ВОПРОСЫ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО
В настоящее время в странах ЕС (Европейское сообщество) и в России действуют национальные правила составления финансовой отчетности. Существующие несоответствия и даже противоречия (многие из которых достаточно существенны) делают финансовую отчетность европейских компаний несопоставимой, что препятствует формированию единого фондового рынка. Применение различных систем отчетности затрудняет анализ и сравнение информации и приводит к чрезмерным расходам, снижая конкурентоспособность европейских рынков ценных бумаг.
Взвесив преимущества и недостатки двух систем финансовой отчетности — ОПБУ (Общепринятые
Для последующих этапов внедрения МСФО в России — при представлении компаниями индивидуальной отчетности по МСФО — необходимо:
• обеспечить возможность применения МСФО как единой основы составления финансовой отчетности для целей раскрытия информации о финансовом состоянии компании и корпоративных событиях, раскрытия информации о существенных фактах хозяйственной деятельности, использования показателей отчетности, сформированной МСФО, а также для целей корпоративного права (расчет чистых активов, расчет дивидендов);
• легализовать применение МСФО по вопросам, которые не прописаны в российских положениях по бухгалтерскому учету;
• внести изменения и дополнения в законодательство о бухгалтерском учете в части отмены обязательного аудита отчетности, составленной по российским правилам, в случае проведения аудита отчетности юридического лица, составленной по МСФО;
• урегулировать вопросы представления статистических данных по МСФО в органы статистики;
• разработать нормативные документы, регулирующие налоговую базу на основе МСФО.
Практическая поддержка предполагает разработку рекомендаций по применению МСФО российскими организациями. Такие рекомендации должны базироваться на отечественных кейс-курсах, подготовленных в рамках проектов по продвижению МСФО в России. Необходимо издание официального перевода МСФО на русский язык и придание ему правового статуса. При внесении изменений и дополнений в МСФО перевод и рекомендации по применению МСФО должны своевременно обновляться.
Кадровая поддержка внедрения МСФО предполагает:
1) разработку системы квалификационных требований к специалистам по МСФО, в том числе создание механизма сертификации (аттестации) специалистов;
2) принятие концепции обучения специалистов по МСФО (например, по программам СРА (сертификации независимых бухгалтеров) и аналогичным программам) и разработку соответствующих курсов обучения, адаптированных к российским условиям;
3) организацию системы подготовки специалистов инвестиционных компаний и других специалистов по работе с отчетностью, сформированной по МСФО;
4) введение вопросов по МСФО в программу аттестации профессиональных бухгалтеров ИПБ России;
5) разработку механизма признания иностранных сертификатов специалистов по МСФО (например, АССА) в России.
Контроль за применением МСФО.В данном случае речь идет о создании механизма контроля за применением МСФО со стороны профессиональных организаций и крупных аудиторских компаний. qTo касается контроля за соблюдением требований к раскрытию информации и ее достоверности в соответствии с законодательством об акционерных обществах и рынке ценных бумаг, то здесь немаловажная роль отводится государству.
В связи с этим требуется повысить роль ФКЦБ России в части контроля за деятельностью аудиторов на рынке ценных бумаг. В целях обеспечения высокого профессионального уровня регулирования вопросов применения МСФО на рынке ценных бумаг необходимо создать при ФКЦБ России профессиональный орган по вопросам практического внедрения МСФО.
Этапы введения МСФО:
• на первом этапе компаниям, ценные бумаги которых обращаются на организованном рынке ценных бумаг, вменить в обязанность представлять свою сводную отчетность в соответствии с МСФО (только после окончания разработки Советом по международным стандартам финансовой отчетности обновленного комплекса указанных стандартов (ориентировочно начиная с отчета за 2005 год));
• на втором этапе предоставить организациям возможность выбора между МСФО и российскими стандартами для целей составления частной отчетности. Разрешить организациям, составляющим отчетность по МСФО, не проводить в обязательном порядке аудит отчетности, составленной по российским правилам, при условии обязательного аудита отчетности по МСФО.
Реализация названных составляющих механизма поддержки введения в России МСФО позволит решить проблему адаптации национальной финансовой отчетности к требованиям МСФО.