Учет выдачи заработной платы и пособий

Синтетический учет расчетов по оплате труда

Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на счете 70 «расчеты по оплате труда» по кредиту счета 70 отражают на основании документов по учету труда и выработки начисления по оплате труда пособий за счет отчислений на государственные, социальные страхования, пенсии и других аналогичных сумм а также доходов от участия в организации. По дебету счета 70 отражают удержание из начисленной суммы оплаты труда и доходов выдачи причитающихся сумм работникам и не выплаченные в срок суммы оплаты труда и доходов. Сальдо этого счета, как правило, кредитовое и показывает задолжность организации перед рабочими и служащими по заработной плате и другим указанным платежам.

Операции по начислению и распределению оплаты труда, включаемые в издержки производства и обращения, оформляют бухгалтерской записью по кредиту счета 70 и дебету счетов: 20, 25, 25, 26, 29, 28, 44, 45,91,97.

Пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет средств органов социального страхования отражают по дебету счета 69 и кредиту счета 70. Начисление сумм премий, материальной помощи, пособий, оплаты труда по работам производимых за счет средств целевого финансирования и в процессе получения прочих доходов отражают по дебету счетов 91, 84,86 и кредиту счета 70. начисление доходов работникам организации по акциям и вкладам его имущества оформляют по кредиту 70 и дебету 84. Учет удержаний из начисленной заработной платы отражают по дебету счета 70 и кредиту счетов:

· 68 на сумму НДФЛ

· 28 на суммы удержаний с виновников брака

· 73 на суммы за товары, проданные в кредит, по ссудам банков, по предоставленным займам на суммы взысканных в возмещении недостач уплаченных штрафов.

· 76 и другие счета

 

Выдачу заработной платы и пособий из кассы осуществляет по дебету 70 и кредиту 50 счетов. Не полученная в срок заработная плата оформляется следующей бухгалтерской записью дебит 70 и кредиту 76 счета. Остатки, не выданные в срок заработной платы (задепонированных сумм) по истечению 3 дней должны быть сданы в банк на расчетный счет. Последующие выплаты депонированной заработной платы осуществляют по расходному кассовому ордеру, и оформляется бухгалтерской записью по дебету 76 и кредиту 70.

 

Синтетический учет по взносам на социальное страхование и обеспечение

Страховые взносы на социальное страхование и обеспечение уплачиваются в соответствии с федеральным законом от 24 июля 2009года №212 ФЗ о страховых взносах в пенсионный фонд, ПЗ РФ федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Плательщиками страховых взносов являются организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие заработную плату и иные вознаграждения физическим лицам. Объекты обложения страховыми взносами, базы начисления страховых взносов ДЗ

С 1 января 2011 года применяются следующие тарифы:

Пенсионный фонд 27%

ПСС – 2,9%

ФФОМС 2,1%

Территориальные фонды 3%

Для учета расчетов социального страхования применяется 69 счет

 

 

1.11.2011 лекция

Тема «учет материально-производственных запасов (МПЗ)»

1. понятие МПЗ и их классификация

Нормативное регулирование учета МПЗ осуществляется на основании положения № 5/01, который называется учет материально- производственных запасов.

Понятие МПЗ является комплексным и включает в свой состав разные по своему составу и назначению оборотные активы. Согласно ПБУ 5/01 в них входят:

- используемые в качестве сырья, материалов и прочих ценностей при производстве продукции, предназначенные для продажи, выполнения работ или оказания услуг.

- материальные ценности, предназначенные для продажи

-используемые для управленческих нужд организации

-готовая продукция

-товары

Классификация МПЗ

В зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы:

1. сырье и материалы

2. вспомогательные материалы

3. Покупные полуфабрикаты

4. отходы (возвратные)

5. топливо

6. тара и тарные материалы

7. запасные части

8. инвентарь и хозяйственные принадлежности

Оценка МПЗ

Согласно ПБУ 5/01 учет МПЗ производится по фактической себестоимости, которая представляет собой сумму фактических затрат организации на приобретение за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. К фактическим затратам относят:

· Суммы, уплаченные в соответствии с договором поставщику

· Суммы, уплаченные организациями за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением МПЗ

· Таможенные пошлины

· Невозмещаемые налоги

· Вознаграждения, уплаченные посреднической организации

· Затраты по заготовке и доставке

· Затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения

· Начисленные проценты по кредитам

· Проценты по заемным средствам

· Затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях

· Иные затраты непосредственно связанные с приобретением МПЗ которые не были учтены в предыдущих пунктах

Дальнейший синтетический учет МПЗ осуществляется по фактической себестоимости или по учетным ценам.

