
При отсутствии все слагаемые не превышают единицы. В качестве показателей в [29] в авторской терминологии предлагается использовать коэффициенты ликвидности, коэффициенты оборачиваемости капитала, рентабельность активов, коэффициенты финансовой независимости и долю собственного капитала в оборотных активах.
Близким к предыдущему является рейтинговая оценка предприятия по методике А.Д. Шеремета и Е.В.Негашева [34]. Предприятия сравниваются по показателю , определяемому по выражению:
,
где все элементы аналогичны предыдущему выражению Г.В.Савицкой [29]. Лучшим считается предприятие с наименьшим значением .
Приведенные способы относительно просты для применения на практике. Однако в них ограничен набор используемых частных показателей и поэтому они более пригодны для экспресс-анализа. Кроме того, для их применения даже для экспресс-анализа показатели должны быть сопоставимыми по направлению влияния на инвестиционную привлекательность и по абсолютной величине наибольших значений для различных предприятий. Если эти условия не выполняются, то рейтинговая оценка будет иметь искаженное значение и потеряет собственный смысл. Для устранения всех указанных ограничений рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности предприятия должна определяться несколько более сложным выражением, учитывающим все существенные интересы пользователей.
Практические задания
Задача 1.Организация имела коэффициент автономии 0,6 и получила целевое финансирование, увеличившее значение III раздела баланса в 1,2 раза. Как изменится коэффициент автономии организации?
Задача 2.Текущие обязательства состоят из краткосрочного кредита в 200 000 руб. и кредиторской задолженности в 500 000 руб. Коэффициент абсолютной ликвидности организации составлял 0,33. Как изменится этот коэффициент, если взять дополнительны краткосрочный кредит в 300 000 руб.?
Задача 3.Текущие обязательства состоят из краткосрочного кредита в 200 000 руб. и кредиторской задолженности в 500 000 руб. Коэффициент быстрой ликвидности организации составлял 0,85. Как изменится этот коэффициент, если произойдет ликвидация дебиторской задолженности на сумму 100 000 руб.?
Задача 4.Текущие обязательства состоят из краткосрочного кредита в 200 000 руб. и кредиторской задолженности в 500 000 руб. Коэффициент текущей ликвидности организации составлял 1,5. Как изменится этот коэффициент, если произойдет поступление материальных средств на сумму 100 000 руб.?
Задача 5.Как изменится величина общей рентабельности, если при неизменной балансовой прибыли стоимость всех активов (оборотных активов) увеличится на 10%?
Задача 6. Выручка (нетто) составила 100 000 руб. Себестоимость реализованной продукции составила 30 000 руб. Общехозяйственные расходы составили 10 000 руб. Других доходов и расходов не отражено. Определить изменение рентабельности продаж при появлении расходов на рекламу в сумме 2 000 руб.
Задача 7.Взять за исходную информацию данные примера 14.1. Отразить получение краткосрочного кредита в 300 000 руб. Сравнить полученные варианты, определив величину рейтинга предприятия по методике [29].
Задача 8.Взять за исходную информацию данные примера 14.1. Отразить получение краткосрочного кредита в 300 000 руб. Сравнить полученные варианты, определив величину рейтинга предприятия по методике [33]. Сравнить полученные результаты с результатами задачи 7.