Учет авансов выданных

Если покупатель платит аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), то согласно Налоговому кодексу он может принять к вычету сумму НДС, входящую в состав данного перечисления. Сумма аванса при этом фиксируется при этом на специальном субсчете 60/01 «Авансы выданные».

Проводки в этом случае выглядят так:

выдан аванс в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуги)

60/01 51/00 Сумма аванса

68/04 60/99 Сумма НДС с аванса к вычету

Сумма НДС ставится на особый счет (60/НДС или 60/99) и оформляется два экземпляра счета-фактуры – один остается у продавца, другой передается покупателю, выдавшему аванс. Сумма НДС с аванса рассчитывается по средней ставке 18/118 или 10/110.

После того, как Актом зафиксировано выполнение работы, происходит т.н. реализация аванса: сумма аванса переводится со счета учета авансов на счет расчетов с поставщиками и подрядчиками и относится на расходы предприятия. Проводки выглядят следующим образом:

аванс реализован (товары поставлены, работы выполнены, услуги оказаны)

60/00 60/01 Сумма по акту выполненных работ

20/00 (08/00, 10/00) 60/00 Сумма оприходования

68/04 60/00 Сумма НДС по реализованному авансу

Что касается суммы НДС, начисленной с аванса, то она принимается к восстановлению:

60/99 68/04 - Сумма НДС с аванса к вычету.

При заполнении Декларации по налогу на добавленную стоимость сумма НДС с авансов выданных ставится в специальную графу в разделе вычетов НДС, а сумма восстановленного НДС – в специальную графу в разделе уплат НДС.

Книга покупок предназначена для регистрации счетов-фактур, подтверждающих оплату налога на добавленную стоимость при покупке товаров, выполненных работ, оказанных услуг, в целях определения суммы налога, подлежащей вычету (возмещению) в порядке, установленном Налоговым Кодексом. Счета-фактуры, полученные организацией, должны быть зарегистрированы в книге покупок по мере возникновения права у налогоплательщика на налоговые вычеты по НДС. Форма книги покупок и порядок её заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 года № 914. Следует очень внимательно заполнять книгу покупок, так как это один из документов, который тщательно проверяет налоговый орган. В случае обнаружения ошибок организации может быть отказано в вычете НДС. Книга покупок ведется в электронном виде, а по окончании налогового периода, который составляет один квартал, распечатывается. Книга покупок должна храниться у покупателя в течение полных 5 лет с даты последней записи.

Вид Книги покупок показан в Приложении 35.

В заголовке Книги покупок указывается наименование организации-покупателя, его ИНН и КПП, а также период, за который заполнена Книга покупок. Как правило, этот период составляет один квартал, за который подсчитывается сумма НДС от произведенных покупок.

В табличной части Книги покупок имеются следующие колонки: номер записи по порядку, дата и номер счета-фактуры, представленной продавцом, дата оплаты счета-фактуры и дата принятия на учет товаров, работ или услуг. Далее идут колонки с наименованием организации-продавца, ИНН и КПП продавца. Если покупка произведена по импорту, то указывается страна происхождения товара и номер таможенной декларации. Далее указывается сумма покупки с учетом НДС, и данные по налогу на добавленную стоимость: по ставке 18% - стоимость покупки без НДС и сумма НДС, аналогично по ставке 10%, сумма покупки по ставке 0% (для материалов и товаров, которые используются при производстве экспортной продукции), а также стоимость покупки без НДС и сумма НДС по ставке 20% - для завершения расчетов по ранее существовавшей ставке НДС. В последней колонке указываются суммы покупок, освобожденных от уплаты налога на добавленную стоимость.

Таблица заполняется построчно данными обо всех покупках, произведенных организацией-покупателем за указанный выше период. В итоговой строке «Всего» суммируются все колонки, начиная с колонки (7) «Всего покупок, включая НДС». Суммирование данных в этой строке по колонкам (8б) «Сумма НДС 18%» (9б) «Сумма НДС 20%» и (11б) «Сумма НДС 20%) дает общую сумму НДС, которая может быть принята к зачету при формировании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.

В книге покупок не регистрируются счета-фактуры:

- полученные при безвозмездном получении товаров (выполнении работ, оказании услуг), включая основные средства и нематериальные активы;

- полученные при купле/продаже иностранной валюты, ценных бумаг участником биржи (брокером);

- полученные при принятии комиссионером (агентом) товара от комитента (принципала) для

реализации;

- полученные при принятии комиссионером (агентом) денежных средств от продавца при выполнении договора комиссии (агентского) на приобретение товара;

- оформленные поставщиком на суммовую разницу.

Покупатели, перечисляющие денежные средства продавцу в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), счета-фактуры на аванс в книге покупок не регистрируют, так как «счета-фактуры, полученные от продавцов, регистрируются налогоплательщиком в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты». А такое право возникает у налогоплательщика не ранее, чем соответствующие товары, работы, услуги, имущественные права будут этим налогоплательщиком приняты к учету.

