Экономические школы, разрабатывавшие теорию цены
Цели ценовой политики
С помощью правильно разработанной политики ценообразования можно достичь нескольких целей. К основным целям предпринимательской деятельности относятся:
1. Дальнейшее существование фирмы.(25%) Ставится краткосрочная цель-выживание. Устанавливают предприятия, которые столкнулись с жесткой конкуренцией на рынке и для того, чтобы удержаться на рынке и распродать запасы продукции устанавливаются низкие цены (могут включать только издержки производства). Пример, распродажи.
2. Краткосрочная максимизация прибыли.(13%) Фирма в данном случае устанавливает на товар цену, обеспечивающую максимум прибыли Для реализации цели необходимо определить предварительный спрос и издержки по каждой ценовой альтернативе и выбрать вариант цены, которая принесет максимальную прибыль в краткосрочной перспективе.
3. Лидерство в качестве. (0.03)Фирма ,которая имеет репутацию лидера в качестве устанавыливает высокую цену, чтобы покрыть высокие издержки на обеспечение повышенного качества ( на НИОКР).
4. Максимальное увеличение сбыта. (14%) Устанавливаются низкие цены для реализации политики «наступления на рынок». Однако необходимо учесть ограничения цели: если снижение цен отпугнет конкурентов и они не последуют такому примеру; если чувствительность рынка к ценам очень велика и если можно снижать издержки в результате увеличения объемов производства.
5. Снятие сливок. (14%) Фирма устанавливает высокую цену на товар-новинку в рамках премиального ценообразования. Действует для сегментов рынка с высоким уровнем дохода.
6. Краткосрочная максимизация оборота.(13%) Устанавливается для завоевания доли рынка и достижения максимальной прибыли. Для реализации цели необходимо устанавливать процент комиссионных для посредника от объема сбыта.
Базовые экономические школы, разрабатывавшие теорию цены
До настоящего времени не существует единого, сколько-нибудь согласованного представления о сущности цены. Каждый исследователь определяет цену со своего угла зрения:
Ø По признаку первопричины существования цены можно выделить три подхода к теории цены:
ü цена как производственное отношение (возникает в производстве и им определяется);
ü цена - обменное отношение (формируется рынком);
ü цена - в равной степени производственное и обменное отношение.
Ø По признаку уровня цены как предмета теории цены разделяют
ü теорию абсолютного уровня цены (монетаристская концепция - уровень цен определяется исключительно массой денег в обращении; кейнсианская концепция - исключительно соотношением спроса и предложения)
ü теорию относительного уровня товарных цен (соотношения цен), которая получила статус центральной проблемы теории цены и связана, в первую очередь, с определением факторов, влияющих на цены.
Ø По признаку абстрактности (степени практического применения) выделяются:
ü политэкономическая или микроэкономическая теория цены, т.е. создание моделей равновесного соотношения (структуры) цен на основе тех или иных посылок (например, взаимодействия спроса и предложения в условиях свободной конкуренции);
ü рыночно-структурная теория цены (маржинализм, неоклассическая теория цены);
ü прикладная часть теории цены (маркетинг цен).
Ø По признаку первичности цены или стоимости (ценности). По мнению большинства экономистов, цена - это денежное выражение стоимости. Маржиналисты же считали, что первична не стоимость, а цена.