Особенности учета арендованных ОС

Учет ремонта ОС

Учет выбытия ОС

 

Учет выбытия ОС должен вестись на счетах 01, субсчет выбытие ОС (01в) и 91 (прочие доходы и расходы), любое выбытие ОС оформляется следующими бухгалтерскими записями: 01в - 01 (на первоначальную стоимость), 02 – 01в (на сумму начисленной амортизации), 91 – 01в (на остаточную стоимость ОС)

 

Выбытие ОС оформляется актами приема-передачи ОС-1 и другими документами, в зависимости от причины выбытия.

 

В акте на списание объектов ОС указываются данные инвентарной карточки №ОС-6, кроме этого в этом акте указываем причину выбытия, а так же состояние отдельных деталей и узлов. Детали, узлы и конструктивные элементы, пригодные для дальнейшего использования, а также другие оставшиеся от разборки материалы приходуются следующей бухгалтерской записью: 10 - 91

 

 

Продажа ОС оформляется следующими бух. Записями:

 

62 – 91

 

91 – 68 на сумму НДС

 

01в – 01

 

02 – 01в

 

91 – 01в

 

91 – 70/69/60… - расходы связанные с продажей ОС

 

91 – 99 если получена прибыль

 

ИЛИ

 

99 – 91 если получен убыток

 

 

При списании ОС (ликвидации) оформляются следящие записи.

 

С начала как с выбытием.

91 – 70/69/60/10… расходы, связанные с ликвидацией

10 – 91 – оприходованы материалы, пригодные для дальнейшего использования

91 – 99 если получена прибыль

 

ИЛИ

 

99 – 91 если получен убыток

 

Восстановление ОС может осуществился посредством ремонта, а так же модернизации и реконструкции.

 

Расходы на ремонт должны быть учтены в составе затрат.

 

По объему и характеру производимых ремонтных работ ремонт ОС может быть капитальным и текущим. Ремонт может осуществляться силами самой организации (хозяйственный способ) или силами сторонних организаций (подрядный), расходы по ремонту ОС относят на затраты того периода, в котором они возникли.

 

В бух учете оформляются следующие записи:

 

При ремонте подрядным способом: 20/25/26/44…-60, 19-60 на сумму НДС, 68 – 19.

 

При ремонте хозяйственным способом: 20/25/26/44… - 70/69/10

 

На предприятии может создаваться резерв для равномерного списания затрат по ремонту. При создании такого резерва будут оформляться следующие записи:

 

1) Отражена сумма резерва на ремонт ОС (создание резерва), 20/25/26/44… - 96

2) Ремонт подрядным способом:

96-60

19 – 60

68 – 19

3) Хозяйственным способом

96 – 10/70/69

 

По договору аренды арендодатель предоставляет имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение. В период аренды права и обязанности собственника остаются у арендодателя. Арендодатель учитывает сданное в аренду имущество на своем балансе, но делает пометку в инвентарной карточке.

 

В соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99 доходы и расходы от сдачи имущества в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе прочих доходов и расходов.

 

При первом варианте сдача имущества в аренду признается обычным видом деятельности, поэтому расходы по этой деятельности учитываются на счетах затрат 20/26/25/44…, а доходы на счете 90

 

При втором варианте сдача имущества в аренду не является предметом деятельности организации, поэтому доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитываются на счете 91 (прочие доходы и расходы).

 

Начисленная амортизация по сданным в аренду ОС арендодатель отражает запись 91 - 02


Арендатор учитывает арендованные ОС на забалансовом счете 001 по первоначальной стоимости обозначенной в договоре аренды. Поэтому у арендатора эти ОС нечислятся на балансе организации.

 

У арендаторов арендная плата отражается следующей бухгалтерской записью: 20/25/26/44… - 60/76

 

 

Перечисление сумм арендной платы будет отражаться следующим образом: 60/76 – 51