Глоссарий.

Факторы ценообразования – существенные обстоятельства, влияющие на процесс установления цен. Различают макроэкономические, конъюнктурные и регулирующие факторы.

 

Издержки -израсходованная на что-нибудь сумма, затраты*.

Постоянными (от английского fixed cost) называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от обьема производства. Постоянные издержки (FC)связаны с непосредственным существованием предприятия, даже в тех случаях, когда предприятие ничего не выпускает, они должны быть оплачены. К ним относятся: арендные платежи, амортизация, жалование высшему управленческому персоналу и т.д.

Переменными (от английского variable cost - VC) называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема выпуска. Это затраты на сырье, топливо, электроэнергию, большую часть трудовых ресурсов и т.д.

Совокупные издержки (от английского total cost -TC) - сумма постоянных и переменных издержек:

TC = FC+VC

Средние издержки (от английского average cost)- это издержки на единицу продукций.

ATC = TC / Q = AFC + AVC

Предельные издержки (от английского marginal cost)

Предельными издержками называются дополнительные издержки, связанные с увеличением выпуска продукций на 1 единицу.

MC = Δ TC / Δ Q

Конкуренция -экономическое состязание за достижение лучших результатов в области какой-либо экономической деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли.

Совершенная конкуренция –характеристика рынка*, где много фирм продают стандартный товар, и ни одна из них не имеет достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.

 

Несовершенная конкуренция – характеристика рынка*, где ограниченное количество продавцов (или покупателей), обладая некоторым контролем над ценой, конкурируют между собой за объемы продаж.

 

Монополия – тип рыночной структуры, при которой единственный производитель имеет исключительное право на продажу какого-либо продукта или осуществление некоего вида деятельности. Различают билатеральную, чистую. естественную и легальную монополию.

 

Монополистическая конкуренция –ситуация на рынке, когда продавцы конкурируют предлагая дифференцированный товар на рынке, вход куда ограничен для новых продавцов рядом барьеров.

 

Барьер для вступления в отрасль - легальное или естественное препятствие проникновению в отрасль новых фирм. Барьером для входа в монополизированную отрасль могут служить юридические, естественные или экономические причины.

 

Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует единственный покупатель на определенные товары или услуги.

 

Олигополия - тип рыночной структуры, при котором господствующее положение по объемам продаж занимают несколько крупных фирм.

 

Олигопсония– тип рыночной структуры, при котором существует группа крупных потребителей определенного товара или услуги.

 

Ценовая дискриминация– экономическое явление на рынке несовершенной конкуренции является, при котором две единицы одного и того же товара (то есть товара, произведенного при одинаковых затратах и имеющих одинаковое качество) продаются по разным ценам одному и тому же либо разным потребителям.

Ценовая конкуренция способы экономического состязания за объемы продаж через изменение уровня цен.

Неценовая конкуренция способы экономического состязания, которые используют конкурирующие фирмы, отличные от изменения цен на их продукцию.

 

Недобросовестная конкуренция –использование нерыночных форм конкурентной борьбы: недоброкачественной рекламы, незаконное использование товарного знака, распространение ложных сведений о конкурентах.

 

Каналы товародвижения – пути, по которым товары движутся от производителей к потребителям. Влияние каналов товародвижения на ценообразование можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней (0-4) и количеству надбавок к оптовой цене изготовителя.

 

Эластичность спроса по цене (eр) - безразмерная величина, отражающая процентное изменение спроса на товар в результате однопроцентного изменения цены этого товара:

eр= DQ/DP*P/Q

Реакция потребителей на изменение цен, проявляющаяся в изменение объема продаж, измеряется показателем эластичности спроса.

Сегментация рынка –выделение на рынке групп покупателей, по-разному воспринимающих цены: экономные, персонифицированные, этичные и апатичные покупатели.

 

Государственное регулирование цен – формы и методы участия государства в формировании уровней, структуры и движении цен, установлении определенных правил ценообразования

 

Прямое, или административное, государственное регулирование ценообразования осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе по отраслям народного хозяйства.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат – калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий монополистов.

 

Косвенное регулирование ценообразования обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую так и на потребляемую продукцию.

ТЕМА :Ценовая политика предприятия