Документальное оформление
Оценка материалов
Имеет свои особенности на трех этапах:
1. При принятии к учету
2. В текущем учете
3. При отпуске на производство или ином выбытии
При принятии к учету в соответствии с ПБУ 5/01 МПЗ оцениваются по фактической себестоимости, порядок определения стоимости зависит от их поступления. Если МПЗ приобретены за плату, то их фактической стоимостью признается сумма фактических затрат связанных с их приобретением.
Цена поставщика+цена доставки итд. Без НДС.
МПЗ изготовлены самой организацией. Фактической себестоимостью признается сумма фактических затрат связанных с их изготовлением. МПЗ внесены в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации – фактической стоимостью признается их оценка, согласованная между учредителями (участниками).
МПЗ получены организацией безвозмездно по договору дарения, а также оставшиеся от выбытия ОС или другого имущества – фактическая стоимость определяется исходя из текущей рыночной стоимости на дату принятия их к учету.
МПЗ получены по договорам в обмен на другое имущество.
Фактической стоимостью МПЗ признается стоимость обмениваемого имущества.
В случаях 3,4,5 фактическую себестоимость могут включается, затраты организацией по доставке МПЗ и приведении их в состояние пригодное для использования. Фактическая себестоимость МПЗ в которой они приняты к учету, как правило не изменяется.
Если стоимость МПЗ приобретена в иностранной валюте, то производится пересчет в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия МПЗ к учету.
В бухгалтерском учете при учете материалов используются, как правило, унифицированные учетные документы.
Основными из них являются:
1. Доверенность применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при поступлении ценностей у поставщика на основании ранее заключенного договора, заказа итд. М-2
2. Приходный ордер форма М-4 – составляется в одном экземпляре одним лицом при поступлении материалов на склад.
3. Акт о приемке материалов, форма М-7, применяется при приемке материалов в тех случаях, когда выявляются количественные и качественные расхождения, а также расхождения по ассортименту между данными сопроводительных документов поставщика и фактически поступившими материалами. Он оформляется в тех же случаях, когда материалы поступают без документов, данный акт является основанием для предъявления претензий к поставщику.
4. Товарно-транспортная накладная. Как правило, сопроводительные документы поставщика – это товарно-транспортная накладная, плюс счет фактура. Если данные товарно-транспортной накладной не расходятся с фактически поступившими материалами (по качеству, количеству и ассортименту), то приходный ордер формы М-4 может не оформляться, в этом случае на товарно-транспортную накладную ставится штамп с реквизитами приходного ордера.
5. Лимитно-заборная карта, форма М-8. Применяется для отпуска материалов со склада в производство в тех организациях, где установлены лимиты на расход материалов. Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению главного инженера, руководителя организации или других лиц уполномоченных на это.
6. Требования, накладная форма М-11. Обычно применятся для учета движения материалов внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответственными лицами. Накладная на отпуск материалов на сторону, форма М-15, используется при отпуске материалов структурным подразделениям расположенным за пределами территории головной организации или сторонним организациям на основании соответствующих договоров.
7. Карточка учета материалов М-17. Применяется для учета движения материалов на складе пор каждому сорту виду и размеру материалов. Ведет ее материально-ответственное лицо (кладовщик, зав. складом). Заполняется карточка на каждый номенклатурный номер материала, заполняется на основании приходных и расходных документов в день совершения операции.
8. Акт об оприходовании материальных ценностей полученных при разборке и демонтаже зданий сооружений форма М-35 и др.
9. Карточка учета малоценных и быстро изнашиваемых предметов. Форма МБ-2. Для учета МБП выданных под расписку работникам для длительного использования.
10. Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов – МБ-4, применяется при списании МБП с учета.
11. Акты на списание форма МБ-8.
12. Ведомость учета выдачи спецодежды, специальной обуви и предохранительных приспособлений форма МБ-7.
Аналитический учет материалов, как правило, ведется на основе оборотных ведомостей или сальдовым методом.
При использовании оборотных ведомостей в бухгалтерии ведутся карточки количественно-суммового учета по каждому номенклатурному номеру материалов, в котором отражается наличие и движение материалов. На основании карточек в бухгалтерии ежемесячно составляются оборотные ведомости по каждому складу, отдельно учитываются транспортно-заготовительные расходы.
При сальдовом методе количественный и суммовой учет движения материалов не ведется в виде карточек или оборотных ведомостей.
В бухгалтерии составляется только сальдовая ведомость на основе данных складского учета.