Барокко.Питер Пауль Рубенс. Харменс ван Рейн Рембрандт

Вопрос II

Барокко -(от итальянского буквально -причудливый, странный) зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI-сер. XVIII вв. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии. Человек в искусстве барокко предстает многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлеченным в круговорот и конфликты среды. Характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Стиль принято считать «триумфальным шествием западной культуры». Барокко — это своеобразная смена гуманистической классики и закономерного Возрождения. Барокко родился, как «стиль-приспособление» для знати и церкви дабы возвысить их значимость и состоятельность. В барокко человек представляется многомерным и многоплановым объектом со своим сложным внутренним миром, сопряженным с окружающей средой и всей вселенной. Архитектура преображалась причудливой пластикой фасадов и сложными криволинейными планами. Парадные интерьеры зданий украшались многоцветной лепкой, скульптурой и резьбой. Деформации подверглись также зеркала и плафоны. Зеркала создавали искаженную реальность, а плафоны в залах создавали иллюзии разверзшихся сводов.

Основные тематики барокко — это религиозные сюжеты, аллегории, мифология и портреты привилегированных господ.В России барокко был лишен некоего мистицизма католической церкви и обладал национальными особенностями. Кульминация этого стиля отлично отразилась в усадьбах Петербурга, Царского Села и Петергофа.

В первой половине 18 века барокко отдает честь легкому рококо. На этом этапе они сосуществуют и переплетаются. В 1770 году полностью вытесненный барокко уступает классицизму.

Основные представители: Диего Веласкес, Ян Вермеер, Караваджо, Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс.

Рубенс Питер Пауль(1577-1640), фламандский живописец. Глава фламандской школы живописи эпохи барокко. Родился в семье юриста. Получил разностороннее гуманитарное образование. Рано обратился к живописи. В 1600-08 жил в Италии, где изучал произведения Микеланджело, венецианских живописцев, братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, занял место главного придворного живописца. Уже в первых произведениях Рубенса, после возвращения на родину, проявилось стремление переработать впечатления от работ итальянских мастеров в духе национальных художественных традиций. Созданные Рубенсом в начале 1610-х гг. монументальные религиозные композиции, идущие стилистически в русле барокко ("Водружение креста", около 1610-11, и "Снятие со креста", около 1611-14), отмечены театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Вместе с тем в них пробиваются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, характерного для последующего творчества художника. В начале творчества Рубенс выполнил ряд парадных портретов в духе старых нидерландских реалистических традиций ("Автопортрет с Изабеллой Брант", 1609). Середина 1610-х гг. отмечена обращением Рубенса к классическим мотивам и традициям, поисками пластически совершенного воссоздания человеческой фигуры, ясности и монументальной цельности композиции. В 1612-20 складывается зрелый стиль художника. Обращаясь к темам античной и христианской мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, мифологических персонажей и животных, изображённые на фоне цветущей природы или величественной фантастической архитектуры, часто сплетаются в картинах в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой и страстным "языческим" жизнелюбием. Рубенс вводил в свои картины национальные и простонародные типы и как бы вразрез с религиозными представлениями эпохи любовно воссоздавал красоту обнажённого полнокровного человеческого тела, воспевая чувственную полноту и радость земного бытия ("Союз Земли и Воды", около 1618, "Персей и Андромеда", начало 1620-х г, "Похищение дочерей Левкиппа", около 1619-20). Картины этого времени отличаются многообразием композиции, гибким линейным ритмом, свежестью светлого, сверкающего колорита. Постепенно отказываясь от применения локальных цветов, Рубенс достигал исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов. Тёплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно- коричневые и мягкие зелёные оттенки сливаются в ликующую, праздничную и гармоничную красочную гамму. К 1615-20 Рубенс получил широкое признание и известность. Обширная мастерская художника выполняла по заказам европейской знати многочисленные монументально- декоративные композиции. В цикле картин для французской королевы Марии Медичи ("История Марии Медичи", около 1622-25, Лувр), отличающемся декоративным блеском живописи, Рубенс сочетал мифологические фигуры и иносказание с реалистическими элементами, что явилось новым словом в развитии исторической живописи. Он выполнил большое число парадных аристократических портретов, воссоздавая с исключительным мастерством и чувственной убедительностью физический облик и особенности характера модели (портреты Марии Медичи, около 1622-25, и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620). Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в том числе "Портрет камеристки инфанты Изабеллы" (около 1625), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов художник воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели. Около 1611-18 Рубенс выступил и в качестве архитектора. Существенное место в творчестве Рубенса занимает пейзаж. Используя приёмы "идеального" европейского пейзажа, он перерабатывал их в духе традиций национальной пейзажной школы. Свои пейзажи с гнущимися на ветру могучими деревьями, вздымающимися холмами, рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими поселянами. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или поэзии сельского бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью мягких приглушённых красок, они воспринимаются как обобщённый опоэтизированный образ фламандской природы ("Возчики камней", около 1620, "Пейзаж с радугой", около 1632-35). В 1626, потеряв свою первую жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью. В 1630-х гг. начался новый период творчества художника: Рубенс подолгу работал в приобретённом им замке. Тонкая жизненность и поэтическая одухотворённость, эмоциональный колорит свойственны многочисленным портретам второй жены художника - Елены Фаурмент ("Шубка", около 1638-40), иногда изображённой в виде мифологических персонажей ("Вирсавия", около 1635). Тематика произведений этого времени многообразна. Наряду с поэтическими пейзажами ("Пейзаж с заходом солнца", 1635-40, "Пейзаж с замком Стен", около 1636) он писал сцены деревенских празднеств, исполненные грубоватой правды и бурной захватывающей жизнерадостности ("Кермесса", около 1635-36). В этот период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной. Колорит его картин утрачивает многоцветность и отличается богатством красочных оттенков, выдержанных в горячей, эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Манера письма приобретает исключительную свободу и лёгкость. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом средств отмечен поздний автопортрет художника (около 1637-40). Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки (зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций и др.). Являясь преимущественно подготовительным материалом для живописи, они отличаются тонкой наблюдательностью, смелостью и лаконизмом, мягкостью и лёгкостью штриха. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских художников. Его влияние испытали также многие европейские художники XVIII-XIX вв. (А. Ватто, Ж. О. Фрагонар, Э. Делакруа, О. Ренуар и др.).