В качестве учетных цен применяются:

1. договорные цены

2. фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода

3. планово-расчетные цены

4. средняя цена группы материалов

 

Отпуск МПЗ

 

Согласно ПБУ 5/01 оценка МПЗ при отпуске производства и ином выбытии производится одним из следующих способов:

- по себестоимости каждой единицы

- по средней себестоимости

- по себестоимости первых времени закупок (метод ФИФО)

При данном методе применяются следующие правила: первая партия на приход, вторая – в расход. Это означает, что независимо от того какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене первой закупленной партии, затем по цене второй партии и так далее в порядке очередности пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

 

Синтетический учет МПЗ

Для учета МПЗ применяют следующие синтетические счета:

- №10 «материалы»

- № 11 «животные на выращивании»

-№15

-№16

-№41

-№43

-№002

-№003

-№004

На синтетических счетах учет МПЗ ведется по фактической себестоимости или по учетным ценам.

 

Учет поступления МПЗ

При поступлении материалов в организацию дебетуют счет №10 и кредитуют счета:

-№60 на стоимость поступивших материалов по ценам поставщика со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и ТЗР (товарно-заготовительные расходы)

-№76 на стоимость услуг оплачиваемых транспортным посредническим и то прочим организациям

-№71 на стоимость материалов оплаченных из-под отчетных сумм и на расходы подотчетных лиц по приобретению и доставке материалов.

-№20 на стоимость возвратных отходов

-№91 на стоимость материальных ценностей полученных от разборки списанных основных средств и излишков материалов выявленных при инвентаризации

-№98 доходы будущих периодов на стоимость материалов полученных по договору дарения и безвозмездно по рыночной стоимости

 

Учет отпуска МПЗ

Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с кредита материальных счетов в течении месяца по учетным ценам. В дебет соответствующих счетов издержек производства и других счетов.

Кредит счета №10 и дебит счетов:

-№20

-№23

-№25,26

-№91

-№94 и т.д.

Стоимость материалов по учетным ценам между различными счетами издержек производства и другим направлением выбытия распределяют на основании ведомости распределения материалов, которую составляют по данным первичных документов о расходе материалов. По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по учетным ценам. Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по учетным ценам (счета 20, 23, 25, 26, и т.д.) при этом если фактическая себестоимость выше учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой. Обратную разницу – способ «красное сторно» то есть отрицательными числами.

 

Синтетический учет МПЗ по учетным ценам

 

При синтетическом учете материальных ценностей по учетным ценам дополнительно используют счета 15 и 16. применение 15 счета предназначен для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, находящихся в обороте. В дебет счета 15 относят покупную стоимость материальных и другие расходы по приобретению материалов с кредита счетов 60, 23,71 и другие в зависимости от того откуда поступили МПЗ. МПЗ фактически поступившие в организацию списывают по учетным ценам с кредита счета 15 в дебет счетов 10, 11, 41. сумму разницы в стоимости приобретенных МПЗ списывают со счета 15 в дебет счета 16, остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие МПЗ в пути

Счет 16 предназначен для учета разницы в стоимости приобретенных МПЗ исчисленной в фактической себестоимости и учетных ценах. этот счет используют только в том случае если на счетах 10,11,41 учет едут по учетным ценам. Накопленные на счете 16 разницы между фактической себестоимостью приобретенных МПЗ и стоимостью их по учетным ценам списывают с кредита счета 16 в дебет счетов издержек производства и обращения

 

Тема: «Учет собственного капитала»

Основным нормативным документом, регулирующим ведение учета собственного капитала, является «Положение поведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности». Согласно этому документу в состав собственного капитала входит:

-уставный капитал

-добавочный капитал

-резервный капитал

-нераспределенная прибыль

Уставный капитал – совокупная величина в денежном выражении вкладов (акции, паевые взносы и т.д.) учредителей организации, зарегистрированная в учредительных документах при ее создании.

 

Учет уставного капитала

Для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала организации применяют пассивный счет №80. кредитовое сальдо по счету №80 должно соответствовать размеру уставного капитала зафиксированного в учредительных документах организации. После государственной регистрации организации ее уставный капитал в полной сумме вкладов учредителей отражается по кредиту счета 80 и дебету счета 75. при фактическом поступлении вкладов учредителей кредитуют счет 75 корреспонденции дебетом счетов по учету денежных средств и иных ценностей: 50, 51, 52,10,41,43 и т.д.

