Розничные цены на потребительском рынке
Рынок потребительских товаров и услуг
ТЕМА 4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
4.1. Рынок потребительских товаров и услуг
4.2. Розничные цены на потребительском рынке
4.3. Свободные цены на потребительском рынке
4.4. Регулируемые розничные цены на потребительском рынке товаров и услуг. Методы регулирования
4.5. Система розничных цен на потребительские товары и услуги.
Рынок потребительских товаров и услуг охватывает реализацию товаров и услуг, приобретаемых населением. Существует два способа реализации потребительских товаров – оптом и в розницу. Основным критерием для разграничения оптового и розничного оборота товаров является цель их использования покупателем.
Продажа товаров относится к розничной торговле, если эти товары предназначены для личного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Продажа товаров юридическим и физическим лицам для осуществления предпринимательской деятельности относится к оптовой торговле.
В Украине рынок потребительских товаров и услуг развивается достаточно высокими темпами. Более высокими темпами увеличивается оборот общественного питания. На значительное увеличение оборота розничной торговли, общественного питания и платных услуг оказывал влияние рост розничных цен (тарифов). Так, за последние 10 лет наблюдался рост потребительских цен, особенно на такие продукты, как говядина и свинина, колбаса, хлеб и хлебобулочные изделия, водка, молочные продукты, рыба, различные крупы.
Основная доля оборота как в розничной торговле, так и в общественном питании приходится на малые предприятия, при этом их доля имеет тенденцию к росту. Доля крупных и средних организаций в общем обороте розничной торговли менее значительна.
Увеличение доли продовольственных товаров и снижение доли непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли связано с ценами потребительских товаров и услуг населению и свидетельствует о снижении уровня жизни населения. Изменение товарной структуры оборота розничной в обратную сторону говорит об увеличении этого уровня.
В системе цен, обслуживающих хозяйственный оборот, розничная цена занимает особое место, что определяется ее социально-экономической природой. Розничные цены оказывают значительное влияние на сферу распределения и обращения потребительских товаров, формирование пропорций, складывающихся на рынке между спросом и предложением, покупательную способность национальной валюты и уровень жизни населения. Розничные цены являются денежным выражением ценности товаров, поступающих в потребление населения. При этом в цене может отражаться не только ценность товара, но и изменение покупательной силы денег (инфляция или дефляция).
Розничные, цены служат важным инструментом для экономического роста. Они функционируют во взаимосвязи с другими видами цен (оптовыми, отпускными, ценами закупки и т.д.) и образуют в совокупности с ними единую взаимосвязанную систему цен, которая обеспечивает процесс реализации созданного общественного продукта. При этом розничные цены обеспечивают в этом процессе реализацию той части созданного общественного продукта, которая по своей натуральной форме может быть использована только в виде предметов личного потребления. Она образует практически фонд потребления, определяя при этом пропорцию конечного распределения национального дохода в денежном его выражении на фонд накопления и фонд потребления.
Пропорции обмена отдельных потребительских товаров на денежные доходы населения получают свое количественное выражение в формировании уровней цен, складывающихся на отдельных товарных рынках.
В денежной форме фонд потребления в его основной части (за вычетом внерыночного фонда) выступает в виде суммы всех денежных доходов населения (за вычетом налогов и прироста денежных сбережений), образующих платежеспособный спрос населения. Сумма потребительских товаров в розничных ценах в условиях сбалансированного рынка равна величине платежеспособного спроса населения. Поэтому розничные цены выступают как цены конечной реализации потребительских товаров и услуг в отличие от оптовых цен этих товаров. Формирование уровня розничных цен определяется, главным образом, соотношением спроса и предложения. А это соотношение учитывает множество различных факторов, воздействующих на решения как производителей, так и потребителей.
В условиях переходного периода к рыночным отношениям политика Украины в области розничных цен направлена на обеспечение нормального функционирования рынка товаров и услуг для населения, прежде всего не допуская его монополизации, что ведет к завышению цен. В некоторых случаях государство может вмешиваться в процесс ценообразования, регулируя уровень цен, как правило, в интересах потребителей. Так, по льготным тарифам значительная часть населения оплачивает жилищно-коммунальные услуги, проезд в городском транспорте и др. Определенная часть товаров и услуг реализуется населению бесплатно (здравоохранение, просвещение и др.).
Современный рынок в Украине характеризуется преобладанием продавца над покупателем. Одна из задач государства в связи с этим – способствовать созданию объединений потребителей, которые могли бы реально отстаивать их интересы, в том числе и при определении уровня розничных цен. Поднять уровень жизни населения можно только за счет развития производства в соответствии с ростом денежных доходов населения. За счет государственного регулирования розничных цен радикально эту проблему решить невозможно.
На изменение уровня розничных цен оказывает влияние изменение издержек обращения в торговле. Однако издержки обращения (транспортировка, расфасовка, хранение, доставка товаров, расходы по обслуживанию процессов купли-продажи, расходы по ведению денежного хозяйства торговых предприятий и т.д.) фактически увеличивают общие затраты и влияют на уровень цен, так же, как и производственные затраты. Но на уровень издержек обращения в большей степени влияют факторы, лежащие на стороне денег.
Для покрытия издержек обращения и получения необходимой прибыли в торговле применяются торговые надбавки или торговые наценки. Использование наценок, или надбавок, в конечной цене зависит от конкретных отношений производителя и продавца товаров. Покупателя интересует только конченый уровень цены, а размер надбавок (наценок) ему безразличен. В современной Украине чрезмерное развитие получили посреднические торговые операции, которые ведут к завышению конечных цен. Здесь уместно вмешательство государства.
В зависимости от порядка установления цены на потребительские товары делятся на свободные (рыночные) и регулируемые. Принцип свободной торговли, свободного предпринимательства в условиях рыночных отношений предполагает свободу установления цен на производимые товары и услуги. Эти цены формируются на основе соотношения спроса и предложения и выполняют функцию обратной связи, сигнализируя производителю о состоянии рынка, расширении или сокращении платежеспособности спроса. В настоящее время розничные цены на потребительские товары и услуги увеличиваются умеренными темпами.
После перехода экономики Украины к рынку сохранилась практика регулирования розничных цен на потребительские товары и услуги. К товарам народного потребления, цены на которые ранее регулировались государством, относились: хлеб, молоко, кефир, творог, детское питание, соль, сахар, масло растительное, водка, спирт, спички, лекарства и изделия медицинского назначения. Регулировались также цены на бензин, топливо и некоторые виды услуг для населения.