ВОПРОСЫ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО

 

В настоящее время в странах ЕС (Европейское сообщество) и в Рос­сии действуют национальные правила составления финансовой отчет­ности. Существующие несоответствия и даже противоречия (многие из которых достаточно существенны) делают финансовую отчетность европейских компаний несопоставимой, что препятствует формиро­ванию единого фондового рынка. Применение различных систем отчет­ности затрудняет анализ и сравнение информации и приводит к чрезмер­ным расходам, снижая конкурентоспособность европейских рынков ценных бумаг.

Взвесив преимущества и недостатки двух систем финансовой от­четности — ОПБУ (Общепринятые

Для последующих этапов внедрения МСФО в России — при пред­ставлении компаниями индивидуальной отчетности по МСФО — необходимо:

• обеспечить возможность применения МСФО как единой основы составления финансовой отчетности для целей раскрытия информа­ции о финансовом состоянии компании и корпоративных событиях, раскрытия информации о существенных фактах хозяйственной дея­тельности, использования показателей отчетности, сформированной МСФО, а также для целей корпоративного права (расчет чистых ак­тивов, расчет дивидендов);

• легализовать применение МСФО по вопросам, которые не пропи­саны в российских положениях по бухгалтерскому учету;

• внести изменения и дополнения в законодательство о бухгалтер­ском учете в части отмены обязательного аудита отчетности, состав­ленной по российским правилам, в случае проведения аудита отчет­ности юридического лица, составленной по МСФО;

• урегулировать вопросы представления статистических данных по МСФО в органы статистики;

• разработать нормативные документы, регулирующие налоговую базу на основе МСФО.

Практическая поддержка предполагает разработку рекомендаций по применению МСФО российскими организациями. Такие рекоменда­ции должны базироваться на отечественных кейс-курсах, подготовлен­ных в рамках проектов по продвижению МСФО в России. Необходимо издание официального перевода МСФО на русский язык и придание ему правового статуса. При внесении изменений и дополнений в МСФО перевод и рекомендации по применению МСФО должны своевременно обновляться.

Кадровая поддержка внедрения МСФО предполагает:

1) разработку системы квалификационных требований к спе­циалистам по МСФО, в том числе создание механизма сертификации (аттестации) специалистов;

2) принятие концепции обучения специалистов по МСФО (напри­мер, по программам СРА (сертификации независимых бухгалтеров) и аналогичным программам) и разработку соответствующих курсов обучения, адаптированных к российским условиям;

3) организацию системы подготовки специалистов инвестицион­ных компаний и других специалистов по работе с отчетностью, сфор­мированной по МСФО;

4) введение вопросов по МСФО в программу аттестации профес­сиональных бухгалтеров ИПБ России;

5) разработку механизма признания иностранных сертификатов специалистов по МСФО (например, АССА) в России.

Контроль за применением МСФО.В данном случае речь идет о создании механизма контроля за применением МСФО со стороны профессиональных организаций и крупных аудиторских компаний. qTo касается контроля за соблюдением требований к раскрытию информации и ее достоверности в соответствии с законодательством об акционерных обществах и рынке ценных бумаг, то здесь немало­важная роль отводится государству.

В связи с этим требуется повысить роль ФКЦБ России в части контроля за деятельностью аудиторов на рынке ценных бумаг. В целях обеспечения высокого профессионального уровня регулирования во­просов применения МСФО на рынке ценных бумаг необходимо создать при ФКЦБ России профессиональный орган по вопросам практиче­ского внедрения МСФО.

Этапы введения МСФО:

• на первом этапе компаниям, ценные бумаги которых обращаются на организованном рынке ценных бумаг, вменить в обязанность пред­ставлять свою сводную отчетность в соответствии с МСФО (только после окончания разработки Советом по международным стандартам финансовой отчетности обновленного комплекса указанных стандар­тов (ориентировочно начиная с отчета за 2005 год));

• на втором этапе предоставить организациям возможность выбо­ра между МСФО и российскими стандартами для целей составления частной отчетности. Разрешить организациям, составляющим отчетность по МСФО, не проводить в обязательном порядке аудит отчетности, составленной по российским правилам, при условии обязательного аудита отчетности по МСФО.

Реализация названных составляющих механизма поддержки вве­дения в России МСФО позволит решить проблему адаптации нацио­нальной финансовой отчетности к требованиям МСФО.