Аналитический учет по счету 80 ведется по учредителям, стадиям формирования капитала и видом акции. Записи по кредиту счета 80 показывают увеличение уставного капитала, при этом счет 80 кредитуют с дебетом счетов 75, 83, 84. записи по дебету счета 80 показывают уменьшение капитала и дебетуют с кредитом следующих счетов: 75, 81, 84.

 

Учет собственных акций, выкупленных обществом.

Для отражения выкупаемых акций (долей) в учете общества (товарищества) применяют счет 81. выкуп обществом у учредителя акций отражают в сумме фактических затрат по дебету счета 81 и кредиту счетов учета денежных средств(50, 51, 52 и т.д.) после выкупа акции могут быть аннулированы или перепроданы. При аннулировании общества выкупленных собственных акций осуществляется запись по дебету счету 80 и кредиту счета 81 по их номинальной стоимости. Разница между ценой выкупа и номинальной стоимостью аннулированных акций списывается на счет 91

дебет 91 кредит 81 – списываются на расходы (номинальная стоимость была ниже выкупленных акций)

дебет 81 кредит 91 – списывается на доходы (номинальная стоимость была выше)

при перепродаже акций производится их списание с кредита счета 81 в дебет счета 91 по номинальной стоимости

 

учет резервного капитала

в соответствии с действующим законодательством в обязательном порядке создают резервный капитал акционерные общества. Средства резервного капитала АО предназначены для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций общества в случаи отсутствия иных средств. Резервный капитал не может быть использован для других целей. АО обязаны создавать резервный капитал в размере не менее 5 % от уставного капитала. При этом резервный фонд формируется путем отчислений, размер которого предусматривается уставом общества, но он не может быть менее 5% чистой прибыли до достижения размера установленного уставом общества. По своему усмотрения кроме акционерных обществ резервный капитал могут создавать и другие организации, при этом резервный капитал создается за счет прибыли, оставшиеся в распоряжении организации, и использование средств резервного капитала в данном случае не регламентируется. Для получения информации о наличии и движении резервного капитала используют пассивный счет 82. отчисления в резервный капитал отражают по кредиту счета 82 и дебету счета 84. использование резервного капитала отражается по дебету счета 82 и кредиту счетов 84,66,67.

По дебету 82 и кредиту 75, 70 производят выплату дивидендов.

Дебет 82 кредит 80 – средства резервного капитала направлены на увеличение уставного капитала.

 

Учет добавочного капитала

Добавочный капитал формируется из:

- из эмиссионного дохода возникающего при реализации акций по цене превышающей номинальную стоимость при учреждении общества или при последующем увеличении уставного капитала

- прироста стоимости имущества при переоценке

-курсовых разниц образовавшихся при внесении учредителями вкладов в уставный капитал в иностранной валюте.

Добавочный капитал учитывается на пассивном счете 83

Увеличение капитала проводят по кредиту счета. Эмиссионный доход от продажи акций отражается по дебету счетов 50,51,52 и другие счета учета денежных средств и кредиту 83 счета.

- Прирост стоимости имущества при переоценке проводимых в первый раз отражают по дебету счетов 01, 04 и по кредиту счета 83.

-положительные курсовые разницы при внесении вкладов учредителей в иностранной валюте отражают по дебету счетов 52, 55 и кредиту счета 83. списание средств добавочного капитала производят по дебету счета 83 и средств добавочного капитала могут быть направлена на:

1. на увеличение уставного капитала дебет 83 кредит 80

2. распределение сумм между учредителями организации дебет счета 83 и кредит счета 75

3. отражение отрицательных курсовых разниц при внесении вкладов учредителей в иностранной валюте дебет 83 кредит 52, 55

 

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организация использует активно-пассивный счет 84. при получении прибыли сумму чистой прибыли отчетного года списывают заключительными оборотами декабря кредит счета 84 со счета 99

В дальнейшем прибыль распределяется на основании решения общего собрания акционеров в АО, собрания участников в товариществе и в ООО или другого компетентного органа. Чистая прибыль может быть направлена на выплату дивидендов создания и пополнения резервного капитала покрытия убытков прошлых лет: дебет 84 кредит 82 – часть прибыли направлена на увеличение резервного капитала. При получении убытка сумма чистого убытка отчетного года списывается заключительными оборотами декабря в дебет счета 84 кредита счета 99. в дальнейшем убытки отчетного года списывают с кредита счета 84 в дебет счетов 82, 75, 80 и других счетов.

