Методы регулирования

Регулируемые розничные цены на потребительском рынке товаров и услуг.

Регулируемые цены – это цены, на величину которых воздействует государство. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансиро­ванной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается и осуществляется постепенный переход к свободному ценообразованию.

В переходный для экономики период усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен. Регулирование цен го­сударством в Украине за последние годы было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам.

Цель государственного регулирования заключается в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей. Важной задачей при этом является достижение опреде­ленных социальных результатов, таких как поддержание достаточного прожиточного минимума, предоставление населению возможности при­обретать в достаточном количестве товары первой необходимости.

В последние годы государственное регулирование цен на потребительские товары и услуги в Украине осуществлялось в следующих формах:

1. Выплата отдельным производителям органами исполнительной власти дотаций, позволяющих поддерживать цены на уровне, более низком, чем диктует рынок.

2. Установление для производителей, оптовых и розничных орга­низаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.

3. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и надбавок к отпускным ценам изготовителя.

4. Установление твердых фиксированных цен.

5. Установление сельскохозяйственным предприятиям и постав­щикам, реализующим продукцию по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогам и другим платежам в бюджет.

6. Установление предельного уровня торговых надбавок к отпуск­ным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.

Получивший ранее распространение в нашей экономике метод регули­рования цен через уровень рентабельности к издержкам в настоящее время практически не используется, так как предприятия не заинтере­сованы в снижении издержек производства. За рубежом уровень цен регулируется путем ограничения получения по­вышенной рентабельности на вложенный капитал.

В Украине регулируются цены и тарифы на продукцию в поездах дальнего следования, услуги телеграфной связи и проводного вещания, перевозки пассажиров всеми видами общественно­го транспорта, оплату населением жилья и коммунальных услуг, отдельные виды топливно-энергетических ресурсов и некоторые другие виды товаров и услуг.

Основными формами регулирования потребительских цен явля­ются:

- ограничение торговой надбавки и сочетание этого ме­тода с ограничением оптовой надбавки;

- установление фиксированной цены и сочетание этого метода с дотациями;

- ограничение рентабельности предприятий-производителей;

- установление предельной цены;

- другие методы.

Для большинства потребительских товаров наиболее часто приме­няются такие методы регулирования цен, как ограничение торговой надбавки, сочетание ее с оптовой надбавкой или с ограничением рен­табельности местных предприятий-производителей (продукты дет­ского питания, медикаменты и перевязочные материалы). Установле­ние фиксированной или предельной цены используется в основном при регулировании цен на услуги и топливо, а также на муку и хлеб. Эффективность государственного регулирования розничных цен во многом зависит от его взаимодействия с другими методами воздей­ствия на экономику (изменение налоговых ставок, регулирование за­работной платы и др.).

Рассмотрим порядок формирования цены на товары при осуществлении торговых операций в различных хозяйственных ситуациях. За­конодательством предусмотрены следующие способы учета товаров и затрат, связанные с их приобретением и продажей:

- оценка товаров в бухгалтерском учете: по покупной стоимости, по продажным ценам;

- оценка товаров при их приобретении: по фактической себестоимости приобретения, по учетным ценам, оценка товаров по покупным и продажным ценам.

При выборе способа оценки товаров в бухгалтерском учете – по покупным или продажным ценам – необходимо помнить, что учет то­варов по продажным ценам разрешается только организациям рознич­ной торговли.

В ситуации, когда организация продает товары, как в розницу, так и оптом, и в момент приобретения товаров трудно определить, в какой форме будет осуществлена их продажа, учет товаров можно вести по покупным ценам. Если организация все же решила продажу товаров осуществлять по продажным ценам, а оптом – по покупным, то фор­мирование продажной цены товаров при невозможности выделить розничный оборот в момент приобретения товаров осуществляется при передаче их на реализацию.

Учетные цены применяются в тех случаях, когда расходы по приобретению товаров носят регулярный долгосрочный характер, скла­дываются из нескольких видов периодически осуществляемых за­трат, договорная стоимость товаров определяется в условных денеж­ных единицах. Если организация ведет учет товаров по учетным ценам, то необхо­димо принимать во внимание сложившуюся практику приобретения товаров, ожидаемые изменения на потребительском рынке и другие факторы, способные оказать влияние на формирование цен на товары и услуги, связанные с их приобретением, чтобы не допустить сущест­венных отклонений учетной цены от фактической себестоимости приобретаемых товаров.

Структура регулирования розничной цены включает регулируе­мую оптовую цену и торговую наценку (скидку):

Регулируемая розничная цена = Регулируемая оптовая цена + Торговая скидка

 

Торговая наценка (скидка) в регулируемой розничной цене явля­ется регулируемой со стороны местных органов власти. При этом регу­лируемая оптовая цена включает себестоимость, прибыль и НДС.