Методы учета затрат и калькулирования себестоимости

В системе учета полных затрат и при маржинальном подходе

Понятие маржинальной прибыли. Порядок расчета прибыли

 

Маржинальная прибыль - это разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами. Расчет маржинальной прибыли приведен в таблице 5.

Таблица 5

Финансовый результат деятельности при использовании «директ-костинг»

Показатели Условные обозначения Сумма, руб.
1. Выручка от реализации продукции 2. Переменные затраты 3. Маржинальная прибыль (доход) 4. Постоянные расходы 5. Прибыль от основной деятельности В ПЗ МП=В-ПЗ ПР П=МП-ПР 2 000 1 200

 

Формирование финансовых результатов при маржинальном подходе включает в себя следующие этапы:

- вначале определяется частичная себестоимость единицы продукции, в которой учитываются только переменные затраты;

- затем определяется маржинальная прибыль (разница между ценой реализации и частичной себестоимостью);

- затем определяется прибыль по основной производственной деятельности, т.е. удельная маржинальная прибыль, умноженная на объём выпуска продукции за минусом стоимости постоянных затрат;

- затем определяется результат по финансовым операциям (операции с ценными бумагами, аренда, продажа ос­новных средств и др.);

- затем определяется валовая прибыль, т.е. сумма прибыли по основной производственной и внереализационной деятельности;

- затем определяется налог на прибыль;

- определяется чистая прибыль.

Порядок расчета прибыли при маржинальном подходе и в системе учета полных затрат приведен в таблицах 6 и 7.

 

Таблица 6

Расчет прибыли при маржинальном подходе

Показатели Себестоимость, руб. Выручка, руб.
1. Выручка от реализации продукции  
2. Переменная часть себестоимости товаров для продажи 184 500  
3. Минус конечные остатки готовой продукции 19 188  
4. Переменная часть себестоимости реализованной продукции 165 312  
5. Плюс переменные коммерческие расходы (внепроизводственные) 22 400 * 4,80 = 107 520   [A2]
Итого расходов (4) + (5) 272 832  
6. Маржинальная прибыль (1) - 272 832   273 168
7. Минус постоянные затраты, в т.ч.: - производственные - коммерческие - административные 167 500 37 000 49 100 81 400  
Операционная прибыль до налогообложения (6)-(7)   105 668

 

Таблица 7

Расчет прибыли в системе учета полных затрат

Показатели Себестоимость, руб. Выручка, руб.
Выручка от реализации продукции Себестоимость произведённой продукции Минус конечные остатки готовой продукции Итого себестоимость реализованной продукции Валовая прибыль (1) - (4) Коммерческие расходы (в т.ч. переменные и посто­янные) Административные расходы Итого расходы (6) + (7) Операционная прибыль до налогообложения (5) - (8)   221 500 23 036 198 464   107 520 + 49 100 = 156 620 81 400 238 020 546 000   347 536   109 516

 

 

 

В промышленности основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции предусмотрены 3 основных метода учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции:

1) позаказный метод;

2) попроцессный (попередельный) метод;

3) нормативный метод.

Под методом калькулирования понимают систему приёмов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, от его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла и номенклатуры вырабатываемой продукции. Соотношение методов калькулирования и способов калькуляции приводится в таблице 8.

Таблица 8

Методы калькулирования и способы калькуляции

Методы калькулирования Способы калькуляции
1. Позаказный метод Суммирование затрат, прямого расчета, исключение затрат
2. Попередельный метод Распределение затрат, суммирование затрат, исключение затрат
3. Попроцессный метод Суммирование затрат
4. Нормативный метод Нормативный

 

Таким образом, использование различных методов и способов исчисления себестоимости направлено на получение достоверной информации о затратах на отдельный продукт.

Эта информация может быть использована как для контроля соблюдения запланированного уровня затрат, так и для определения прибыльности отдельных продуктов и принятия на этой основе решений в области ценообразования и ассортиментной политики.