 

Учет средств целевого финансирования

Целевому финансированию относят средства получаемые организацией на строго определенные цели. (научно исследовательские работы, подготовку кадров, содержанию детских учреждения и другие). Источниками целевого финансирования является ассигнование из федерального бюджета, из бюджета субъектов РФ, из местного бюджета, средства фондов специального назначения федерального уровня, субъектов РФ местного уровня и внебюджетных фондов; средства, поступающие от физических и юридических лиц, и иные источники предусмотренные законодательством РФ.

Учет средств целевого финансирования ведется на счете 86. поступление средств отражают по кредиту счета 86, а расходование средств по дебету счета 86. аналитический учет по счету 86 ведет по назначению денежных средств и в разрезе источников поступления.

Дз рассмотреть самостоятельно понятие гос помощи виды гос помощи и учет гос помощи

ПБУ 13/2000 учет государственной помощи

 

15.11.2011

Лекция

Тема: «учет финансовых результатов»

Финансовые результаты – результаты всей финансово-хозяйственной деятельности организации

Для отражения в бухгалтерском учете процессов формирования конечного финансового результата деятельности экономического субъекта применяются счета № 90, 91, 94, 96, 97, 99.

Учет финансовых результатов занимает центральное положение в системе рынка, обеспечивая принятия субъектом хозяйствования управленческих решений тактического и стратегического характера. Кроме того от достоверности отражения всех видов доходов и расходов в учете и в отчетности непосредственно зависят размера налогообложения прибыли и величина поступающей в полное распоряжение предприятия чистой прибыли.

Счет №99 предназначен для отражения в учете процесса формирования конечного финансового результата в деятельности хозяйствующего субъекта за отчетный период:

1. финансовые результаты от обычных видов деятельности

2. сальдо прочих доходов и расходов

3. потери расходы и доходы в результате чрезвычайных обстоятельств

4. начисленные платежи налога на прибыль, а также пени, штрафы по платежам в бюджет.

5. финансовый результат деятельности предприятия отражает изменение его собственного капитала за определенный период в результате производственно-финансовой деятельности. Финансовый результат определяется на активно-пассивном счете №99. по кредиту этого счета отражаются доходы и прибыли, а по дебету – расходы и убытки. Хозяйственные операции на счетах 99, 90, 91 отражаются по кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставления дебетового и кредитового оборотов по счету 99 показывает конечный финансовый результат деятельности предприятия за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета и характеризует размер убытка организации. Выявленный на счете 99 конечный финансовый результат заключительной записью декабря месяца списывается на счет 84: Кт – прибыль, Дт – убыток.

 

Учет готовой продукции и товаров

Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условием, принятые на склад или заказчиком.

Работы и услуги – стоимость различных работ (проектных, по ремонту техники и прочее) и услуг, выполненных и оказанных сторонним организациям и лицам, а также работникам организации на условиях оплаты. Планирование и учет готовой продукции осуществляется в следующих показателях: натуральных, условно-натуральных (используют для получения обобщенных данных об однородной продукции) и стоимостных.

Оценка готовой продукции производится в учетных ценах, в качестве которых могут применяться:

1. фактическая производственная себестоимость применяется в основном при единичном и мелкосерийном производстве.

2. по нормативной себестоимости, которую целесообразно использовать в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции.

3. по договорным ценам

4. другие виды цен

движение документов по учету готовой продукции

отпуск готовой продукции покупателям оформляется накладными, в качестве типовой формы применяется форма М-15 «накладная на отпуск материалов на сторону»

основание для выписки накладных являются распоряжения руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателями. Накладные выписываются на складе или в отделе сбыта в 4 экземплярах и передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале и подписи их главным бухгалтером или лицом им уполномоченным. Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта при этом один экземпляр накладной передается кладовщику, второй служит основанием для выписки счета-фактуры, третий и четвертый передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель должен расписаться в получении продукции

 

синтетический учет выписки продукции

синтетический учет готовой продукции может осуществляться в двух вариантах:

-без использования счета 40

-с использованием счета 40

 

Синтетический учет готовой продукции без использования счета 40.

при данном варианте готовую продукцию учитывают на синтетическом счете №43 по фактической производственной себестоимости. Этот счет используется организациями отраслей материального производства. Готовые изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитывают на счете 41. оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляют бухгалтерской записью: Дт 43 Кт 20, по окончании месяца исчисляется фактическая себестоимость оприходованной готовой продукции, определяется отклонение фактической себестоимости и списывается это отклонение с Кт счета 20 по Дт 43 способом дополнительной бухгалтерской проводкой или способом красной сторны. (см. учет материально-производственных запасов). Отгруженную или сданную готовую продукцию списывают с кредита счета 43 в дебет счета 45 или 90. Готовую продукцию, переданную другим организациям для реализации, списывают с кредита счета43 в дебет счета 45.

