БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

КОНЦЕПЦИЯБУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ

1.1. БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ

КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

О ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.2. ВИДЫ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.3. ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

1.4. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

1.5. ПЕРЕХОД РОССИИ НА МСФО. СОСТАВ ГОДОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ

1.6. ВОПРОСЫ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО

 

 

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденному приказом Мин­фина России от 6 июля 1999 г. № 43н, бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составля­емая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность составляется на основании всех видов текущего учета — бухгалтерского, статистического и оперативного — и поэтому обеспечивает возможность всестороннего отражения хозяй­ственной деятельности предприятия. Она является завершающим эта­пом учетной работы. Под отчетностью в широком смысле подразуме­вается совокупность всех учетных записей, позволяющая проследить хозяйственную деятельность организации. В более узком смысле от­четность представляет собой систему таблиц, отражающих сводные данные, по которым можно судить о финансовом состоянии организации и эффективности ее деятельности. Помимо этого в отчетность входят текстовые пояснения. Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности работы организации, а также для проведения экономического анализа в самой организации. Кроме того, отчетность необходима для руководства хозяйственной деятельностью и служит базой для последующего ее планирования.

Любые службы организации для выполнения своих функций используют информацию, которую в системно обработанном виде можно получить в бухгалтерии. В современных условиях бухгалтерия становится элементом информационной системы, функционирующей

на качественно новом техническом уровне, частью ее управляющей си­стемы организации.

На базе данных бухгалтерской отчетности определяют возможные варианты решения коммерческих, производственных и организацион­ных вопросов: возможные объемы производства и реализации продук­ции, установление уровня цен на продукцию, возможные скидки с цены при условии досрочной оплаты продукции и т.д. Данные бухгалтер­ской отчетности используются не только управленческим персоналом, но и широким кругом внешних пользователей. Бухгалтерская отчет­ность в обязательном порядке должна быть представлена админи­страцией организации ее собственникам и государственным органам. На базе бухгалтерской отчетности:

• оцениваются риски предпринимательской деятельности, начисля­ются налоги, рассчитываются дивиденды и т.д.;

• принимаются решения о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнером;

• оценивается возможность выдачи кредитов и займов;

• оценивается финансовое положение потенциальных клиентов, поставщиков, конкурентов или партнеров.

Отчетность может содержать как количественные, так и качествен­ные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. При этом отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могут со­держать оборотов, не отраженных в текущих учетных записях.

Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности осуществ­ляется на четырех уровнях:

• первый уровень регулирования — Федеральный закон от 21 но­ября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положение по ве­дению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н;

• второй уровень регулирования — положения по бухгалтерскому учету, в частности ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

• третий уровень регулирования — приказы Минфина России от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности органи­заций» и от 28 июня 2000 г. № 60н «Методические рекомендации о по­рядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организа­ции», а также иные приказы, методические указания и рекомендации Минфина России;

• четвертый уровень регулирования — внутренние документы орга­низации в рамках ее учетной политики, например, касающиеся внеш­ней и внутренней сегментарной отчетности и налоговых расчетов.

В указанных нормативных документах изложены принципы и ба­зовые положения по составлению и представлению бухгалтерской от­четности. В соответствии с ними начиная с бухгалтерской отчетности 2000 г. организации могут составлять отчетность по формам, которые разработаны и приняты ими самостоятельно. Разрабатывая формы отчетности, организации должны соблюдать общие требования к бух­галтерской отчетности и руководствоваться ее основной целью, кото­рой является обеспечение пользователей финансовой информацией, достаточной для принятия и оценки решений о размещении ограни­ченных финансовых ресурсов. Согласно общим требованиям каждая существенная статья должна представляться в финансовой отчетности отдельно, а несущественные суммы должны объединяться с суммами аналогичного характера или назначения. Информационным целям служат разнообразные виды отчетности.