Строение счетов.
Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций, связанных с изменением средств.
По каждому объекту учета открывается отдельный балансовый счет, на котором отражаются движение средств в течение месяца ( поступление, расходование) и выводятся остатки на конец месяца.
Каждый счет имеет две части : левую – дебет и правую – кредит. За месяц определяются обороты (итоги) по каждой части для определения остатка, который называется сальдо. Отражение информации по дебету и кредиту счетов определяется их структурой.
По структуре и принципу частей баланса (актив и пассив) счета различают активные, пассивные и смешанные (активно-пассивные).
Активныесчета учитывают хозяйственные средства (имущество) по их составу и размещению.
К ним относятся счета 1-5 разделов ( основные активы, производственные запасы, затраты на производство, готовая продукция, денежные средства).
Пассивные счета применяются для учета источников образования хозяйственных средств по их целевому назначению.
К ним относятся счета 8,9 разделов ( собственный и заемный капитал).
Активно-пассивныесчета применяются для учета расчетов –счета 6 раздела и финансовых результатов – счета 7 раздела.
Схематически строение счетов можно представить:
Активный счет Пассивный счет
Дебет – Д-т | Кредит – К-т | Дебет- Д-т | Кредит – К-т |
С-до на нач. м-ца | С-до на нач. м-ца | ||
Приход -поступление | Расход- уменьшение | Расход- уменьшение | Приход -поступление |
Об. | Об. | Об. | Об. |
С-до на конец м-ца | С-до на конец м-ца |
Активно-пассивные счета могут иметь сальдо и по дебету и (или) по кредиту.
Сальдо на конец месяца = Сальдо на начало месяца + оборот по поступлению средств – оборот по уменьшению средств.
Сальдо на начало всегда суммируют с оборотом этой же части, т.е. дебет с дебетом, кредит с кредитом. В оборот- итог поступлений или расхода средств сальдо на начало не включается, оно суммируется с оборотом для определения сальдо на конец периода.
Принцип баланса ( равенство его частей –актива и пассива) или учет средств и источников обуславливают принцип двойной записи на счетах – т.е. сумма каждой хозяйственной операции должна быть записана на двух счетах, по дебету одного и кредиту другого счетов. Это и есть двойная запись или бухгалтерская проводка. Взаимодействие двух счетов называется корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими.
Принцип двойной записи обеспечивает сбалансированность (равенство) итогов по счетам ( итог дебета всех счетов = итогу кредита всех счетов) и равенство актива и пассива бухгалтерского баланса. При неравенстве баланса надо искать ошибку в корреспонденции счетов.
Для итогового обобщения информации о состоянии имущества организации и финансовых результатах составляют бухгалтерский баланс и другие отчеты ( отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о движении капитала и др.).
Бухгалтерский баланс – ф.№1 отражает информацию об остатках и состоянии средств предприятия и результатах хозяйственной деятельности.
По форме – это таблицы, составляемые на определенную дату на основе данных главной книги и оборотно-сальдового баланса.
Бух.баланс состоит из двух частей – актива и пассива, т.е средства и источники, итоги которых равны.
Актив состоит из двух разделов ( основные и оборотные активы). Пассив содержит три раздела – капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные пассивы. В составе краткосрочных пассивов основная часть – кредиторская задолженность.
Итог актива и пассива называют валютой баланса. В валюте баланса основные средства и нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости ( первоначальная стоимость – износ).
В каждом разделе данные показываются по строкам или статьям баланса.
В практике выделяются несколько разновидностей баланса: брутто и нетто балансы, вступительные, отчетные, текущие балансы, консолидированные-сводные, разделительные, ликвидационные балансы.
В течение отчетного года балансы составляются поквартально с нарастающим итогом – на 1.01 – начальный или вступительный баланс, на 1.04 – за 1 квартал, на 1.07 – за полугодие, на 1.10. – за 9 месяцев, на 1.01 – за отчетный год, 12 месяцев.