 

Синтетический учет выпуска продукции при использовании счета 40

При использовании данного счета по дебету отражают фактическую себестоимость продукции, а по кредиту нормативную или плановую себестоимость. Фактическую производственную себестоимость продукции списывают с кредита счетов 20, 23, 29 в дебет счета 40. нормативную или плановую себестоимость продукции списывают с кредита счета 40 в дебет счетов 43, 90, и др (10, 11, 21, 48 и тд). Сопоставление дебетовых и кредитовых оборотов по счету 40 на 1-е число месяца определяет отклонение фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой, и списывают с кредита счета 40 в дебет счета 90. счет 40 закрывают ежемесячно и сальдо на отчетную дату не имеет. При использовании счета 40 отпадает необходимость в составлении отдельных расчетов, отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам по готовой отгруженной и проданной продукции поскольку выявленное отклонение сразу списывают на счет 90

 

22.11.11

Лекция

Тема: «учет затрат на производство»

1. понятие затрат. Затраты, расходы и издержки обращения.

 

Затраты – стоимость ресурсов, использованных на определенные цели, при этом следует иметь в виду следующее:

-затраты определяются величиной использованных ресурсов (материальные, трудовые, финансовые)

-величина использованных ресурсов должна быть представлена в денежном выражении для обеспечения соизмерения различных ресурсов

-понятие затрат обязательно должно соотносится с конкретными целями и задачами.

 

Расходы – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации.

 

Издержки обращения – данное понятие в настоящее время применяется в основном организациями торговли и общественного питания и соответствует для них понятию «расходы по обычным видам деятельности»

 

Признание расходов в бухгалтерском учете.

Расходы организации признаются в бухгалтерском учете при наличии ниже приведенных условий:

-расход производится в соответствии с конкретным договором, требованиям законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота

-сумма расходов может быть определена

-имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономической выгоды организации. При этом должно выполняться «время признания расходов».Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место

 

Классификация расходов по видам деятельности

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на:

-расходы по обычным видам деятельности (расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказании услуг, а также приобретением и продажей товара). Расходы по обычным видам деятельности состоят из:

а) расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных МПЗ

б) расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) МПЗ для целей производства продукции, выполнении работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи, перепродажи товаров.

-прочие расходы – расходы не связанные с основной деятельностью организации. К ним относятся:

а) расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации.

б) расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другой видов интеллектуальной собственности.

в) расходы, связанные с участием уставных в капиталах других организаций.

г) расходы, связанные с продажей, выбытием и прочих списаний основных средств и иных активов

д) проценты уплачиваемые организацией за предоставление ей пользование денежных средств, кредитов и займов

е) расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитным организациям

ж) убытки прошлых лет признанные в отчетном году

з) штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора

и) возмещение причинных организацией убытков

И прочие расходы

 

Учет расходов по обычным видам деятельности и прочих расходов

Расходы по обычным видам деятельности учитываются по дебету счетов учета затрат на производствах и издержек обращения: 20, 23, 25, 26, 29, 44. прочие расходы отражаются по дебету счета 91.

 

Классификация затрат для исчисления себестоимости продукции

В бухгалтерском учете используются различные показатели себестоимости продукции:

-себестоимость проданной продукции

-производственная себестоимость

-полная и неполная производственная себестоимость и другие

Себестоимость проданной продукции- затраты на ее производство и продажи

Производственная себестоимость – затраты на производство выпущенной продукции.

Полная производственная себестоимость – в ее состав включают общехозяйственные расходы, соответственно неполная производственная себестоимость не включает общехозяйственные расходы.

 

По отношению к себестоимости продукции затраты делят на включаемые и не включаемые в себестоимость продукции. Включаемые в себестоимость продукции затратов относят стоимость незавершенного производства на конец отчетного периода и те затраты отчетного периода, которые непосредственно относятся на выпущенную продукцию. Не включают в себестоимость выпущенной продукции стоимость незавершенного производства на конец отчетного периода

Группировка расходов по элементам затрат

По экономическому содержанию расходы группируют по элементам затрат и по статьям калькуляции. Согласно ПБУ 10/99 расходы организации по обычным видам деятельности группируют по следующим элементам:

-материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов)

-затраты на оплату труда

-отчисления на социальные нужды

-амортизация

-прочие расходы (почтовые, телефонные, командировочные и т.д.)

