Реформация баланса

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

Пояснения даются в качестве приложения к бухгалтерскому отчету и могут быть представлены как в текстовой, так и в табличной форме (табличная форма показана в Приложении 81). Пояснения могут в общем случае включать следующие разделы:

- нематериальные активы и расходы на НИОКР;

- основные средства;

- финансовые вложения;

- дебиторская и кредиторская задолженность;

- резервы под условные обязательства;

- обеспечение обязательств;

- государственная помощь.

В таблицы заносится движение материальных и финансовых средств за отчетный период, а также данные на конец отчетного периода, 31 декабря предыдущего года и 31 декабря года, предшествующего предыдущему.

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма 0710006)

На 1-м листе формы (см. Приложение 82) приведены сведения об организации аналогично предыдущим отчетным формам. Приводятся данные по движению полученных денежных средств за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года. Отчет построен следующим образом: остаток денежных средств плюс поступление денежных средств минус израсходование денежных средств равно остатку денежных средств на конец отчетного периода.

Поступление денежных средств включает различные взносы (вступительные, членские, целевые, добровольные имущественные), а также результат прибыли от предпринимательской деятельности.

Использование денежных средств предполагает расходы на целевые мероприятия (в том числе благотворительная помощь, проведение конференций и совещаний и др.), расходы на содержание аппарата управления (в том числе на все виды выплат сотрудникам, командировки, содержание помещений, транспорта и имущества, ремонт основных средств и иного имущества), а также на приобретение основных средств и инвентаря.

Эта отчетная форма представляется общественными организациями, не осуществляющими деятельности по реализации товаров, работ и услуг. Отчет подписывается руководителем организации и главным бухгалтером.

В конце года после сдачи всех налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности производится так называемая реформация баланса. Реформации баланса представляет собой ряд бухгалтерских проводок, призванных распределить заработанную предприятием за год прибыль или списать образовавшийся убыток. Реформация баланса проводится на 31 декабря уходящего года после того, как по бухгалтерии проведена последняя операция этого года. Соответственно на 31 декабря никаких недоделок и непроведенных документов не должно оставаться. Эта операция позволяет произвести завершение финансового года и с января начать деятельность с «чистого листа». Таким образом, реформация бухгалтерского баланса – это обнуление сальдо на счетах, отражающих финансовые результаты работы предприятия или, иначе говоря, закрытие счетов 90, 91 и 99 («Продажи», «Прочие доходы и расходы» и «Прибыли и убытки» соответственно).

Делаются следующие проводки (закрытие года):

90/01 90/09 Доходы

90/09 90/02 Расходы

90/09 90/03 НДС

91/01 91/09 Прочие доходы

91/09 91/02 Прочие расходы

Далее производится закрытие счета 99/00 и делается соответствующая бухгалтерская проводка с дебета счета 99/00 в кредит счета 84/00 «Нераспределенная прибыль или непокрытый убыток», которая свидетельствует о наличии чистой (балансовой) прибыли предприятия по итогам закончившегося финансового года:

99/00 84/00 Нераспределенная прибыль

При наличии дебетового остатка на счете 99/00 проводка будет иметь вид:

84/00 99/00 Непокрытый убыток

Это свидетельствует о наличии непокрытого убытка предприятия, образовавшегося по итогам финансового года.