2.Учет продаж

При учете продаж формируются данные по всем видам отгруженного имущества (товары, материалы, основные средства, нематериальные активы и пр.), оказанных работ и услуг. По каждой сделке ведется учет поступления оплаты за оприходованное имущество и отображается итоговый долг покупателя. Учет ведется по принципу регистрации сделки с контрагентом с указанием состава отгруженного имущества (по данным товарной накладной) и датой поступления оплаты за него. В рамках учета продаж формируются все первичные документы, необходимые для представления покупателю по произведенной сделке.

Порядок осуществления и учета продаж следующий:

1. Заключение договора с контрагентом-покупателем на продажу материальных ценностей либо на выполнение для заказчика определенных работ или услуг.

2. Выставление счета покупателю на оказанные работы или услуги и товарной накладной на продажу материальных ценностей.

3. Поступление денежных средств на банковский счет или в кассу.

4. Передача покупателю материальных ценностей либо выполнение работ или услуг.

5. Выставление покупателю счета-фактуры и акта о завершении работ по заключенному договору.

6. Отражение произведенной продажи (реализации) в бухгалтерском учете (поступление денежных средств на счете 51 (или 50), учет на счете 62 в Журнале учета продаж).

7. Отражение проведенной операции в Книге продаж.

Рассмотрим вышеприведенные пункты более подробно.

Пример договора на оказание услуг приведен в Приложении 36.

В договоре обозначены организация-заказчик и организация-исполнитель (в данном случае – наша фирма), предмет договора, обязательства сторон, сроки выполнения работ и общая стоимость работ, включая НДС. Имеются также пункты «Ответственность сторон», «Порядок сдачи-приемки работ», «Прочие условия». Обязательным является указание юридических адресов и банковских платежных реквизитов для обеих сторон. Можно видеть, что обязательные пункты договора близки к тем обязательным пунктам, которые были обозначены при рассмотрении договора поставки.

Заключение договора на продажу либо договора на выполнение работ или оказание услуг не является обязательным требованием для осуществления продажи. Выставленный исполнителем счет на оплату может служить одновременно договором, который считается выполненным после проведения оплаты этого счета.

Пример оформленного счета показан в Приложении 37.

Счет на продажу имеет ту же самую форму, что и счет на покупку, только теперь в качестве продавца выступает наша фирма, и в образце заполнения платежного поручения указываются ее банковские реквизиты.

Оформление товарной накладной производится в соответствии с формой № ТОРГ-12 точно так, как при осуществлении покупки, только организацией-грузоотправителем является наша фирма.

Оплата счета за проданные материальные ценности либо оплата по договору производится по безналичному расчету через банк, либо через кассу с помощью приходного кассового ордера. Проводки имеют вид:

51/00 62/00 через банк,

либо 50/00 62/00 через кассу.

Счет-фактура предназначается для учета и последующего расчета налога на добавленную стоимость (НДС). Вид счета-фактуры показан в Приложении 38, при этом меняются местами продавец и покупатель (счет-фактуру выставляет в данном случае продавец – наша фирма).

Если при оформлении покупки был заключен договор продажи материальных ценностей либо договор на выполнение работ или услуг, то при завершении сделки может быть оформлен «Акт о выполненных работах, услугах». Пример оформления такого акта показан в Приложении 39. Акт оформляется по той же самой форме, что и при осуществлении покупки работ или услуг.

В бухгалтерском учете реализация материальных ценностей, работ или услуг производится в Журнале продаж. Записи в Журнале могут производиться различными способами, например, на основании счета-фактуры. При проведении документа делается запись в карточке контрагента-покупателя, а также выбираются проводки, отражающие необходимую операцию реализации. Сумма по счету относится на счет доходов (выручка от реализации - счет 90/01, либо прочие доходы – счет 91/01). Во всех случаях, если организация является плательщиком НДС, делается проводка по счету 68.04 «НДС».

Реализация работ, услуг

62/00 90/01 (91/01) Сумма по счету-фактуре

90/03 68/04 Сумма НДС

Реализация основного средства

62/00 90/01 (91/01) Сумма по счету-фактуре

90/03 68/04 Сумма НДС,

при этом должна быть списана стоимость основного средства:

01/10 01/00 Списание стоимости о/с

02/00 01/10 Списание амортизации о/с

90/02 01/10 Расходы по выбытию о/с

Реализация нематериального актива:

62/00 90/01 (91/01) Сумма по счету-фактуре

90/03 68/04 Сумма НДС

при этом должна быть списана стоимость нематериального актива:

04/01 04/00 Списание стоимости н/м актива

05/00 04/01 Списание амортизации н/м актива

90/02 04/01 Расходы по выбытию н/м актива

Реализация материалов:

62/00 90/01 (91/01) Сумма по счету-фактуре

90/03 68/04 Сумма НДС

при этом должна быть списана стоимость материала:

90/02 10/01 Списание стоимости материалов

Реализация товаров :

62/00 90/01 (91/01) Сумма по счету-фактуре

90/03 68/04 Сумма НДС

при этом должна быть списана стоимость товара:

90/02 41/01 Списание стоимости товаров