 

Полученные данные по элементам расходов необходимы для определения финансового результата по обычным видам деятельности за отчетный период разработки бизнес-плана, определения объема закупок материальных ресурсов, фонда оплаты труда, исчисления показателей эффективности использования ресурсов и ряда других показателей

 

Группировка затрат по статьям калькуляции

Статьи калькуляции – установленные организацией перечень затрат для исчисления себестоимости всей продукции (работ, услуг) и ее отдельных видов.

 

29.11.11 лекция № (продолжение)

Основным положениями по планированию учету и калькулированию себестоимости продукции в организациях рекомендуется следующая группировка расходов по статьям калькуляции:

1. сырье и материалы

2. возвратные отходы (вычитаются)

3. покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги произведенного характера сторонних организаций

4. топливо и энергия на технологические цели

5. затраты на оплату труда работников непосредственно участвующих в процессе производства продукции, выполнении работ и оказании услуг.

6. отчисления на социальные нужды

7. расходы на подготовку и освоение производства

8. общепроизводственные расходы

9. общехозяйственные расходы

10. потери от брака

11. прочие производственные расходы

12. расходы на продажу

итог первых 11 статей образуют производственную себестоимость продукции а итог все 12 статей – себестоимость проданной продукции.

 

Система счетов для учета затрат на производство

Для организации бухгалтерского учета производственных затрат большое значение имеет выбор синтетических и аналитических счетов. В крупных и средних организациях для учета затрат на производство продукции применяют счета учета производственных затрат: 20, 23, и собирательно-распределительные счета: 25, 26, 28, 29, 97. по дебету указанных счетов в течении месяца учитывают расходы.

Кт 10, 69, 70, 05 и т.д.

По окончанию месяца затраты учтенные на собирательно-распределительных счетах (25, 26, 28, 29, 97) списывают на счета основного и вспомогательного производств а также обслуживающих производств и хозяйств. В конце месяца с кредита счетов 20,23, 29 списывают фактическую себестоимость выпущенной продукции (работ, услуг) сальдо этих счетов характеризует величину затрат на незавершенное производство: дт 40, 43 кт 20, 23,29.

Общехозяйственные расходы разрешается списывать на счета учета затрат, или на счет 90. на малых предприятиях для учета затрат на производство используют как правило счета: 20, 26, 97 или только 20.

 

Учет расходов по элементам затрат.

Материальные затраты отражают стоимость приобретенных сырья, материалов, топлива, энергии, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, природного сырья, и стоимость работ и услуг производственного характера. Из затрат на материальные ресурсы включаемые в себестоимость продукции исключается стоимость возвратных отходов.

Затраты на оплату труда

Затраты на оплату труда учитывают затраты на:

-оплату труда работников организации

-физических лиц связанных с их участием в производстве продукции и ее продажи, выполнение работ оказание услуг, а также другие выплаты работникам предусмотренные действующим законодательством

-отчисления на социальные нужды: здесь учитываются суммы страховых взносов в связи с обязательным социальным страхованием работников, их пенсионным обеспечением и медицинским страхованием.

-амортизация здесь учитываются погашение стоимости амортизируемых в установленном порядке объектов амортизируемого имущества используемого или предназначенного для использования в процессе производства и продажи продукции выполнении работ и оказании услуг.

-прочие затраты здесь учитываются иные затраты на производство и продажу продукции, выполнение работ, оказание услуг управление но не относящиеся к ранее перечисленным элементам

 

Для получения информации о затратах по экономическим элементам используют данные синтетических счетов 10, 70, 69, 02, 05 и других счетов для учета прочих затрат (60, 76, 62, и т.д.)

 

Учет затрат на производство продукции по статьям калькуляции.

-Под расходом сырья и материалов в производстве понимают их непосредственное потребление в процессе производства. По истечении месяца цеха составляют отчеты о расходе сырья и материалов где указывают нормативный и фактических расход материалов на каждый вид продукции или на несколько видов продукции в целом. Стоимость израсходованных в производстве сырья и материалов отражается за вычетом стоимости возвратных отходов.

