Процент как основной вид цены кредитных ресурсов

Общая характеристика кредитного рынка

ТЕМА 8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА КРЕДИТНОМ РЫНКЕ

 

8.1. Общая характеристика кредитного рынка

8.2. Процент как основной вид цены кредитных ресурсов

8.3. Факторы, воздействующие на формирование процента

8.4. Виды цен на банковские продукты

8.5. Зарубежный опыт определения цен на основные виды банковских продуктов

8.6. Формирование цен на кредиты и другие банковские продукты

 

Кредитный рынок – совокупность экономиче­ских взаимоотношений, возникающих между кредитором и заемщи­ком при передаче во временное пользование ценностей на условиях возвратности, срочности и платности.

В современном обществе кредитные отношения получили широ­кое развитие. Не­которая часть кредитов оформляется через выпуск и реализацию на свободном рынке облигаций – эти кредитные отношения относят к рынку ценных бумаг. Коммерческий кредит традиционно оформляется выдачей должником векселя, также являющегося ценной бумагой. При этом векселя могут не только использоваться как кредитный инструмент, но и выполнять функции сред­ства платежа (при оплате купленных товаров или долго­вых обязательств), являясь инструментом денежного рынка.

Кредитный рынок в более узкой трактовке включает часть кредитных отношений, основными участниками которых яв­ляются кредитные организации. На украинском рынке среди кредитных организаций преобладают коммерческие банки. Именно они форми­руют спрос и предложение кредитных ресурсов и определяют уро­вень цен.

 

В общем толковании цена – денежное выражение стоимости или ценности продукта. В понятие «продукт» входит все, что предлагается на рынке для про­дажи и находит спрос или потенциально может быть продано и имеет для человека определенную ценность. По отношению к кредитному рынку основным продуктом, реали­зуемым на нем, является услуга, оказываемая кредитором, по предос­тавлению ценностей во временное пользование заемщику на условиях возвратности, срочности и платности. По условиям кредитного дого­вора должник по окончании срока не только возмещает ссуду, но и оп­лачивает стоимость услуги кредитора.

Кредитный продукт име­ет особую форму оплаты, называемую процентом. Процент – денежное выражение стоимости или ценности кредитной услуги; на практике он выступа­ет в виде суммы денег, уплачиваемой заемщиком за право пользования объектом кредита.

Специфика процента состоит в способе его формирования или фор­ме расчета. Уплачиваемая заемщиком сумма не позволяет определить реальную стоимость кредита. Эта оценка зависит, прежде всего, от общей стоимости взятых в кредит средств. Действитель­ной ценой кредита является процентная ставка, определяемая как отно­шение суммы, подлежащей уплате за использование кредитных ресур­сов, к величине предоставленного кредита. Чем выше процентная ставка при одной и той же величине кредита, тем большую сумму при­дется уплатить заемщику и, значит, тем дороже для него кредит.

Понятия «цена кредита» и «процентная ставка» на практике могут полностью совпадать или различаться. Если в процентную став­ку включены все затраты, связанные с процессом кредитования, то она соответствует понятию цены кредита. Но кредитор может использо­вать другой метод определения общей цены кредита, выделив про­центную ставку как плату за кредитные ресурсы и установив отдельно плату за оформление, выдачу кредита, мониторинг и т.д. Таким образом, в более частном случае процентная ставка представляет собой плату за кредитные ресурсы.

Процент проявляет свою сущность через выполняемые им функции.

1) Измерительная функция используется для отображения стоимости или ценности кредитной услуги. Устанавливаемая кредитором процент­ная ставка служит той мерой стоимости кредита, которой он предполага­ет покрыть свои затраты (на приобретение кредитных ресурсов, на орга­низацию процесса кредитования) и получить прибыль. Заемщик, исходя из своих потребностей и возможностей, формирует свой уровень про­центной ставки, определяя для себя степень ценности кредита.

2) Функция балансировки спроса и предложения осуществляется через формирование равновесной процентной ставки, при которой все предназначенные для выдачи кредитов ресурсы находят своих потребителей. Процесс уравновешивания реализуется в результате взаимодействия со­вокупного спроса и совокупного предложения кредитных ресурсов на рынке. Вокруг равновесной ставки процента происходит колебание ре­альных ставок, по которым различные банки предоставляют кредиты за­емщикам.

3) Перераспределительная функция заключается в спо­собствовании перемещению свободных ресурсов от их владельцев к тем, кто испытывает в данное время в них потребность. Наличие платы за кредит создает заинтересованность кредитора в организации движения объекта кредита к заемщику, который таким образом формирует свои финансовые ресурсы. Происходит перераспределение накоплен­ных средств для их более эффективного в данное время применения и удовлетворения потребностей заемщика.

Уровень процентной ставки также влияет на перераспределе­ние доходов, так как на рынке постоянно происходит колебание кон­кретных ставок вокруг равновесного уровня. При более высокой став­ке доходы от использования кредитных ресурсов перераспределяются в пользу кредитора, а при по­ниженной ставке – в пользу заемщика. Эта функция может быть реализована на общегосударственном уровне посредством политики дешевых (дорогих) кредитов, что приводит к росту (снижению) использования заемных средств в хозяйстве.

4) Стимулирующая функция проявляется как воздействие на активность использования кредита путем установления различных размеров пла­ты за него. Эта функция реализуется коммерческими банками на прак­тике при формировании и проведении своей ценовой политики.

Конкретное воплощение ценовая политика находит в дифференциа­ции процентных ставок в зависимости от параметров ссуды (категория и надежность заемщика, длительность ссуды, рискованность объекта кре­дита и т.д.). При этом банк может привлечь наиболее желательных клиентов низким уровнем процентов по предоставляемым ссудам. В противоположном случае банк может предложить клиенту намеренно высокую плату за кредит, а также более жесткие условия кредитования. Дифференциация процентных ставок по ссудам позволяет кредитору не только сформировать определенный круг обслуживаемых клиентов, но и достичь балансировки двух разнонаправленных целей своей деятельности – повышения доходности (высокая плата при риско­ванности кредита) и снижения риска своей деятельности (низкая плата по ссудам, предоставляемым особо надежным заемщикам). Все это характеризует процент как одну из разновидностей цен, ус­танавливаемых на услуги кредиторов по предоставлению во временное пользование средств (ценностей).