Инвентаризация материалов

Учет материалов в бухгалтерии

 

Существует множество методов учета материальных запасов в бухгалтерии, которые обеспечивают номенклатурно-количественный и стоимостной учет. Наибольшее распространение получил сальдовый метод учета материальных запасов. Бухгалтерия в качестве регистра учета материалов использует в этом случае складские карточки учета материалов.

В конце месяца представитель бухгалтерии выборочно проверяет достоверность учетного материала на складе. По каждому номенклатурному номеру выводится остаток и карточка подписывается представителем бухгалтерии. Остатки из всех карточек переносятся в документ «Ведомость остатка материалов за месяц». В бухгалтерии отраженное количество остатков таксируется, что позволяет сформировать стоимостные оценки всех остатков материалов.

 

 

Инвентаризация материалов выполняется планово инвентаризационной комиссией один раз в месяц, а также, при подозрении на недостоверность ведения учета либо при чрезвычайных обстоятельствах [21].

Порядок проведения инвентаризации материалов аналогичен проведению инвентаризации основных средств. Особенностью инвентаризации материальных запасов является одновременное опечатывание всех мест хранения и последовательный обход мест хранения инвентаризационной комиссией.

По результатам инвентаризации составляется опись фактически имеющегося имущества и сличительная ведомость.

При выявлении расхождений с данными документооборота составляется акт, фиксирующий недостачи либо излишки, который утверждается руководителем. На основании акта по распоряжению руководителя создается служебная комиссия для поиска виновных лиц. При выявлении виновных лиц с них в установленном порядке взыскивается возмещение недостач.

При согласии виновных лиц с результатами инвентаризации приказом руководителя устанавливается порядок возмещения недостачи. При отсутствии их согласия материалы передаются в суд.

Отражение в бухгалтерском учете недостачи и излишков, выявленных в результате инвентаризации, представлены в табл. 4.5.

 

 

Таблица 4.5
Журнал хозяйственных операций
Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Оценка, руб.
дебет кредит
1. Списана сумма недостачи материалов Сумма недостачи
2. Отражена задолженность работника по возмещению материального ущерба Сумма возмещения
3. Отражена разница рыночной стоимости объекта и остаточной стоимости недостающего объекта 98.4 Разница рыночной стоимости и остаточной стоимости
4. Недостача возмещена наличными денежными средствами Сумма возмещения
5. Сумма недостачи удержана из заработной платы виновного лица Сумма возмещения
6. Недостача возмещена материальными ценностями Сумма возмещения
7. Отражено списание сумм недостач при отсутствии конкретных виновников 91.2 Сумма недостачи
8. Организацией отражено списание выявленных сумм недостач и потерь в связи с чрезвычайной ситуацией 91.2 Сумма недостачи
Окончание табл. 4.5
Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Оценка, руб.
дебет кредит
9. Признан доход текущего периода по возмещенной недостаче 98.4 91.1 Разница рыночной стоимости и остаточной стоимости в доле возмещения
10. Оприходованы излишки неучтенных материалов 91.1 Рыночная стоимость

 

Пример 4.2. При проведении инвентаризации была выявлена недостача материалов в размере 10 000 руб. На виновное лицо было отнесено 2 000 руб. Руководитель определил следующий порядок возмещения: 2 месяца по 1 000 руб. из заработной платы. Составить бухгалтерские записи.

Решение представлено в табл. 4.6.

Таблица 4.6
Журнал хозяйственных операций
Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Оценка, руб.
дебет кредит
1. Отражена недостача материалов 10 000
2. Списана недостача на виновное лицо 2 000
3. Отражено списание суммы недостачи при отсутствии конкретных виновников 91.2 8 000
Окончание табл. 4.6
Журнал хозяйственных операций
Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов Оценка, руб.
дебет кредит
4. Удержана из заработной платы недостача в 1 месяце 1 000
5. Удержана из заработной платы недостача во 2 месяце 1 000