- Расходы вспомогательных материалов учитывают также как и основных. Учет по статье покупные изделия, полуфабрикаты и услуги…. По этой статье отражаются затраты на покупные изделия и полуфабрикаты, используемые в данной организации на производство готовой продукции. В эту же статью включаются затраты на оплату услуг производственного характера, оказываемых сторонними организациями, которые могу быть прямо отнесены на себестоимость отдельных изделий

-учет по статье топливо и энергии на технологические цели. Отражается стоимость топлива, горячей и холодной воды, пара, сжатого воздуха, холода, непосредственно расходуемых в процессе производства продукции. Расход различных видов энергии по отдельным цехам и другим участкам определяют по счетчикам и приборам

-учет по статье затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды

-учет по статье калькуляции расходы на подготовку и освоение производства. Здесь отражают затраты на создание новых организаций, производств, цехов и агрегатов, расходы на подготовку и освоение производства не предназначенный для серийного и массового производства затраты по подготовительным работам в добывающих отраслях. При этом затраты на подготовку и освоение производства продукции учитывают на счете 97, а с момента перехода к индивидуальному и мелкосерийному производству перечисляют со счета 97 в дебет счета 20

-ОХР и ОПР к расходам по обслуживанию производства и управлению относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования ОХР и ОПР. Первые два вида расходов включаются в себестоимость продукции по статье ОПР и учитываются на 25 счете, соответственно ОХР учитывается на 26 счете. Указанные счета активные, собирательно-распределительные. На дебете счетов в течении месяца отражаются затраты по кредиту осуществляется списание затрат на производственные счета. После завершения месяца остатки на указанных счетах отсутствуют

6.12.2011

Лекция №

Тема: «управленческий учет: цели и задачи»

1. производственный менеджмент и его роль в организации управленческого учета

2. сущность управленческого учета

3. взаимосвязь и отличительные особенности управленческого и финансового учета

 

эффективность любой системы управления во многом зависит от качества своевременности и достоверности представленной информации. Информационная система организации состоит из различных подсистем, среди которых наибольший удельный вес занимает экономическая использующая информацию учетной системы.

Информационная система организации:

1. другие виды информации

2. учетные информации:

-оперативный учет

-статистический учет

-бухгалтерский учет:

· финансовый учет

· производственный учет (управленческий учет)

-налоговый учет

 

Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющихся в его распоряжении ресурсов. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает, поэтому в середине ХХв. Развитие рыночной экономики в индустриально развитых странах выявила необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.

Управленческий учет рассматривается как система, которая в рамках одной организации обеспечивает управленческий персонал информацией, используемый для планирования, управления, контроля за деятельностью организацией.

Предметом управленческого учета является производственная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений (центров ответственности). Центр ответственности – структурные подразделения организации, во главе которой стоит менеджер контролирующий затраты, доходы, средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса.

4 типа центров ответственности:

1. центры затрат: руководитель отвечает лишь а производственные затраты, степень детализации центров затрат в каждой организации различно и зависит от целей и задач поставленных руководством перед менеджерами по контролю затрат, закрепленных за центром ответственности. Чем больше размер производственных затрат тем выше степень ответственности. Примером центра затрат может служить работа отдела маркетинговых исследований. Центры затрат могут работать в направлениях:

· реализовывать задачу получению максимального результата при определенном заданном уровне вложений

· довести до минимума вложения необходимые для достижения заданного результата.

 

3. центры доходов: центр ответственности менеджер которого отвечает за получение доходов но несет ответственности за издержки. Например отдел оптовых продаж.

4. центры прибыли: сегмент, руководителя отвечает одновременно как за доходы, так и за затраты организации. Пример: филиалы организации

5. центры инвестиции: менеджеры не только контролируют затраты и доходы своих подразделений но и следят за эффективностью использования инвестируемых в них средств

 

объектами управленческого учета являются издержки предприятия и его отдельных структурных подразделений, центров ответственности. Результаты хозяйственной деятельности всего предприятия и центров ответственности, внутренне ценообразование, бюджетирование, внутренняя отчетность.

Методы используемые в управленческом учете:

-элементы, методы бухгалтерского учета(счета и двойная запись, инвентаризация, документация, балансовая отчетность)

-приемы и методы применяемые в статистике и экономическом анализе (индексный метод, коллекционный анализ)

-математические методы (линейное программирование, методы наименьших квадратов)

 

Задачи управленческого учета:

1. оказание оперативной помощи управляющих в принятии оперативных управленческих решений

2. оперативное планирование, контроль и прогнозирование экономической эффективности деятельности организации и ее центров ответственности

3. информационная поддержка принятий эффективных управленческих решений

4. выбор наиболее эффективных путей развития организацией

 

функции управленческого учета:

1. обеспечение информацией руководителей всех уровней управления необходимых для текущего планирования контроля, и принятия оперативных управленческих решений

2. формирование информации, которая служит средством внутренней коммуникации между структурными подразделениями и разными уровнями управления.

