Экономические школы, разрабатывавшие теорию цены

Цели ценовой политики

С помощью правильно разработанной политики ценообразования можно достичь нескольких целей. К основным целям предпринимательской деятельности относятся:

1. Дальнейшее существование фирмы.(25%) Ставится краткосрочная цель-выживание. Устанавливают предприятия, которые столкнулись с жесткой конкуренцией на рынке и для того, чтобы удержаться на рынке и распродать запасы продукции устанавливаются низкие цены (могут включать только издержки производства). Пример, распродажи.

2. Краткосрочная максимизация прибыли.(13%) Фирма в данном случае устанавливает на товар цену, обеспечивающую максимум прибыли Для реализации цели необходимо определить предварительный спрос и издержки по каждой ценовой альтернативе и выбрать вариант цены, которая принесет максимальную прибыль в краткосрочной перспективе.

3. Лидерство в качестве. (0.03)Фирма ,которая имеет репутацию лидера в качестве устанавыливает высокую цену, чтобы покрыть высокие издержки на обеспечение повышенного качества ( на НИОКР).

4. Максимальное увеличение сбыта. (14%) Устанавливаются низкие цены для реализации политики «наступления на рынок». Однако необходимо учесть ограничения цели: если снижение цен отпугнет конкурентов и они не последуют такому примеру; если чувствительность рынка к ценам очень велика и если можно снижать издержки в результате увеличения объемов производства.

5. Снятие сливок. (14%) Фирма устанавливает высокую цену на товар-новинку в рамках премиального ценообразования. Действует для сегментов рынка с высоким уровнем дохода.

6. Краткосрочная максимизация оборота.(13%) Устанавливается для завоевания доли рынка и достижения максимальной прибыли. Для реализации цели необходимо устанавливать процент комиссионных для посредника от объема сбыта.

Базовые экономические школы, разрабатывавшие теорию цены

До настоящего времени не существует единого, сколь­ко-нибудь согласованного представления о сущности цены. Каждый исследователь определяет цену со своего угла зрения:

Ø По признаку первопричины существования цены можно выделить три подхода к теории цены:

ü цена как произ­водственное отношение (возникает в производстве и им определяется);

ü цена - обменное отношение (формиру­ется рынком);

ü цена - в равной степени производствен­ное и обменное отношение.

Ø По признаку уровня цены как предмета теории цены разде­ляют

ü теорию абсолютного уровня цены (монетаристская концепция - уровень цен определяется исключительно массой денег в обращении; кейнсианская концепция - исключительно соотношением спроса и предложения)

ü теорию относительного уровня товарных цен (соот­ношения цен), которая получила статус центральной проблемы теории цены и связана, в первую очередь, с определением факторов, влияющих на цены.

Ø По признаку абстрактности (степени практического применения) выделяются:

ü политэкономическая или микроэкономическая теория цены, т.е. создание моде­лей равновесного соотношения (структуры) цен на ос­нове тех или иных посылок (например, взаимодействия спроса и предложения в условиях свободной конкурен­ции);

ü рыночно-структурная теория цены (маржина­лизм, неоклассическая теория цены);

ü прикладная часть теории цены (маркетинг цен).

Ø По признаку первичности цены или стоимости (ценнос­ти). По мнению большинства экономистов, цена - это денежное выражение стоимости. Маржиналисты же счи­тали, что первична не стоимость, а цена.