3. оперативный контроль и оценка различной деятельности внутренних подразделений и предприятия в целом по достижению поставленных целей.

4. перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки финансового результата деятельности предприятия.

 

13.12.11

Лекция

Тема: «бухгалтерская финансовая отчетность»

 

Финансовая отчетность – система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Доходы - увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала организации за исключением вкладов участников.

Расходы – уменьшение экономически выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала организации за исключением уменьшения вкладов участников.

 

 

Финансовая отчетность в системе управления организацией.

В условиях рыночной экономики финансовая отчетность становится главным источником информации для принятия обоснованных управленческих решений. Важным требованием к принятию управленческого решения является наличие фактов касающихся финансового положения организации и результатов ее деятельности.

Финансовая отчетность – конечный продукт бухгалтерского учета в организации.

 

Финансовая отчетность в системе управления представляет интерес для различных групп пользователей как внутренних, так и внешних.

Внутренние пользователи – это пользователи непосредственно занимающиеся бизнесом в данной организации (руководители и высшие должностные лица), которые несут ответственность за ведение дел и за результаты деятельности организации.

Внешние пользователи объединяют две группы:

1. непосредственно заинтересованные субъекты в деятельности организации: собственники или акционеры организации, кредиторы, инвесторы, государственные налоговые учреждения, служащие, и другие организации являющиеся настоящими или потенциальными партнерами данной организации.

2. субъекты имеющие косвенную заинтересованность в деятельности организации. При этом они защищают интересы первой группы: аудиторские и консультационные фирмы, фондовые биржи, государственные органы, информационные агентства, представители прессы и то прочее.

 

Требования, предъявляемые бухгалтерской финансовой отчетности. С позиции обеспечения управленческой деятельности финансовая отчетность должна удовлетворять следующим основным требованиям, отвечающим интересом пользователей и прежде всего инвесторов и кредиторов:

1. содержать данные для принятия управленческих решений в области инвестиционной политики.

2. обеспечивать оценку имеющихся у организации ресурсов с учетом происходящих в них изменений и эффективности их использования.

3. обеспечивать оценку динамики рентабельности

4. содержать данные для перспективной оценки положения организации на рынке.

 

Требования отчетности согласно ПБУ 4/99:

1. достоверность

2. нейтральность

3. существенность

4. целостность

5. последовательности

6. сопоставимости

7. соблюдение отчетного периода

8. правильное оформление

 

состав финансовой отчетности. Состав и формы финансовой отчетности организации устанавливаются министерством финансов РФ. В настоящее время состав годовой финансовой отчетности включаются:

1. бухгалтерский баланс: форма №1

2. отчет о прибылях и убытках: форма №2

3. отчет об изменениях капитала: форма №3

4. отчет о движении денежных средств: форма №4

5. отчет о целевом использовании полученных средств: для общественных организаций не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров. Начиная с отчетности за 2011 год организации самостоятельно будут определять детализацию показателей по статьям форм отчетности а дополнительное раскрытие информации будут изложены в соответствующих пояснениях.

Пояснения (пояснительная записка) – к бухгалтерскому балансу и отчета о прибылях и убытках. В виде таблицы или текстовой формы.

Аудиторское заключение – подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежи обязательному аудиту.

 

 

Все элементы финансовой отчетности связаны между собой и отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений.

Так бухгалтерский баланс содержит информацию о финансовом положении организации на определенную дату.

Отчет о прибылях и убытках отражает сведения о формировании и использовании прибыли организации.

Отчет об изменениях капитала содержат данные о движении собственного капитала организации фондов и резервов и дает возможность оценить изменения, происходящие в собственном капитале организации.

Отчет о движении денежных средств содержит информацию о движении денежных средств организации в наличной и безналичной формах. При этом направления движения денежных средств рассматриваются в разрезе основных видов деятельности организации: текущей, инвестиционной и финансовой.

Пояснения включает информацию и дополнительные данные не нашедшие отражение в годовой финансовой отчетности. Она включает краткую характеристику деятельности организации., основные показатели деятельности и факторы, оказавшие влияние на хозяйственные и финансовые результаты а также данные полезные для получения более подробной полной и объективной оценки имущественного и финансового положения организации. Составной частью пояснения является аналитическая информация.